Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Откуда взялись русские. 3

Киммерийцы

Первыми в историческое время мы застаём здесь киммерийцев.

Закатилось солнце и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами - ни тогда, когда восходит на звёздное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростёрта над жалкими смертными…

Это «отец поэзии» Гомер рассказал в «Одиссее» (Одиссея ,XI, 12-19). Кажется, это первое известие о киммерийцах - ведь его поэмы датируются VIII веком до н.э. Но, возможно, этот кусок был взят им – как и, собственно, сюжеты его поэм – из преданий, легенд и песен более ранних времён, времён Троянской войны. Судя по результатам раскопок в Трое, это примерно 1260-е годы до н.э.
В таком случае мы можем фиксировать отсутствие хоть какого-либо разрыва в истории ариев-синташтинцев, ариев срубной культуры и киммерийцев. Появление последних на горизонте ахейских греков совпадает с ухудшением природно-климатических условий в степях в конце II - начале 1 тыс.до н.э. Проще говоря – с засухой. Именно она и заставила развалиться земледельческо-скотоводческую срубную культуру, а её население – переместиться в более благоприятные местности. Закономерно отказавшись при этом от ставшего нерентабельным земледелия. По сути – деградировав.
Итог, по данным археологии:

В XII-X вв. до н.э., по сравнению с предшествующим периодом, в степной зоне между Доном и Дунаем наблюдается десятикратное уменьшение количества поселений и погребений. Те же тенденции сокращения населения проявляются в степном Причерноморье и в последующую киммерийскую эпоху, что находит своё отражение в отсутствии на этой территории поселений и стационарных могильников.

Куды бедному – при этом деградировавшему и озверелому – арийцу податься? Два пути у него. На север, к лесам и рекам нынешней центральной России. И на юг – к тёплым морям и богатым городам, население которых, конечно же, не откажется восполнить дефицит наличных продовольственных и денежных средств у грозных воинов Севера.
Сначала мы видим

территории предгорного Крыма и Северного Кавказа, в частности Закубанья, где в предскифский период отмечен резкий прирост могильников. Многие из них несут в себе черты, свидетельствующие о контактах со степными племенами. Данное обстоятельство явилось важным фактором формирования одной из групп киммерийских памятников, получивших в науке название «новочеркасской». Основной территорией распространения «новочеркасской» группы является Предкавказье и лесостепное Днепровское Правобережье. Культура этого населения сформировалась, преимущественно, впроцессе тесных контактов ранних кочевников и местного населения Северного Кавказа.

Здесь помещает киммерийцев «отец истории» Геродот. Правда, в своём V веке до н.э. он пишет уже о старине, и в его время киммерийцев вытеснили уже скифы, но он упоминает о могиле киммерийских царей у реки Тирас (Днестр) и называет ряд топонимов:

и теперь ещё есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор.

Итак, два «отца» - поэзии и истории – дают нам картинку движения этого народа: от «севера дальнего», где полярная ночь (явно отголоски индоевропейских же преданий о Заполярье, кое и для древних индоевропейцев было краем света), до Причерноморья.
Ну, а дальше – понеслось. Точнее, понеслись. Конные лавы яростных и умелых северных бойцов. Опустошительные их набеги оказали настолько сильное впечатление, что до сих пор киммерийцев считают едва ли не исчадиями ада. Даже в современной литературе, в том числе и фэнтэзийной. Необычный внешний облик этих варваров был запечталён на вазах, а античные литературные и ассирийские клинописные тексты сохранили некоторые имена их военачальников:

Теушпа, Лигдамис (или, по синхронным ассирийским документам, Дугдамме), Сандакшатру.

Я, конечно, не лингвист, но последнее имя – явно из индоарийского лексикона.
Вот что примерно об этом натиске можно восстановить по источникам.
Народ гамирра начал тревожить северные границы государства Урарту, начиная с последней четверти VIII века до н.э. Около 714 года до н.э. царь урартов Руса I решил их проучить. Были собраны едва ли не все урартские войска,

причём в них находился и сам царь, его туртан (главнокомандующий), и к тому же по меньшей мере 13 областеначальников. Несмотря на концентрацию сил урартов, киммерийцы нанесли им сокрушительное поражение, наголову разгромив войска туртана и еще 2 областеначальников и захватив их самих в плен. Остальные 11 областеначальников были вынуждены отступить, а сам царь поспешил в Урарту, оставив свои войска.

То есть ребята были посильнее армии целого государства, мощного и стабильного.
И в принципе, это понятно. Судя по археологии, это войско было чем-то весьма похожим на позднейшее монгольское, которое разгромило всё, что можно, от Японского моря до Адриатического и от Аравийского до Балтийского. Не исключено поэтому, что тот самый грозный «народ Рош» из Библии, столь любимый всеми нашими удревнителями отечественной истории, обозначает киммерийцев. Впрочем, с тем же успехом он может обозначать и любую предыдущую волну тех, «кто вторгался с севера». Но, во всяком случае, вот эти строки –

Не будет в нём ни изнемогающего, ни утомлённого; он не будет дремать и не будет спать; пояс не снимется с чресл его, и не разорвётся ремень у сандалий его; стрелы его заострены и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колесницы его, как вихрь… -

- исследователи связывают именно с нашими героями.
Основой киммерийского войска были конные бойцы, тесно спаянные в отряды. Они были прежде всего лучниками, то есть самым неприятным противником для пеших армий. Подскакал, выстрелил, ускакал, построился в «карусель», где один стреляющий конник сменяет другого, и ты ничего не можешь с ними поделать. Ибо их не то что догнать – в них и попасть из собственного лука практически невозможно. С бомбёжкой немецких «Юнкерсов», что применяли в последнюю мировую войну такую же практику, не сравнишь, но даже наши стальные ветераны, расписавшиеся в конечном итоге на Рейхстаге, честно признавались, что деморализует это страшно.
К тому же у киммерийцев, как и у немцев, тоже были свои «таковые корпуса прорыва». Захоронение в кургане Уашхиту в Закубанье подтверждает существование у них колесниц.

В южной части ямы сохранились остатки колесницы и её упряжи. Место собственно колесницы отмечено двумя ямками от колес со следами дерева внутри. На костяках четвёрки сопряжённых вместе коней обнаружены уздечные принадлежности, среди которых удалось выделить предметы - индикаторы упряжек колесниц. …
Реконструируемые остатки колесницы свидетельствуют, что использующийся здесь принцип запряжки близок ассирийскому, хорошо известному по каменным рельефам, украшавшим дворцы восточных царей.


То есть что мы из этого видим? Киммерийцам было не жалко в могилу какому-то их Гудериану засунуть дорогущий тогдашний «танк». Это раз. Два – что это опять-таки индоевропейцы. И даже арии, у которых, согласно «Авесте», колесница является атрибутом царей и богов. «Стоящие на колеснице» - одно из трёх сословий древнеиранского общества, из которого происходит царь.
Луки киммерийцев – уже составные. Они состояли из двух продольных полос дерева, обмотанных, по-видимому, берестой. Бронзовые наконечники стрел были втульчатыми. У некоторых встречается шип в виде маленького крючка. Извлекается из раны вместе с большим куском плоти.
Но кроме того, киммерийцы были вооружены весьма – если не самыми совершенными для своего времени мечами с железным клинком и бронзовой рукоятью. Распространены они были куда шире, чем известный нам по истории ареал собственно киммерийцев - на Северном Кавказе, в Центральной Европе и в Волжско-Камском междуречье. Что может ещё раз свидетельствовать об автохтонности носителей группы R1a в наших русских местах. Ибо понятно, что, как всегда, ушли не все. Часть арийского населения осталась в степях, избрав наиболее пригодные для жизни места, например, в долинах больших рек. Именно с таким населением

следует связывать другую группу киммерийских памятников. Она названа «черногоровской» по захоронению в кургане у хутора Черногоровский в Донецкой области. Эта группа памятников локализовалась на широкой территории от Заволжья на востоке до низовий Дуная на западе. Именно черногоровское население более тесно связано по обряду погребения и общему облику материальной культуры со степными культурами эпохи поздней бронзы юга Восточной Европы.

Очень интересна одна деталь из женских киммерийских погребений:

В женских захоронениях встречаются глиняные сосуды, иголки, золотые или бронзовые с золотой плакировкой височные кольца…

Височные кольца. Характерный признак. Особенно для славянских племён Восточной Европы VII-XI веков. Нашей эры.
Только для славянских племён Восточной Европы VII-XI веков нашей эры.и характерный…
Ну, а те, кто ушли, продолжали задавать жару на юге.
В VII веке до н.э., пройдя армян Урарту, киммерийцы стали создавать серьёзные проблемы ассирийским царям Саргону II (681-669 гг. до н.э.) и Ашшурбанипалу (669-627 гг. до н.э.).

В 679/678 г. до н.э. киммерийцы вторглись в Ассирию, но их царь Теушпа был разбит где-то в Малой Азии. Далее они фигурируют в качестве ассирийских наёмников. В 676-675 гг. до н.э. киммерийцы вместе с урартами напали на Фригию. Поход был успешным. Урарты захватили много добычи и пленных, а Фригия была отдана на разграбление киммерийцам.

С 70-х годов VII века.до н.э. киммерийцы начали систематическое разграбление запада Малой Азии.

Бесчинства киммерийцев привели к тому, что около 660 г.до н.э. Лидия и Табал обратились за помощью против них к Ассирии, что не помешало номадам напасть на Лидию. В битве с ними около 644 г.до н.э. лидийский царь Гиг был убит, а столица его царства, город Сарды, была взята и разграблена победителями. Вслед за Лидией киммерийцы обрушились на греческие ионийские города. Большой интерес представляет сообщение Стефана Византийского о том, что киммерийцы около ста лет владели городом Антандром на берегу Эгейского моря в северо-западной Малой Азии, и этот город даже назывался Киммеридой. О киммерийской оккупации малоазийской исторической области Вифиния сообщал Арриан.

Наконец, Ассирия пришла на помощь Лидии. Нанятые царём Ашшурбанипалом скифы разбили киммерийцев. И в конце VII века до н.э. лидийский царь Аллиат нанёс им окончательное поражение.
Вот здесь на исторической сцене и появляются те, кто сделал основную работу по вынесению киммерийцев из жизни. Скифы.
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments