Не потому, что это единственный пример такого рода. Тут Бресту просто больше повезло, чем, скажем, Осовцу или Ново-Георгиевску. Её подвиг, что называется, "раскручен".
Но от того он не становится меньше.
Измерение человечества - то, где оно проявляет себя в критической ситуации, которая спрашивает по-полной. Вот мера ответа на неё человека и является измерением человечества.
И в этом смысле Брестская крепость - один из лучших примеров такого ответа. Ибо оборона её изучена едва ли не по минутам, а сохранность её остатков даёт полную возможность зримо представить себе эту меру.
И потому пленение последнего её защитника - майора Гаврилова, - что обозначило формальное окончание сопротивления лишь на 31 день обороны, 23 июля 1941 года, даёт человечеству измерение, близкое к бесконечному...
С другой стороны, Брестская крепость разочаровывает. Знаете, чем? Тем, что ты, оказывается, и так тут всё знаешь. Да, всё та же раскрученность. Узнаваемость. Трудно открыть что-то новое.

Поэтому я попытался немного поиграть на ракурсах, чтобы знакомые с детства картинки не казались уж такими классическими.

Как с этой же звездой на входе, которую хотелось показать нервной, битой, но собранной и непреклонной.
Как получилось - судите сами.
Вот этот, "уродливый" с точки зрения сытой пиндосни памятник сопротивлению.

Лично я в нём вижу именно это - решимость сопротивляться, сопротивляться в безнадёжной ситуации, потому что ты русский, советский (хотя на мемориале павших фамилии людей самых разных национальностей).
Очень трогает памятник солдату, пытающемуся набрать воду. Он, правда, мне показался излишне монументальным, поэтому я увидел его вот так:

Поближе:

Проблема с водою была действительно гигантская: крепость, хотя и круговая, рассечена внутренними стенами на отрезки для надёжности обороны. Потому многим защитникам доступа к воде не оказалось: гарнизон был рассечён на отдельные группы уже в первые часы штурма; от реки и рва немцы отсекали наших пулемётами; а колодцы на территории как-то были ликвидированы ранее.
Впрочем, что я о том рассказываю - это опять-таки известно по истории. Просто вот так, воочию, видеть из бойницы каземата столь близкую воду и не мочь до неё добраться, - это должно было быть пыткой похлеще самой жажды.

А в одном из казематов словно бы мелькнул призрак одного из защитников.

Это, конечно, не призрак, это участник местного военно-патриотического клуба,

который показал нескольким желающим не классическую сторону Брестской обороны и поводил по заброшенным, мало кем посещаемым казематам.


В общем, представить себя в 1941 году оказалось проще, чем, скажем, в музее.

Это действительно хороший музей, но... музей. Не более. Так что тут я тоже оставил себе на память лиш8ь несколько фотографий - картины в технике классического военного соцреализма,

или тоже, конечно, всю насквозь назидательную, но оттого не менее прекрасную скульптуру,

образцы найденного на поле боя оружия и так далее.
Кстати, о вооружении. Небезынтересным показалось запечатлеть реальное качество советской техники. Два танка и самоходка, к обороне крепости, конечно, отношения не имеющие, но на которых видно вот это грубое литьё башни

или могучую, но тоже грубую сварку брони самоходки.

Посмотреть - и снова восхититься предками. Ну, да, танк в среднем жил два-три боя - так чего вокруг него танцы с филигранью устраивать? Зато технологично и дёшево. А главное - ощутимое физические и численное преимущество над немцами с их заклёпками и комфортом.
Потому и зафиксировал для себя: вот это - подлинные танки нашей победы.
А ещё зафиксировал более современное изделие. Охраняет ли польскую границу - она через мост - или стоит для устрашения оных ляхов, выяснить не удалось.

Ну, и для прощания с Брестом - немножко слёзок...

Но от того он не становится меньше.
Измерение человечества - то, где оно проявляет себя в критической ситуации, которая спрашивает по-полной. Вот мера ответа на неё человека и является измерением человечества.
И в этом смысле Брестская крепость - один из лучших примеров такого ответа. Ибо оборона её изучена едва ли не по минутам, а сохранность её остатков даёт полную возможность зримо представить себе эту меру.
И потому пленение последнего её защитника - майора Гаврилова, - что обозначило формальное окончание сопротивления лишь на 31 день обороны, 23 июля 1941 года, даёт человечеству измерение, близкое к бесконечному...
С другой стороны, Брестская крепость разочаровывает. Знаете, чем? Тем, что ты, оказывается, и так тут всё знаешь. Да, всё та же раскрученность. Узнаваемость. Трудно открыть что-то новое.

Поэтому я попытался немного поиграть на ракурсах, чтобы знакомые с детства картинки не казались уж такими классическими.

Как с этой же звездой на входе, которую хотелось показать нервной, битой, но собранной и непреклонной.
Как получилось - судите сами.
Вот этот, "уродливый" с точки зрения сытой пиндосни памятник сопротивлению.

Лично я в нём вижу именно это - решимость сопротивляться, сопротивляться в безнадёжной ситуации, потому что ты русский, советский (хотя на мемориале павших фамилии людей самых разных национальностей).
Очень трогает памятник солдату, пытающемуся набрать воду. Он, правда, мне показался излишне монументальным, поэтому я увидел его вот так:

Поближе:

Проблема с водою была действительно гигантская: крепость, хотя и круговая, рассечена внутренними стенами на отрезки для надёжности обороны. Потому многим защитникам доступа к воде не оказалось: гарнизон был рассечён на отдельные группы уже в первые часы штурма; от реки и рва немцы отсекали наших пулемётами; а колодцы на территории как-то были ликвидированы ранее.
Впрочем, что я о том рассказываю - это опять-таки известно по истории. Просто вот так, воочию, видеть из бойницы каземата столь близкую воду и не мочь до неё добраться, - это должно было быть пыткой похлеще самой жажды.

А в одном из казематов словно бы мелькнул призрак одного из защитников.

Это, конечно, не призрак, это участник местного военно-патриотического клуба,

который показал нескольким желающим не классическую сторону Брестской обороны и поводил по заброшенным, мало кем посещаемым казематам.


В общем, представить себя в 1941 году оказалось проще, чем, скажем, в музее.

Это действительно хороший музей, но... музей. Не более. Так что тут я тоже оставил себе на память лиш8ь несколько фотографий - картины в технике классического военного соцреализма,

или тоже, конечно, всю насквозь назидательную, но оттого не менее прекрасную скульптуру,

образцы найденного на поле боя оружия и так далее.
Кстати, о вооружении. Небезынтересным показалось запечатлеть реальное качество советской техники. Два танка и самоходка, к обороне крепости, конечно, отношения не имеющие, но на которых видно вот это грубое литьё башни

или могучую, но тоже грубую сварку брони самоходки.

Посмотреть - и снова восхититься предками. Ну, да, танк в среднем жил два-три боя - так чего вокруг него танцы с филигранью устраивать? Зато технологично и дёшево. А главное - ощутимое физические и численное преимущество над немцами с их заклёпками и комфортом.
Потому и зафиксировал для себя: вот это - подлинные танки нашей победы.
А ещё зафиксировал более современное изделие. Охраняет ли польскую границу - она через мост - или стоит для устрашения оных ляхов, выяснить не удалось.

Ну, и для прощания с Брестом - немножко слёзок...
