Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Хотел бы предоставить разгрому общественностью проект предисловия к "Повести исконных лет"

Предисловие

Ещё легендарный исследователь русских летописей академик А.А.Шахматов указывал на зияющие пропуски начальных страниц "Повести временных лет". И в то же время красочность и детализированность некоторых эпизодов – знаменитые "корабли на колёсах" князя Олега, "три мести" княгини Ольги, замечательные в своём роде описания военных подвигов князя Святослава – заставили учёных предполагать, что ещё до Нестора с его ПВЛ существовал некий свод "Деяний первых русских князей". Или что-то в этом роде – в общем, какой-то вид летописи, не уцелевший уже ко времени Нестора, но оставшийся, видимо, в каких-то отрывках, пересказах, ссылках.
К сожалению, никто не пробовал реконструировать содержание той пропавшей первой русской летописи. За исключением того, что ряд исследователей попытались восстановить его по извлечённым из ПВЛ эпизодам. Это,  конечно, ни в коей мере не может удовлетворить человека, интересующегося самыми первыми годами русской национальной истории.
Всё это время, однако, наука не стояла на месте. Сегодня в свете накопленных историей, а также другими науками данных вполне убедительно воспроизводится историческая канва начала Руси. Данные источниковедения, археологии, этнографии, антропологии, даже генетики позволяют сегодня выстроить не только непротиворечивую, но и комплексную картину предыстории и ранней истории Древнерусского государства.
Остаётся её только нарисовать, эту картину. Для чего – тут уж действительно художественный произвол автора - облечь её в форму реконструкции той самой искомой "предлетописной" летописи. Ничего, кстати, невозможного в её существовании нет – при дворе великой княгини Ольги ещё в середине Х века жил и действовал некий христианский "презвитер". Лицо, документально зафиксированное, присутствовавшее на приёме у византийского императора во время посещения его русской делегацией во главе с Ольгой. Он же, этот православный клирик, провожал Ольгу в последний путь в 969 году.
А ещё кто-то, явно хорошо и книжно образованный, описывал тому самому императору Константину Багрянородному жизнь, быт и торговые пути тогдашних русов – причём описывал с позиций явного очевидца.
Ну, а раз клирик – значит, грамотный. Мог он вести свои анналы? Мог – их тогда монахи и вели.
Но это, собственно, единственное вольное авторское допущение. Сам же текст нашего "духовника княгини Ольги" базируется на твёрдом научном фундаменте. В "летописи" сей нет ни одного выдуманного эпизода или исторического свидетельства. Все события, почти все персонажи – за исключением введённых для соблюдения самой логики реконструкции – взяты из реальности. Или, точнее, из национальных и зарубежных письменных документов, из археолгических данных, из аутентичных нарративных источников – таких как северные саги, русские былины, эпос степных народов и так далее. Вплоть до имён действующих лиц – все они взяты либо из реальных документальных источников, включая, например, новгородские берестяные грамоты, либо из тех саг и сказаний, действие которых касалось древней Руси.
Спорной может показаться, впрочем, интерпретация автором национального генезиса русов – как первоначально скандинавоязычных северных находников, занимавшихся товарообменом между богатым пушниной пространством Восточно-Европейской равнины и богатым серебром мусульманским Востоком. Но во-первых, факт таких занятий русов подтверждён безупречно надёжно всем корпусом причастных к делу письменных и археологических источников. А во-вторых и главных, русы как народ вырастали не из скандинавов, заработавших своё и вернувшихся на родину, а из тех их товарищей, которые по тем или иным причинам оставались на территории будущей Руси и постепенно врастали в её экономические, социальные и этнические реальности. Иными словами, не скандинавы это. Это скандинавский по происхождению, но за века политического и этнического синтеза ставший вполне местным этнический продукт. Доказательства этого тезиса – на мой взгляд, исчерпывающие - смотрите, например, в моём трёхтомнике "Русские – не славяне?", "Русские – покорители славян", "Русские – собиратели славян".
Вот художественное осмысление того, как происходил, и стало главной задачей данной реконструкции исконной русской истории.
Так её и назовём –
- "Повести исконных лет".
Годится?
Tags: Повести исконных лет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments