Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русские не славяне. 6

Сначала-то всё шло хорошо –

В год 6581 (1073). Воздвиг дьявол распрю в братии этой - в Ярославичах. И были в той распре Святослав со Всеволодом заодно против Изяслава. Ушел Изяслав из Киева…
А Святослав сел в Киеве…

Дальше важные слова:

…прогнав брата своего, преступив заповедь отца, а больше всего Божью.

Типа, незаконно власть взял. Тогда, простите, Владимир, который Ясно Солнышко, он же Равноапостольный – вовсе преступник. Ибо брата своего, законного властителя, вовсе умертвил.
Но ладно –

В год 6584 (1076). Ходил Владимир, сын Всеволода, и Олег, сын Святослава, в помощь полякам против чехов.

Вместе ходили, воинское братство крепили.

В этом же году преставился Святослав, сын Ярослава… И сел после него на столе Всеволод…

Сел, понятное дело, не более законно, нежели старший братец. Тем не менее на главном престоле посидел, чем обеспечил и своим сыновьям возможность когда-нибудь стать великими князьями. Если всё удачно сложится, конечно, Ибо по лествичному праву сначала покняжить должны сыновья – точнее, сын – старшего, Изяслава. Потом подойдёт очередь сыновей среднего, Святослава. И лишь затем – Всеволода.
Так что у Олега прав на великокняжеское сидение больше, чем у Владимира. Значительно. Шансы Владимира, откровенно говоря, вообще мизерные.
А ведь это весьма, весьма энергичный молодой человек. И Олег ему крепко мешает…
Но пока -

В год 6585 (1077). Пошел Изяслав с поляками, Всеволод вышел против него. … Всеволод же пошел против брата Изяслава на Волынь; и сотворили мир, и, придя, Изяслав сел в Киеве, месяца июля в 15-й день, Олег же, сын Святослава, был у Всеволода в Чернигове.

То есть царит ещё мир и благоволение в человецех – племянник остался в том доме, с которым вместе бился против Изяслава. Но недолго музыка играла -

В год 6586 (1078). Бежал Олег, сын Святослава, в Тмутаракань от Всеволода, месяца апреля в 10-й день.

Как видим, года не прошло, а между бывшими подельниками пробежала чёрная кошка. Здоровая. Пантера целая. Ибо

В этом же году убит был Глеб, сын Святослава, в Заволочье.

И затем

сидел вместо него в Новгороде Святополк, сын Изяслава

И, видать, у Олега и брата его Бориса не было сомнений в том, кто стоит за смертью Глеба. Они приходят мстить:

привели Олег и Борис поганых на Русскую землю и пошли на Всеволода с половцами. Всеволод же вышел против них на Сожицу, и победили половцы русь, и многие убиты были тут… Олег же и Борис пришли в Чернигов, думая, что победили, а на самом деле земле Русской великое зло причинили, пролив кровь христианскую…

Божья кара – так это должно было восприниматься. Так что вот это – вряд ли –

…за которую взыщет Бог с них, и ответ дадут они за погубленные души христианские.

В смысле – ответ-то дали, это нам история подтверждает, но вот справедливо ли – неизвестно. Нам же никто не сказал, что за пантера чёрная вторглась в жизнь бывших союзников в период с 15 июля 1077 года до 10 апреля 1078 года. И отчего так люто драться начали двоюродные братья, что гибель в бою затронула даже высших, знаменитейших мужей:

убит был Иван Жирославич и Тукы, Чудинов брат, и Порей, и иные многие

Нет, смерть воина в бою – дело в те времена нормальное. Но гибель людей столь высокопоставленных, что их имена упоминаются в летописи - ну-у… Это сродни гибели маршала в Великую Отечественную. А поскольку автоматов и пушек ещё не было, то гибель «маршалов» означала, что на поле боя случился с ними полный швах. Окружение. И резня.
А ведь до того степень ожесточённости княжеских разборок редко доходила до смертоубийств высоких начальников. Встретились, развернулись, передовые полки схлестнулись – чей которого перемог, того и верх. Потерпевший поражение отбегает километра на два, останавливается и высылает парламентёров договариваться об условиячх мира. Лишь в самых запущенных случаях, когда договариваться уже не о чем, когда уже кровь братьев на чьих-то руках, когда уж и Киев иностранные интервенты разоряли, вот тогда –

и была сеча жестокая, какой не бывало на Руси, и, за руки хватаясь, рубились, и сходились трижды, так что текла кровь по низинам.
Обычно же –

Ярослав собрал воинов многих, и пришел в Киев, и заключил мир с братом своим Мстиславом у Городца

Или

Всеволод же пошел против брата Изяслава на Волынь; и сотворили мир, и, придя, Изяслав сел в Киеве.

Нет, вели себя так князья не из-за гуманизма. Политика никогда сантиментов не людила. Да и общество и нравы тогдашние были варварскими. Меньше ста лет внедрения христианства даже в княжеский род.

Интермедия про внедрение христианства обычными методами

Однажды во время неурожая в Ростовской области явились два волхва из Ярославля, говоря, что «мы знаем, кто запасы держит».

Волхвы – это, ясное дело, священнослужители прежней, языческой веры. И за дело взялись круто:

убивали многих жен, а имущество их забирали себе.

Похоже, не волхвы, а так. Расстриги, если бы у язычников бывали расстриги. А ещё точнее – мародёры. Но всё же с антихристианским идейным содержанием. Например,

убили тут Янева попа

Собрали волхвы возле Белоозера до 300 человек. Армия освобождения имени Батьки Махно. То есть бога Велеса.

В это же время случилось Яню, сыну Вышатину, собирая дань, прийти от князя

Ему пожаловались на беспредел со стороны служителей культа. Он отправил к махновцам послов, требуя выдачи заводил. Те, естественно, отказались. Янь Вышатич напал на них. Но, видно, неудачно – волхвы ушли. Тогда

Янь же, войдя в город к белозерцам, сказал им: «Если не схватите этих волхвов, не уйду от вас весь год».

Так что побили парня, попа его убили. И он закономерно не нашёл ничего лучшего, как взять в заложники мирное население. Христианский поступок.
Нет, это не махновщина. Это антоновщина и маршал Тухачевский…
И куды крестьянину податься? –

Белозерцы же пошли, захватили их и привели к Яню.

Сам не смог – гражданских послал.
И отмщение волхвам устроил – христианистее некуда! –

И сказал Янь гребцам: «У кого из вас кто из родни убит ими?». Они же ответили: «У меня мать, у того сестра, у другого дочь». Он же сказал им: «Мстите за своих». Они же, схватив, убили их и повесили на дубе: так отмщение получили они от Бога по правде!

Вот, должно быть, изумился Христос, узнав, как понимают его правду ближние княжеские бояре на Руси! И монахи-летописцы. И почему мы должны думать, что князья были большими образцами христианских добродетелей?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments