В год 6581 (1073). Воздвиг дьявол распрю в братии этой - в Ярославичах. И были в той распре Святослав со Всеволодом заодно против Изяслава. Ушел Изяслав из Киева…
А Святослав сел в Киеве…
Дальше важные слова:
…прогнав брата своего, преступив заповедь отца, а больше всего Божью.
Типа, незаконно власть взял. Тогда, простите, Владимир, который Ясно Солнышко, он же Равноапостольный – вовсе преступник. Ибо брата своего, законного властителя, вовсе умертвил.
Но ладно –
В год 6584 (1076). Ходил Владимир, сын Всеволода, и Олег, сын Святослава, в помощь полякам против чехов.
Вместе ходили, воинское братство крепили.
В этом же году преставился Святослав, сын Ярослава… И сел после него на столе Всеволод…
Сел, понятное дело, не более законно, нежели старший братец. Тем не менее на главном престоле посидел, чем обеспечил и своим сыновьям возможность когда-нибудь стать великими князьями. Если всё удачно сложится, конечно, Ибо по лествичному праву сначала покняжить должны сыновья – точнее, сын – старшего, Изяслава. Потом подойдёт очередь сыновей среднего, Святослава. И лишь затем – Всеволода.
Так что у Олега прав на великокняжеское сидение больше, чем у Владимира. Значительно. Шансы Владимира, откровенно говоря, вообще мизерные.
А ведь это весьма, весьма энергичный молодой человек. И Олег ему крепко мешает…
Но пока -
В год 6585 (1077). Пошел Изяслав с поляками, Всеволод вышел против него. … Всеволод же пошел против брата Изяслава на Волынь; и сотворили мир, и, придя, Изяслав сел в Киеве, месяца июля в 15-й день, Олег же, сын Святослава, был у Всеволода в Чернигове.
То есть царит ещё мир и благоволение в человецех – племянник остался в том доме, с которым вместе бился против Изяслава. Но недолго музыка играла -
В год 6586 (1078). Бежал Олег, сын Святослава, в Тмутаракань от Всеволода, месяца апреля в 10-й день.
Как видим, года не прошло, а между бывшими подельниками пробежала чёрная кошка. Здоровая. Пантера целая. Ибо
В этом же году убит был Глеб, сын Святослава, в Заволочье.
И затем
сидел вместо него в Новгороде Святополк, сын Изяслава
И, видать, у Олега и брата его Бориса не было сомнений в том, кто стоит за смертью Глеба. Они приходят мстить:
привели Олег и Борис поганых на Русскую землю и пошли на Всеволода с половцами. Всеволод же вышел против них на Сожицу, и победили половцы русь, и многие убиты были тут… Олег же и Борис пришли в Чернигов, думая, что победили, а на самом деле земле Русской великое зло причинили, пролив кровь христианскую…
Божья кара – так это должно было восприниматься. Так что вот это – вряд ли –
…за которую взыщет Бог с них, и ответ дадут они за погубленные души христианские.
В смысле – ответ-то дали, это нам история подтверждает, но вот справедливо ли – неизвестно. Нам же никто не сказал, что за пантера чёрная вторглась в жизнь бывших союзников в период с 15 июля 1077 года до 10 апреля 1078 года. И отчего так люто драться начали двоюродные братья, что гибель в бою затронула даже высших, знаменитейших мужей:
убит был Иван Жирославич и Тукы, Чудинов брат, и Порей, и иные многие
Нет, смерть воина в бою – дело в те времена нормальное. Но гибель людей столь высокопоставленных, что их имена упоминаются в летописи - ну-у… Это сродни гибели маршала в Великую Отечественную. А поскольку автоматов и пушек ещё не было, то гибель «маршалов» означала, что на поле боя случился с ними полный швах. Окружение. И резня.
А ведь до того степень ожесточённости княжеских разборок редко доходила до смертоубийств высоких начальников. Встретились, развернулись, передовые полки схлестнулись – чей которого перемог, того и верх. Потерпевший поражение отбегает километра на два, останавливается и высылает парламентёров договариваться об условиячх мира. Лишь в самых запущенных случаях, когда договариваться уже не о чем, когда уже кровь братьев на чьих-то руках, когда уж и Киев иностранные интервенты разоряли, вот тогда –
и была сеча жестокая, какой не бывало на Руси, и, за руки хватаясь, рубились, и сходились трижды, так что текла кровь по низинам.
Обычно же –
Ярослав собрал воинов многих, и пришел в Киев, и заключил мир с братом своим Мстиславом у Городца
Или
Всеволод же пошел против брата Изяслава на Волынь; и сотворили мир, и, придя, Изяслав сел в Киеве.
Нет, вели себя так князья не из-за гуманизма. Политика никогда сантиментов не людила. Да и общество и нравы тогдашние были варварскими. Меньше ста лет внедрения христианства даже в княжеский род.
Интермедия про внедрение христианства обычными методами
Однажды во время неурожая в Ростовской области явились два волхва из Ярославля, говоря, что «мы знаем, кто запасы держит».
Волхвы – это, ясное дело, священнослужители прежней, языческой веры. И за дело взялись круто:
убивали многих жен, а имущество их забирали себе.
Похоже, не волхвы, а так. Расстриги, если бы у язычников бывали расстриги. А ещё точнее – мародёры. Но всё же с антихристианским идейным содержанием. Например,
убили тут Янева попа
Собрали волхвы возле Белоозера до 300 человек. Армия освобождения имени Батьки Махно. То есть бога Велеса.
В это же время случилось Яню, сыну Вышатину, собирая дань, прийти от князя
Ему пожаловались на беспредел со стороны служителей культа. Он отправил к махновцам послов, требуя выдачи заводил. Те, естественно, отказались. Янь Вышатич напал на них. Но, видно, неудачно – волхвы ушли. Тогда
Янь же, войдя в город к белозерцам, сказал им: «Если не схватите этих волхвов, не уйду от вас весь год».
Так что побили парня, попа его убили. И он закономерно не нашёл ничего лучшего, как взять в заложники мирное население. Христианский поступок.
Нет, это не махновщина. Это антоновщина и маршал Тухачевский…
И куды крестьянину податься? –
Белозерцы же пошли, захватили их и привели к Яню.
Сам не смог – гражданских послал.
И отмщение волхвам устроил – христианистее некуда! –
И сказал Янь гребцам: «У кого из вас кто из родни убит ими?». Они же ответили: «У меня мать, у того сестра, у другого дочь». Он же сказал им: «Мстите за своих». Они же, схватив, убили их и повесили на дубе: так отмщение получили они от Бога по правде!
Вот, должно быть, изумился Христос, узнав, как понимают его правду ближние княжеские бояре на Руси! И монахи-летописцы. И почему мы должны думать, что князья были большими образцами христианских добродетелей?