Выслушала сие Ольга и отпустила посла греческого ждать ответа.
И не стала принимать его Ольга, и стояли корабли греческие в Почайне, яко стояли русские корабли в Суду.
Ольга же советовалась с мужами киевскими – знали ведь уже, что греки силу русскую требуют, воевать с агарянами. И говорили ей мужи русские: "Не можем много силы дать: хазары нам немирны, и печенегов зовут на Русь наскакивать. Через год соберём силу для греков; они же за то время больше денег дадут за войско русское". И приговорили тако.
Через две недели приняла Ольга Косомера и передала через него ответ свой царю греческому: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе". И отпустила послов с этими словами.
Печенеги напали на тиверцев и много зла сотворили.
В се же лето скончал дни свои в монастыре на остров Проти прежний император ромейский Роман Лакапин. Похоронили же его в монастыре Мирелейон, что в Царьграде.
Приходили в Константинополь вожди угорские Термачу, сын Тевела, и Булчу, сын Кала, и здесь крестился Булчу.
В лето 6457 (949). Базилевс Константин, будучи более не в силах сносить дерзость агарян, что сидели на острове Крит, и их внезапные набеги, решил наказать их, собрав боеспособное войско и послав на них на острове их.
Тогда по весне прислал базилевс Константин дары новые Ольге с просьбою дать помощь воями. А слы греческие были уже не гордынею обуяны, как Косомер, но оказывали великой княгине русской всю честь, положенную по уставам греческим. И клялись они, что подарками своими умиротворят печенегов – может-де Русь не опасаться набегов их.
Приняла Ольга милостиво послов тех, и вытребовала от них облегчения новые торговле русской в Царьграде. После же отправила им вслед дружину русскую на 20 кораблях, и было той дружины 700 человек.
Греки же, собрав силы великие, в том числе большое число огненосных триер, направились к острову Криту. Русам же дали 9 кораблей, и шли они отдельной морскою дружиною, во главе же их был морской ярл Кнуд Убийца Саксов, родом дан, что пришёл в русь из варягов, Игорем для похода на Греческую землю нанятых. И было тех русов 629, и показали они, как говорят греки, мужество небывалое, поразив агарян несметное количество.
Но из-за трусости и неопытности греческого полководца, патрикия по имени Константин Гонгила, родом из пафлагонцев, и, говорят, жалкого бездельника, бывшего евнухом при дворе, всё собранное войско было, за исключением нескольких человек, разбито и уничтожено варварами. Окружили агаряны корабли их, и греческий огонь не помог, зане потопили агаряны корабли с ним быстро. И потом избили они флот греческий мало не полностью, и многих убили, а иных пленили, в том числе предводителя греческого.
Русы же сумели прорвать строй агарян на двух кораблях, и на следующее лето с честью вернулись в Киев, и от них слышал я про битву эту.
Хазары ходили на печенегов орды кулпеи; к тем же присоединились печенеги орды талмат и аланы, и резались жестоко всё лето. Затем же установили мир, и оборотились хазары на алан, хотя наказать их за союз с талмат. Многие аланы бежали в пределы русские и осели у северян степных.