Возле города Карачева много могил и захоронений воинов Великой Отечественной войны. Их много по всей Брянской земле. Но для казаков, что вышли в памятный поход по местам боевой славы своих дедов, кавалеристов Красной армии, Брянщина открывается именно с Карачева. И братских могил вокруг него, где, по данным районных властей, захоронены более 2 тысяч павших воинов 2-го гвардейского кавалерийского корпуса, в 1943 году освобождавших район и вынесших тогда здесь основную тяжесть боёв.


"Самыми драматичными стали бои на Брянщине, - вспоминает председатель Совета ветеранов 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Григорий Мирошников. - Ни до, ни после не понесли мы таких потерь, как на этой земле.
Десятки тысяч ребят лежат под Комаричами и Белой Березкой, Суземкой и Севском, Карачевом и Жуковкой…".

Именно под Карачев в июле 1943 года бросили практически заново сформированный после тяжелейших весенних боёв под Севском корпус генерала Владимира Крюкова. Здесь проходила немецкая линия обороны "Ханген", которая преградила дорогу на Брянск и Бежицу. Что ж, умения воевать у немцев отнять невозможно. Вот и ложились здесь, на карачевской земле, парни с Дона, Кубани, Терека, знавшие и помнившие, что они – казаки. А значит, воины, обязанные 6ыть героями. Лететь навстречу пулям на вороном своём коне…
За мужество и героизм, проявленные в боях, более 100 тысяч казаков были награждены орденами и медалями. Звания Героя Советского Союза удостоены 262 казака. К сожалению, многие из них – посмертно…


Сегодня на мемориальном комплексе в селении Новгородский в братскую могилу опустили останки 28 павших в тех атаках бойцов.



В трёх гробах - останки почти трёх десятков павших ребят...

Их нашли местные поисковики, принадлежащие к "Поисковому движению России".


В этой торжественной и траурной церемонии приняли участие и казаки Берлинского похода, а походный священник отец Георгий освятил памятный крест в честь героев, павших на войне за Отечество.


При этом, впрочем, глава администрации Карачевского района Николай Лучкин особо подчеркнул, что "сегодня мы открываем и освящаем памятный крест всем тем, кто погиб здесь, и в первую очередь кавалеристам генерала Крюкова". "Мы обязаны помнить тех, кто дал нам сегодня возможность жить, любить, растить детей, просто радоваться жизни, - сказал он. - Здесь, на этом месте, покоится прах и воинов 50-й армии, которые погибли защищая нашу землю в 1941 году, и казаков, которые освобождали эту территорию в 1943 году. И память о них нам, карачевцам, особенно близка".

Можно было, однако, заметить, что не только память о павших казаках живёт в сердцах местных жителей, но и симпатия и уважение к нынешним их наследникам, участвующих в конном марше Москва – Берлин. Казаков встречали очень тепло, дружественно, даже братски. Во всяком случае, что с местной администрацией, что с ветеранами, присутствовавшими на митинге, что – в особенности – с местным казачеством контакт был весьма сердечным. "Братья-казаки" в данном случае было не просто формой обращения и приветствия, но и выражением подлинно братского отношения друг к другу парней с шевронами Всевеликого войска Донского на рукаве и парней с нашивками Брянского (Северского) казачьего округа… ага! - Всевеликого Войска Донского!

Выступивший на митинге организатор и шеф похода Павел Мощалков отдельно подчеркнул чувство "глубочайшей благодарности за тёплый приём", которое ощущают все участники марша на Берлин.
Вместе отдали честь павшим, сфотографировались, померились в умении владеть саблей…


Расстались, как и встретились, по-братски.

Расстались, впрочем, ненадолго. Поход Москва – Берлин ещё как минимум неделю проведёт на Брянской земле, после чего направится в Белоруссию.