Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Откуда взялись русские. 10

Но сначала бросим взгляд на то, что творится дальше на востоке. А адльше на востоке живут-поживают бастарны зарубинецкой культуры. И регулярно снаряжают экспедиции к своим родичам поянешти-лукашевской культуры, вместе с которыми с удовольствием тоже пощипывают кусок римского пирога. Правда, возвращаются, судя по находках, из них немногие…
Южнее и восточнее бастарнов по Степи передвигаются сарматские и аланские племена, которые догрызают остатки скифов. Основная часть последних зацепилась за Крым, где начало складываться уже почти настоящее классовое скифское государство. Впрочем, не только скифское – судя по некрополям, здесь вполне хорошо уживаются ещё и греки с сарматами. Скифы уже практически полностью осели на землю, и, в общем, ведут тот же образ жизни, что и другие эллинизированные народы в Северном Причерноморье.
А ещё здесь же, в северном Причерноморье, в Сарматии, живут какие-то бораны и боруски. Что-либо определённое об их этнической принадлежности сказать никто не берётся, но бораны были – правда, позже, уже при готах – важными мореходами. Брали Трапезунд, который сегодня Трабзон, то есть владели навыками не только каботажного плавания, но и настоящего морского. А моряками за день и даже за год не становятся. И лоции тогда не издавались, и, следовательно, особенности Чёрного моря оные бораны должны были изучить на собственном опыте. Значит, есть повод видеть в них один из местных, причерноморских, народов. Может быть, даже и потомков скифов. Раз устроили государство – отчего не освоить и морское дело?
Вслед за скифами потихоньку меняются и сарматы. В первые века нашей эры у них начинает развиваться ремесленное производство, а всё больше кочевников тоже переходят к полуосёдлому и осёдлому существованию. Закономерно начинается распад родо-племенных отношений и зарождение классов. Не менее закономерно обострение борьбы различных политических группировок, которые в тех условиях неизбежно принимают этнические черты. А потому уже знакомые нам аланы становятся во главе племенного союза, который, собственно, постепенно выдвигается на первые роли. Поджимая и своих «отцов» сарматов. Это пока чистые кочевники.
В итоге в III—IV веках в степях Северного Причерноморья складывается рыхлая, но многочисленная конфедерация постсарматских племён, прежде всего аланов и аорсов. Но далее они идут всё по той же проторённой дорожке: сначала грабежам, затем обмену, а далее и копированию изделий античных ремесленных мастерских. Получая тем самым капли яда материального и далее классового размежевания. Так что и аланов ждал тот же результат, что уже приняли скифы.
Но аланам помешали. Позже.
П пока у нас I-II века, и после Маркоманнских войн этнокалейдоскоп не просто завертелся как бешеный. Его вовсе разнесло. Словно кто-то большой и сильный хрястнул по нему каблуком, и стекляшки-народы рассыпались в хаотичном порядке.

Готы

Одними из тех, кто вольно и широко погулял по Европе времён Великого переселения народов, были готы.
Начали они свой поход довольно давно – ещё до нашей эры. К I в. н. э. их фиксируют по побережью Балтийского моря между Одером и Вислою как древние авторы, так и археология. История готов известна нам по сочинению Иордана:

С этого самого острова Скандзы, как бы из мастерской, [изготовляющей] племена, или, вернее, как бы из утробы, [порождающей] племена, по преданию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг.

То, что готы переселились именно из Скандинавии (археологически – северная группа), ни у кого серьъёзного сомениний не вызывает. В частности, это подтверждает племенное название гаутов, что жили на территории Южной Швеции ещё многие сотни лет после рассматриваемой нами сейчас эпохи. Тот самый очередной случай, когда группа «активистов» (согласно легенде, всего на трёх кораблях) отправляется в дальние дали, а основной костяк племени остаётся на месте.

Лишь только, сойдя с кораблей, они ступили на землю, как сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза.

Сегодня мы знаем эти места по так называемой вельбаркской археологической культуре. Она появляется здесь в 20-х годах I века н. э., заменив при этом оксывскую культуру. Которая, как мы помним, была следствием развития кельто-германских контактов, то есть влияния латенской культуры на ясторфскую. А оксывская – это, в частности, родина ругов-ругиев и… венедов. Ещё не слишком-то оторвавшихся от вандалов – да и вообще всех пшеворцев-оксывцев друг от друга.
И – кто кого подтверждает, археология Иордана или он её? -

Вскоре они продвинулись оттуда на места ульмеругов, которые сидели тогда по берегам океана; там они расположились лагерем, и, сразившись [с ульмеругами], вытеснили их с их собственных поселений. Тогда же они подчинили их соседей вандалов, присоединив и их к своим победам.

Именно. Вельбаркская культура не живёт с оксывской. Она её именно – «вытесняет». И настолько плотно, что долгое время даже занимает ту же территорию. Вот и ругов вытеснили. Аж до границ Римской империи те в конце концов дошли.
Но со временем ареал готов-вельбаркцев расширяется вплоть до современного польского города Познань. А что значит – расширяется? Это воинами с трёх-то кораблей? Нет, конечно. Территории завоёвываются. А население показывает ту же реакцию, о которой мы уже информированы: коли некий князь-конунг-рекс столь удачлив, что может нас завоевать, - отчего бы не присоединиться к его удаче? Готы – победители? Хорошо, мы тогда тоже станем готами. Небось, горб от этого не отрастёт.
Ну, а дальше то ли честолюбие, то ли климат, то ли желание быть поближе к раздаче римских подарков (и тумаков, конечно) отправляют готов дальше:

Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда.

Таким образом, примерно к 190 году переселенцы-захватчики занимают всё тот же неизбежный коридор - бассейны рек Висла и Западный Буг. На месте зарубинцев-бастарнов я бы начал беспокойно спать по ночам.

В поисках удобнейших областей и подходящих мест [для поселения] он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум.
Филимер, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться.

Это довольно забавная легенда. Ясно, что она что-то отражает, какие-то обстоятельства разделения готов, но, конечно, ими не могла быть невозможность переплыть какую-то реку. Это для людей-то, которые относительно недавно переплыли Балтику и уж точно совсем недавно не раз форсировали Вислу и Западный Буг? Готы утратили умение сколотить хоть плохонький плот? А добравшись до Чёрного моря, снова это умение обрели, и нападали на римлян целыми флотами?
Подсказку даёт археология.
Во-первых, стоит задуматься, где это могла быть обильная всем страна Ойум. Ответ несложен: вероятно, там же, где она была обильна и раньше. А также там, где она была страной. То есть определённой территорией с определёнными, отличающимися от других видовыми характеристиками. А следовательно, на этой территории должны были остаться вполне явственные археологические следы того богатства, которое заставило готов говорить о земле Ойум.
С археологической же точки зрения на пути готского похода мы видим только зарубинецкую (точнее, позднезарубинецкую) и слабенькую зубрицкую культуру в Волыни и Подолии. А чуть дальше, по Днепру, отмечаем киевскую культуру – которая, по сути, тоже является продолжением зарубинецкой. Но время её возникновения как-то уж очень подозрительно совпадает как раз со временем смещения готов на юг, так что она, скорее всего, является уже плодом взаимодействия здешнего населения и пришельцев.
Взаимодействия далеко не доброго.

Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы.

И верно! В последней четверти II века памятники зубрицкой и позднезарубинецкой культур внезапно прекратили своё существование. Зато тогда же тут появляются следы вельбаркской культуры. Никакой преемственности, никаких контактов между ними не наблюдается. Победили спалов…
А кто такие спалы? По логике вещей, это наши знакомые бастарны. Но только сильно видоизменённые. Ничто не вечно под Луною, а уж в особенности – ещё не сложившиеся этносы. Одни мужчины уходили с берегов Днепра на юг, воевать сначала македонцев, потом римлян. Многие уходили туда навсегда. Одновременно с запада приходили новые люди – те, которые приносили с собою последующие импульсы ясторфской культуры. С востока же и юга долбились сначала остатски «царских», кочевых скифов, затем их сменили сарматы. Защищались от них хорошо, гаплогруппы G в этих местах всё равно, что нет… но мужчины гибли, и кто-то должен был их замещать. А кто? А судя по генетике – не те ли арийцы-пахари, что при бастарнской оккупации частью ушли, а частью – в рабство попали? Рабство-то по тем временам патриархальное ещё, не классическое и не классовое. И раб вполне имел возможность снова подняться. Особенно в условиях, когда хозяева постоянно гибнут то на юге, то на родной земле.
И что интересно! Этот процесс тоже прослеживается археологически.
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe

  • Русские среди славян

    Куда же "некто" отвозил серебро? Очевидно, туда, где его в разы, на порядки больше, нежели на территории будущей Руси. Так вот, при общем взгляде на…

  • Русские среди славян

    Ещё один клад, зарытый где-то в те же годы, мы находим на восточном краю будущей Руси: Сарское городище (Деболы), 820-ые. 7 целых монет и 51…

  • Русские среди славян

    2.4. Закопать на Севере… Хотя связь зарытого в Скандинавии арабского серебра с транзитом его через территорию будущей Руси очевидна, всё же не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments