Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Откуда взялись русские. 12

Спалы

Судя по данным археологии, памятники готов последней четвертью II - началом III вв. -

расположены лишь в пределах Волыни и Подолии. В других районах, в частности Среднем Поднепровье, Приазовье, Крыму вельбаркские памятники или их элементы относятся ко времени появления черняховской культуры, т.е. не раньше середины - второй половины III в. Очевидно, готские племена осели на 50-70 лет на землях современной Волыни, а также Подолии, вытеснив … местное население.


А значит, упёрлись готы в кого-то! Не полностью, выходит, спалов победили. Или, точнее, победили на Волыни зубрецкую группу, но упёрлись… В кого?
И вот тут-то мы и встречаемся с киевской культурой. Она расположена чуть дальше к востоку от готов, по Днепру. И время её возникновения как-то уж очень подозрительно совпадает как раз со временем смещения готов на юг, так что она, скорее всего, является уже плодом взаимодействия здешнего населения и пришельцев.
Она явно носит следы культур «постзарубинецкого круга». Но при этом, по словам археологов,

киевская культура, оставлена сравнительно архаическим и этнически гомогенным обществом.


Точнее, -

исследования последних лет продемонстрировали с достаточной очевидностью, что произошло это при участии и при перетасовке различных групп постзарубинецкого населения, представителей так называемого горизонта Рахны-Почеп — Почепской группы на Десне и Судости, Лютежской в Среднем Поднепровье, Рахны в среднем течении Южного Буга, Картамышево-Терновка в верховьях Сейма, Псла, Донца и Оскола. При наличии определенной преемственности с собственно зарубинецкой культурой и даже нового проникновения некоторых западных элементов, вновь образовавшиеся группы представляют собой явления специфические, не сводящиеся только к зарубинецким традициям. Присутствуют здесь и некоторые северные элементы, проявляющиеся, например, в находках черепков штрихованой керамики.

Я ж говорю – «партизаны» вернулись! Тоже прослеживается археологически:

Особый же интерес представляет… группа Грини-Вовки, сравнительно редкие памятники которой разбросаны по широкой полосе от устья Березины (Абидня) до среднего течения Псла (Вовки), отмечены в устье Припяти (Грини), в Среднем Подесенье (Змеевка, Мена 5) и в устье Трубежа в Среднем Поднепровье (Решетки). Эта полоса как бы разрезает на две части ареал остальных памятников горизонта Рахны-Почеп.
Керамика этой группы зачастую покрыта расчесами или штриховкой, и А.М.Обломский подметил сходство памятников типа Грини-Вовки с еще одной недавно открытой и пока слабо исследованой группой — Кистени-Чечерск в междуречье Березины и Сожа. Ее иногда считают одним из вариантов зарубинецкой культуры, но скорее это какое-то специфическое явление пограничной полосы между культурой штрихованой керамики и Верхнеднепровским вариантом зарубинецкой. Во всяком случае, обитатели поселений типа Грини-Вовки, составившие затем и существенную часть носителей киевской культуры, были выходцами с севера, из южной части лесной зоны.


То есть киевская культура образована действительно теми самыми местными, которые пережили бастарнскую и сарматскую оккупацию, но затем снова вернулись к своей прежней жизни. Их бьют - они крепчают, что называется. И, вероятно, именно вторжение готов заставило эти всё ещё на живую нитку сшитые группы репатриантов сплотиться в новую, хотя и наследную прежней, общность. Для коей характерны полуземлянки с очагом, горшки, обряд трупосожжения. Поразительно похоже на будущие славянские культуры!
На этот момент я предложил бы обратить особое внимание. На примере киевской культуры мы видим, как взаимодействие пришлых готов и местного, автохтонного населения образует нетривиальную конфигурацию. Как это влияние осуществлялось – через пример, через торговлю, через человеческое – семейное, с кажем, - слияние – сегодня трудно сказать. Но важно, что хотя часть готов (вельбарцы) сохраняет свою собственную идентичность, культуры рядом с ними и во взаимодействии с ними преображаются в нечто, похожее на будущих славян.
Но тут – всё же ещё не они. Это – пока что те постзарубинцы, что отстояли свою независимость и стали соседями черняховцев. По-соседски – то есть и мирно, и немирно – с ними взаимодействуя. Вероятно, население киевской культуры даже платило готам дань. И иным образом экономически взаимодействовало. Например – позднее - делали роговые заготовки для трехслойных гребней, которые производились мастерами черняховской культуры.
И тем не менее, похоже, именно постзарубинцы, в свою очередь, положили предел распространению готов вдоль Днепра. И, постояв какое-то время на Волыни, пошли те далее вдоль Днестра. И, похоже, уже двумя маршрутами. Будущие остроготы – или готы-гревтунги – отправились в северное Причерноморье. Во главе их, как пишет Иордан, стоял род Амалов. Остроготы затем свернули на восток и дошли аж до Азовского моря. А разделившиеся с ними везеготы – они же тервинги – свернули в сторону Дакии и Балкан. Во главе их стоял род Балтов.
А возможно, была и третья часть. Которая осталась на месте. Во всяком случае, археология говорит нам, что –

В наиболее чистом виде материальная культура готов представлена поселениями, могильниками и кладами на территории Волыни, от Западного Буга до Горыни и Случа, в границах Волынской, Ривненской и северной части Хмельницкой областей. Эти памятники появились здесь в сформированном виде. …
Материальная культура готов в Украине имеет много общих черт с готскими древностями северных и восточных регионов Польши I-III вв., хотя отличается и рядом особенностей, вызванных влиянием местной культурной среды, иными направлениями культурных и экономических связей. …
Наиболее ранние памятники вельбаркской культуры датируются на Украине последней четвертью II в., а наиболее поздние - концом IV в. Все это время культура просуществовала в неизменном виде лишь на Волыни.


В Житомирской области тоже открыты готские поселения.
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments