Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Повести исконных лет

В лето 6453 (945). Января в 27 день привезены был оба сына-заговорщика в монастырь к отцу на острове Проти; тот же принял их с горькими насмешками.
Родился у Игоря сын Улеб.
В тот год сказала дружина Игорю: "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам".
Получилось ведь, что отдал Игорь почти всю добычу ромейскую хазарам, в погашение долга своего перед каганом, и не осталось в казне. А торговли с Царьградом тоже не было из-за войны.
И не было у князя великого денег даже для дружины, а Свенельдова дружина богата была ещё кавказской добычею. И оттого печалились воины Игоревы, и до драк со свенельдовыми русами дело доходило.
Было ведь так, что поставил один из дружинников свенельдовых именем Дунай, шатёр свой в поле,а сам уехал на охоту. В те же поры охотился там же рус один киевский именем Добрын. И наехал н на шатёр тот, и увидел, что стоит там вино, для пира по завершении охоты заготовленное. И увидел ещё, что нарезаны там руны грозные, запрещающие вино то трогать. И стала тут Добрыну гордыня в сердце – выпил он вино то, а сам шатёр разорил. А спустя время наехал на него Дунай, и упрекал его; и стали биться, но ни один не сумел одолеть другого.
А были они любимыми дружинниками своих князя и ярла, и восстала обида в Игоре и Свенельде друг на друга. И чтобы не сделать умаления всей руси, решили Игорь и Свенельд вместе судить людей своих. И судили мудро: приговорили обменяться имуществом их, что было на них во время драки той, и через то помириться. И получил тут Дунай оружие сломанное и одежду порванную Добрына, а тот получил разрубленный шатёр и пустые  корчаги из-под вина Дуная. И сказал тут Игорь: "Поняли, ради чего дрались вы? Будет вам за гордыню вашу!" И славил народ мудрость князя, и песню о том поют и ныне кощунники на пирах.
Но продолжали русы игоревы завидовать свенельдовым, и тогда решил великий князь увеличить дань с полюдья, изменивши порядок его по совету Ольги. Предложила же она заменить полюдье, когда русы входят в земли подданных племён и забирают дань, на налог, похожий на греческий, – когда тиуны княжеские собирают его в землях племён. Не хотели ведь старейшины согласиться с увеличением дани русской, а без денег князь великий не мог увеличить войско и защититься тем от хазар.
Знал при том князь, и русь знала, что привозят старейшины на повосты не всю ту дань, что собирают для полюдья; много же рухляди меховой себе оставляют и потом в Царьград везут вместе с русами. Сказала Ольга мужу своему: "Потому так делается, что дани для руси собирают не князья русские, а старшина родовая да племенная; забирает князь то лишь, что они для руси отложили; а сколько они отложили для себя, русь не знает".
А через дань ту утаённую, говорила Ольга, усиливается знать племенная, а русь ослабляется. Потому-де нужно племенных вождей да князьков от сбора дани для полюдья отстранить. И само полюдье отменить, а вместо того устанавливаешь твёрдые оброки.
Сказала Ольга ещё: "Сейчас русь ест с ладони племён, дань дающих, а должны они ести с ладони русской, что делить им будет их дань".
И про то я точно знаю, ибо сама мне Ольга великая княгиня то рассказывала, когда пресвитером был в Русь Киевскую направлен.
Сие тоже показывает, что дочь сия человеческая умна и разумна была не по-варварски с самоей юности своея: она ведь так предлагала установить не полюдье варварское, а обложение постоянное, как то в Ромейской империи делается.
И так решил Игорь по совету Ольги: отправит-де он, великий князь, своих  бояр в земли племён русских – тиунов и амбэтти-япетников, службою и милостями обязанные только ему, а не местным старейшинам и князькам. И для того да поставить в каждой земле русской княжьи повосты да погосты, урочища, ловища и доли. И собирают-де мужи княжьи дани русские, свозят дань в урочище; там же её принимают и считают мужи княжьи набольшие, затем везут в погосты, а по-русски они называются бурги.
И тогда отправился князь с русами и дружиной своею в полюдье к древлянам и стал там устанавливать погосты и урочища, и примучивал тех, кто сопротивлялся новому порядку. И дошёл до земель родов древлянских готских – так ведь называли себя иные роды древлянские, полагая ложно, будто происходят они от готов древних; и князь их звался Мал, а главный город их был Искоростень, что по-русски означает Каменный Утёс.
И были древляне те искоростеньские злы на князя великого, что собрал с них даней выше урочного; а ещё ревновали они древлян вруческих к русам – из тех ведь древлян вруческих происходила мать Игоря, жена великого князя Олега Вещего; оттого ходили вруческие древляне по правую руку от русов.
И утаил Мал от великого князя долю от дани; но узнал о том Игорь и решил забрать ту дань. Для того пошёл он с дружиною малой – большая ведь часть той оставалась сторожить основную дань - к бургу древлянскому, где, сказали ему, хранил Мал утаённую часть.
Мал же, услышав, что идёт Игорь, сказал: "Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит". И выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. А Игоря привязали к двум берёзам согнутым, и так разорвали его на  части. И закопали тело Игоря князя там же, возле Искоростеня города, у погоста русского, и с людьми его.
Тем временем русь под началом Свенельда продолжила полюдье – не могли ведь ждать они великого князя, даже не зная ещё об участи его, иначе не собрать им было полюдье до весны. А князь Мал не посылал к русам с известием, что убил князя их, но исполчал землю деревскую. Оттого узнала русь о гибели князя своего великого, когда у кривичей уже была, в Смоленске.
Ольга же была в Киеве с сыном своим Святославом, и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд.
Послали к Ольге с известием о гибели мужа её; ничего не сказала великая княгиня, но велела укреплять крепость киевскую Самват. И говорила тем, кто усмехался на то: "Ведомо мне, что не так сильны древляне готские,, чтобы Самват крепость взять; но надобно встретить хазар, ибо нечем платить им выход будет хазарский; да и не гоже то руси, когда князья её великие умерли, ту дань хазарам обещавшие".  
 
Tags: Повести исконных лет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments