Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Казаки, как я их вижу

Если сравнить Степь с океаном - как оно и есть для давних времён, ибо люди точно так же селились в ней по "берегам", а по её просторам гуляли "корабли" кочевых отрядов, - то казкаов можно сравнить с пиратами Карибских морей.
Вопрос их образования до сих пор вызывает споры среди историков, ибо нечто подобное существовало в Степи всегда - вольные отряды, которые не подчинялись никому и в которые по разным причинам уходили всяческие энергичные элементы. Так же, как пираты существовали всегда.
Но политически и этнически это явление стало заметно тогда, Золотая Орда стала распадаться на протогосударства, и кусок Степи, позднее названный Диким Полем, освободился от кочевников, но не стал частью никакого государства. Просто так сложился калейдоскоп. Русь и Литва поначалу были заняты друг другом, и до такого юга их руки не доходили. Ногайская Орда, которая изначально занимала Дикое Поле, после столкновений с Крымской Ордой, Золотой Ордой и Литвою предпочла откочевать в ставропольские степи, куда эти государства не дотягивались. Крымская Орда сидела за Перекопом, и хотя её отряды вольготно чувствовали себя в Диком Поле, всё же резиденция её была в Крыму. Золотая Орда была далеко, да и земли эти, собственно, входили в сферу влияния крымчаков.
В этих условиях сами собою в Диком Поле начали образовываться базы лихий людей - осколков всех этих государств и этносов. Грубо говоря, приюты убийц, воров, грабителей и прочего преступного элемента. По сути, элемент этот воспользовался вакуумом власти.
А дальше пошло закономерное развитие. Степные пираты не признавали ничьей и никакой власти, но признавали собственные воровские законы и правила игры. Воровские законы же на самом деле весьма справедливы даже сегодня, хотя это законы волков. Соответственно, вокруг этих степных "Тортуг" стал возникать ореол мест, где живут "по воле и по правде". Соответственно, туда потянулся не сильно преступный, но просто недовольный энергичный элемент. Поскольку в массе он был православным, то вскоре православие среди степных пиратов стало преобладать (если не преобладало с самого начала, о чём тоже пока спорят). Возникла дузовная связь с единоверцами на Руси и в Литве. Это, однако, вовсе не делало казаков их союзниками, но грабить они охотнее уходили на татар - тем более, что Русь и Литва после ликвидации Золотой Орды стали быстро укреплять свою государственность и пограничную службу. Именно по той же причине они с удовольствием отправлялись грабить и Русь, Литву, и Польшу, едва там намечались проблемы, или же эти государства сами чем-либо обижали казаков. По этой же проблеме они отдавались добровольно тем силам, при которых можно было предполагать хороший грабёж, или же выступали наёмниками тех, кто хорошо платил, или этот самый грабёж обещал в качестве вознаграждения. Эти умонастроения дожили даже до тех времён, когда казаки давно уж вошли в состав России: малоизвестная стороны войны 1812 года заключается в том, что за казаками молчаливо признавалось право на мародёрство, и добычу на них не искали - то есть не требовали вернуть даже те имеющие хозяина ценности, которые они забрали у до того отнявших эти ценности французов. Даже государственное имущество.
Вот такая картина как раз объясняет все те вопросы, которые назадавал этот самый человек, изучающий историю по энциклопедическому словарю. И участие казаков в Смуте. И их восстания, в ходе которых они к Русской земле относились не как к родной. И участие их, тем не менее, в царском войке - но на правах автономии. И возможность их найма отдельными гражданами, включая даже такие задания как покорение Сибири.
Единственный вопрос, на который у историков нет ответа исторически достоверного, - отчего чуб-оселедец действительно похож на тот, который фигурирует в описании Святослава. И если между ними генетическая связь. Ибо с одной стороны, похожесть есть, а с другой - трудно себе представить, чтобы князья и воины со времён Святослава носили такие чубы, а о них нигде больше ни одного упоминания вплоть до 15 века. То есть разрыв в 400-500 лет в упоминаниях при сохранении традиции весьма странен.
Казак - слово тюркское действительно. Что означает - не могу сказать, версии тут слишком разные.
Вопрос же с народом-нацией предельно ясен.
Это не нация и быть не может, ибо нация, говоря предельно коротко, - это образовавший государство народ.
Отдельный ли народ - казаки? Тоже нет, ибо не образует отдельную от других народов национальную, культурную, историческую и традиционную общность.
Казаки отличаются от русских лишь образом жизни. Следовательно, это сообщество или сословие внутри общества, имеющее свои сословные и традиционные особенности, но в целом этнически, культурно и традиционно стоящее внутри общества.
При этом речь идёт об исторических казаках. В какой мере на их роль могут претендовать нынешние ряженые, расказаченные и лишённые именно того, что составляло их сословную суть, - не знаю. Если им удастся возродить свою прежнюю сословную субкультуру через 60 лет - одно дело. Если нет - то так и останутся группой реконструкторов.
Tags: Политическая история
Subscribe

  • Его Сиятельство главарь

    Атаман Войска Донского Матвей Иванович Платов остался в истории одним из главных героев Отечественной войны 1812 года, чьи казаки внесли заметный…

  • Все, в продажу пошёл "Тайный дневник фельдмаршала"

    Нравились мне "Русские...". Но там больше ум писал. Но тут... Нет, не сердце. Иногда это было перевоплощение до мистики. Каждый день делая марш,…

  • Победитель победителя

    Исполнилось 200 лет со дня смерти величайшего полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Кому-то превосходная степень покажется чересчур смелой? Но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments