Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Откуда взялись русские. 13

Интермедия про древлян и князя Игоря

Итак, двести лет готы здесь стояли, сохраняя практически в неизменности свой образ жизни. А некоторые намёки в истории и некоторые топонимы позволяют без излишней натяжки предположить, что известные по нашим летописям древляне были если не потомками, то наследниками готов. Например, известный византийский хронист Лев Диакон - один из крупнейших византийских авторов второй половины Х в. И, что немаловажно, современник описываемых им событий, приводит послание византийского императора Иоанна Цимисхия русскому князю Святославу, где, в частности, говорится:

«Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря [ ], который, презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды. Не упоминаю я уж о его жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев, он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое».

Послание было отправлено по поводу затянувшегося, по мнению византийцев, пребывания русов в Болгарии:

[Иоанн] отрядил к нему [Святославу] послов с требованием, чтобы он, получив обещанную императором Никифором за набег на мисян награду, удалился в свои области и к Киммерийскому Боспору, покинув Мисию, которая принадлежит ромеям и издавна считается частью Македонии.

Святослав, натурально, ответил -

надменно и дерзко: «Я уйду из этой богатой страны не раньше, чем получу большую денежную дань и выкуп за все захваченные мною в ходе войны города и за всех пленных. Если же ромеи не захотят заплатить то, что я требую, пусть тотчас же покинут Европу, на которую они не имеют права, и убираются в Азию…»

Вот уж действительно – дерзко: римлян (а в их сознании Восточная Римская империя и была продолжением той, древней Римской империи) послать в Азию! Из якобы не принадлежащей им Европы!
Но это для нас пока – тема сторонняя. А вот что это за «германцы», которые так жестоко убили князя Игоря, отца Святослава? Мы-то знаем, что –

И послаша к нему, глаголюще: «Почто идеши опять? Поималъ еси вьсю дань». И не послуша ихъ Игорь, и шедше из города Искоростѣня противу древляне и убиша Игоря и дружину его, бѣ бо ихъ мало. И погребенъ бысть Игорь, и есть могила его у Искоростиня города в Деревѣхъ и до сего дни.

Больше всего убеждает вот это –

до сего дни.

То есть для летописца конца XI – начала XII века эта могила ещё существовала и была именно у древлян. Тогда почему они – германцы? Разве не указано в той же «Повести временных лет», что –

Се бо токмо словѣнескъ языкъ в Руси: поляне, деревляне, новъгородьци, полочане, дьрьговичи, сѣверо, бужане, зане сѣдять по Бугу, послѣже же волыняне.

Ну, связь между древлянами и волынянами мы ещё проследим, а пока заглянем в Лаврентьевский, самый древний, список русских летописей. Город Искоростень там устойчивого написания не имеет:

…и въıшедше изъ града Изъкоръстѣнѧ. … єсть могила єго оу Искоръстѣнѧ град̑ в Деревѣхъ и до сего дн҃е .

Странное для русского названия написание. Кажется, в основе лежат слова «кора» или «короста». Но в таком случае корневой «а» или «о» - под ударением. А между тем, вот этот «ъ» в корне записанного в летописи названия города означает короткое безударное «о», которое нужно лишь для имитации древнеславянского полногласия. Если его убрать, город этот будет называться «Изкорстен». Что явным образом мало похоже на славянское слово.
Правда, в Ипатьевской летописи первый вариант даётся как

Искоростѣнь»,

а второй – как

«Искоростинь».

А в Троицкой

«Искоръстѣнь», «Коръстhнь».

А в Первой Новгородской вообще –

«Корестень», «Коростень».

Но сама эта путаница и демонстрирует ясно, что говорящие на славянском языке переписчики летописи сами не понимали значения этого слова и как его правильно нужно писать. Зато из готского/древнесеверного языка мы получаем относительно много непротиворечивых этимологий.
Готский:

skor-r – «утёс, скала», «риф»

плюс

stain-s – «камень»

- в итоге дают вполне внятный -

- каменный утёс

Древнесеверный (готы наши – в это время ещё вполне скандинавы):

skorsten – «дымовые трубы»
skoerdsteinn - (место), «где жнут на камнях»
skoeresteinn – «трут на камнях».

В этой версии достаточно много связано с камнем и огнём, а в одном варианте и вовсе появляются знаменитые труты, которыми Ольга якобы спалила город. «Камень» в названии более чем уместен, ибо город расположен на высоких гранитных скалах:

Перші сліди перебування слов’янських племен у нашому краї належать до V-VII сторіч нашої ери. Тоді в долині ріки Уж виник ряд невеликих слов’янських поселень. Із одного з них, розташованого на високих гранітних скелях, виник Коростень.

Про славянские посёлки и откуда они появились речь ещё будет, а вот следы вельбаркской культуры, как мы знаем, в этих местах точно есть.
«Жатва на камнях» - также вполне укладывается в возможную этимологию - Коростень был знаменит своим льном, лён же укладывался в скирды (да и не он один), а «скирда», как известно, опять-таки восходит к германскому «skoerd».
Можно даже помыслить такой вариант:

eyskorrasteinn - остров камня Скорри.

Понятно, я шучу. Но «остров Скарии», - и сегодня в Исландии подобный топоним есть.
Вполне подходят ещё несколько корней:

1. eiþ - сужение (особенно на реке);
2. skarþ – зазубрина, бойница; ущелье;
3. skarþr – разрезать, распластывать; поврежденный;
4. skor – разрез;
5. skor-steinn – дымовая труба; очаг; -

И уж всяко –

6. steinn – камень.

Конечно же, я не хочу при этом сказать, что всё это – работает. Но ведь вот какое дело. Сама возможность древнегерманских корней для названия Искоростеня – да к тому же, как очевидно, без особых натяжек (за исключением skoerþ – но чего не бывает при трёхязычной передаче через десять веков?) – говорит о том, что германская этимология здесь продуктивна.
Примечательно, что есть ещё один древнерусский топоним –

Пълкостѣнь

И есть исследователи, которые производят его от германского (скандинавского) личного имени

fulka-stainaz

плюс славянский посессивный формант *-jь.
Вслед за одним из любимых моих партнёров по «древнерусским» дискуссиям я тоже не возьмусь судить о верности таких этимологий. Но он прав, когда говорит:

мне пока важен факт наличия форманта -стѣнь еще в одном топониме. Что, кстати, полностью убивает толькование от «коросты». А также сближение с «искрь стѣнъ».

Особенно любопытны такие древнегерманско-готско-древнесеверные варианты, если учесть ещё такое совпадение. Известно, что остроготы называли себя гревтингами или, возможно, гроейтингами. Это от greutungi латинских авторов. По-готски это будет -

Gre-o-t-ing-i / Grau-tung- ös -

от -

Griutuggös;

который, в свою очередь, происходит от

germ. greuta-, greutaz – песок, гравий, галька.

А визиготы себя величали -

Tervingi/Tairwiggös –

Что означает попросту «лесные жители» - от ни больше ни меньше –

triu – дерево.

«Древляне» фактически!
А жили древляне жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига на правом берегу Днепра.
Конечно, в Тетереве сомневаться трудно, но Свига на что-то славянское никак не похожа. Зато очень похожа на готское –

sweg-n-jan/swignjan

от

Swögjan – "звучать, шуметь".

А Уж, не исключено, от –

auhj-ödu-s – "шум" (но шум, в отличие от предыдущего случая, не ровный, тоновый, а «перепутанный» - гвалт).

Произносится как «Оужьёдус», что носители славянского наречия с лёгкостью должны были переделать в «Уж».
Это, признаюсь честно, - определённые спекуляции. Решение, направленное на заданный ответ. И лингвисты имеют полное право меня высмеять. Но тем не менее по комплексу таких вот косвенных данных выстраивается довольно прямая мысль. Что готы на значимое время задержались на будущих волынских и древлянских землях – как раз до тех времён, когда откуда ни возьмись появилась пражская культура. И что интересно – опять рядышком с готскою! Задевая её, залезая на неё и в конечном итоге поглощая её. Но «подбирая» от готов отдельные топонимы…
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe

  • Русские среди славян

    3.3. Но и их – встраивали! Уже известный нам Торольв из "Саги об Эгиле" – не совсем "транзитник". Он – сборщик дани от имени своего конунга. Но…

  • Русские среди славян

    3.2. Как налаживаются контакты… Конечно, команда среднего норманнского корабля была в состоянии захватить любую местную деревеньку, а то и городище.…

  • Русские среди славян

    А с будущей челядью как быть? Нет, безусловно, за девками с парнями, положим, поохотиться можно. И даже с успехом. Если неожиданно и изгоном.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 80 comments

  • Русские среди славян

    3.3. Но и их – встраивали! Уже известный нам Торольв из "Саги об Эгиле" – не совсем "транзитник". Он – сборщик дани от имени своего конунга. Но…

  • Русские среди славян

    3.2. Как налаживаются контакты… Конечно, команда среднего норманнского корабля была в состоянии захватить любую местную деревеньку, а то и городище.…

  • Русские среди славян

    А с будущей челядью как быть? Нет, безусловно, за девками с парнями, положим, поохотиться можно. И даже с успехом. Если неожиданно и изгоном.…