Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Откуда взялись русские. 7

Сарматы

Мы уже несколько раз натыкались в расследовании на понятие "сарматы". Причём в случае со скифами-земледельцами – в контексте, когда их явно идентифицировали с этим народом.
Или путали.
Так кто такие сарматы?
Начнём с Геродота. Всё-таки свидетель. Непосредственный.
«Отец истории» рассказывает, что сарматы жили на воcток от скифов, за Танаисом-Доном и Меотийским озером, оно же Азовское море:

21. За рекой Танаисом – уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам. Савроматы занимают полосу земли к северу, начиная от впадины Меотийского озера, на пятнадцать дней пути, где нет ни диких, ни саженых деревьев.

В общем, где-то в Волго-Донском междуречье.
Геродот же называет сарматов родичами скифов. К тому же

Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык.

При чём тут амазонки? О, это очень душещипательная история, с которой будто бы и связано образование сарматов-савроматов как народа. Вот она.

Эллины вели войну с амазонками. После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трёх кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили [всех] мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулём, парусами и вёслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю.

Это, понятное дело, наивная детская страшилка. Понятно, что амазонок никаких не существовало – во-первых, за невозможностью такого существования, а во-вторых, за неимение археологических следов хоть чего-то похожего. Так же, как невозможно, «гонимыми ветром», не умея обращаться с парусом, в целом виде пройти Керченский пролив, чтобы оказаться в Азовском море. Вон недавно современные корабли попытались в шторм то же проделать. Так Украина до сих пор компенсаций добивается за экологический ущерб, что нанесли… аж десять разбившихся кораблей! Современных, с картами и навигационными системами! Так что сели бы наши амазонки на банку у мыса Тузла, как пить дать! Тем более, что Кубань тогда впадала не в Азовское, а в Чёрное море, и Меотийское озеро действительно было почти озером. То есть вход в Азовское море был весьма затруднён – в том числе и из-за наличия здесь многочисленных населённых пунктов. Конечно, сейчас я буду говорить уже об античной географии, но само название Боспора – Киммерийский - заставляет быть уверенным, что народ живал тут и до греческой колонизации. И что оная осуществлялась на те населённые пункты, которые были выбраны до греков – по той простой причине, что в этих местах и сегодня населённый пункт размещается не там, где хочется, а там, где позволяет местность.
Посему на пути амазонок должы были находиться как минимум мимо:

- деревни Корокондама, расположенной у выхода из Керченского пролива в районе современного мыса Тузла;

Проще, по-моряцки говоря, им требовалась большая удача, чтобы попасть в Керченский пролив мимо Тузлы, мимо соответствующей банки Средней - в то время как им проще было зайти в бухто . А если они не попадали сразу в Керченский пролив, то у них было на пути устье Кубани, которое в те времена часто путали с входом во всякие Северные Пределы – то есть -

…в ста восьмидесяти стадиях (около 30км) от неё находится Синдский порт и город…

Это - устье Кизилташского лимана, где находится станица Благовещенская. Располагающаяся – ага! –

в этих местах и сегодня населённый пункт размещается не там, где хочется, а там, где позволяет местность -

то есть там, где -

издавна известно довольно крупное городище Бугаз.

А Кизилташский лиман и представляет собой затопленное устье одного из рукавов Кубани, когда-то впадавшей в Черное море.
И тут у нас, кстати, выстраивается очень интересная реминесценция на арабские источники по так называемому «Острову русов». Речь в сочинении Ибн-Русте «дорогие ценности» шла вот о чём:

Что же касается ар-Русийи, то, она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясётся из-за обилия в ней влаги.

При этом античные источники, на которых опирались арабы в своих сочинениях о неведомых землях... А было очень авторитетно тогда сослаться на мнение древнего автора. По отношению к ним - древнего. Как у нас на мнение какого-нибудь академика. Невзирая на то, что академик мог ошибаться. А мог и просто безошибочно рассуждать, но - в рамках знаний своего времени… В общем, как мы бы опирались сейчас на мнение Ломоносова. Безусловно, гения. Безусловно, опередившего своё время учёного. Но – к сожалению или к счастью – уже не опередившего времени - нашего.
Но - как и сегодня у нас много любителей опираться на Ломоносова в вопросе о славянском происхождении варягов, хотя с его времени прошло триста лет и как минимум четыре эпохи развития археологии... Так и тогда была масса желающих опереться на былые авторитеты для поддержания авторитета собственных умозрений.
Короче, много и долго, но речь о другом.
Важно другое – главное.
Бугазское городище находилось на Таманском «архипелаге», созданном многими рукавами Кубани. А на Таманском же «острове», по данным Псевдо-Скимна, -

следуют Гермонасса, Фанагория, которую, как говорят, основали некогда теосцы, и гавань Синдская, населенная эллинами, пришедшими из ближних местностей. Эти города расположены на острове, занимающем большое пространство ровной земли по Меотиде вплоть до Боспора; остров этот недоступен, с одной стороны, вследствие болот, речек и топей, находящихся на противоположной стороне (от моря), а с другой — благодаря морю и озеру…

Один в один! Только, естественно, арабы писали уже про времена, в которых сами участвовали – то есть X-XI века – когда русы на Тамани действительно уверенно держали своё княжество. Тмутаракань. И даже задолго до Святослава. Во всяком случае вот эти слова Иоанна Цимисхия, обращённые к Святославу, -

Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря, который, презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок -

- свидетельствуют увернно о том, что русам был смысл отступать к Керченскому проливу, ибо там их не ждал окончательный разгром – как минимум.
Но – это дело будущего. А пока у нас амазонки, которые, подняв восстание, каким-то неведомым образом захватывают все три перевозивших их корабля.
Как можно одновременно захватить три корабля, будучи запакованными в трюм пленниками, – просто пожмём плечами. Так же, как и на вопрос, сколько пленных женщин на своих утлых судёнышках могли разместить древние греки. Разве что они их, как англичане-работорговцы - негров, штабелями в том же трюме укладывали.

111. Скифы не могли понять, в чем дело, так как язык, одеяние и племя
амазонок были им незнакомы. И скифы недоумевали, откуда амазонки явились,
и, приняв их за молодых мужчин, вступили с ними в схватку. После битвы
несколько трупов попало в руки скифов и таким образом те поняли, что это
женщины. Тогда скифы решили на совете больше совсем не убивать женщин, а
послать к ним приблизительно столько молодых людей, сколько было амазонок.
Юношам нужно было разбить стан поблизости от амазонок и делать все, что
будут делать те; если амазонки начнут их преследовать, то они не должны
вступать в бой, а бежать. Когда же преследование кончится, то юноши должны
опять приблизиться и вновь разбить стан. Скифы решили так, потому что
желали иметь детей от амазонок.
112. Отправленные скифами юноши принялись выполнять эти приказания. Лишь
только женщины заметили, что юноши пришли без всяких враждебных намерений,
они оставили их в покое. Со дня на день оба стана все больше приближались
один к другому. У юношей, как и у амазонок, не было ничего, кроме оружия и
коней, и они вели одинаковый с ними образ жизни, занимаясь охотой и разбоем.

Ой! И над кем же это они разбойные акции устраивали? У кого это они отнимали собственность, пользуясь силой или угрозой её применения?
Ну, в общем, так или иначе –

юноши… укротили и остальных амазонок.
114. После этого оба стана объединились и жили вместе…
115. Юноши… возвратились к амазонкам, получив свою долю наследства. Тогда женщины сказали им: "Мы в ужасе от мысли, что нам придется жить в этой стране: ведь ради нас вы лишились ваших отцов, и мы причинили великое зло вашей стране. Но так как вы хотите взять нас в жены, то давайте вместе сделаем так: выселимся из этой страны и будем жить за рекой Танаисом".
116. Юноши согласились и на это. Они переправились через Танаис и затем три дня шли на восток от Танаиса и три дня на север от озера Меотида. Прибыв в местность, где обитают и поныне, они поселились там. С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.

Что из этого может быть правдой? А что-то должно быть – ведь на примере со скифами-земледельцами мы вполне чётко увидели, насколько точно сведения Геродота подчас совпадают с тем, что нам даёт современная археология. В случае с сарматами у него полное алиби: ясно, что он записал местное предание о происхождении племени. Наподобие того, как на скифов с неба упали плуг, ярмо, секира и чаша. Но на чём могла базироваться эта легенда?
Римский географ I века новой эры Помпоний Мела свидетельствует:

сарматы племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами.

Некий Псевдо-Гиппократ дополняет: сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. От него пошло предание, будто сарматским девушкам удаляли правую грудь. То ли для того, чтобы не мешала натягивать тетиву лука, то ли чтобы –
- вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной.

В общем, практически все исследователи сходятся на том, что основой для легенд об амазанках послужили как раз сарматские женщины-воительницы. Иными словами, в геродотова история о вырвавшихся из трюмов амазонках – просто история, переставленная с ног на голову.
Но откуда взялась эта вот воинственность сарматских дам?
А вглянем-ка мы снова на гаплогруппы.

Мумии и костные остатки, найденые в древних скифских курганах, раскиданных от Чёрного моря до Монголии, позволили сказать, что люди, там похороненные, имеют гаплогруппу R1a1.

Ничего удивительного, это мы уже знаем: скифы – те же арии, только более поздней генерации, нежели те, что ушли в Индию. А вот сарматы, которых историки почти без исключения дружно считают если не потомками их, то во всяком случае родственниками с иранской стороны, оказываются скифам далеко не родственниками. Очень далеко. Ибо если судить по прямым потомкам сарматов аланам – нынешним осетинам, – то их гаплотип был из совсем другой группы.

G3 была их гаплогруппа.
Subscribe

  • О трактовке событий вокруг смерти князя Игоря

    А вот скажите мне кто-нибудь добренький, как, по вашему мнению могут быть совмещены следующие события и даты в непротиворечивый ход событий с…

  • Русские - повелители славян

    Интересные аллюзии к скандинавской мифологии предлагает внимательному читателю одна из самых известных русских былин – «Добрыня и змей». Конечно, в…

  • Русские - повелители славян

    Ещё на одно очень важное былинное свидетельство синтеза русов со славянами и прочими нативными элементами в ходе развития от догосударственных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments