Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Откуда взялись русские. 14

Черняховская культура

Впрочем, пора проследить дальнейшую судьбу готов. И как она повлияла на судьбу славян-арийцев.
Судя по всему, именно здесь, на Волыни готы разделились на две больших части – остроготов и визиготов.
Остроготы двинулись, скорее всего, вдоль Южного Буга к нижнему Поднепровью, обходя днепровскую излучину по степям, либо сообразуя свои движения с дозволением тех, кто впоследствии образует киевскую культуру. Вероятно, сферы влияния были разграничены по порогам, на что указывают смутные, но всё же упоминания о готской крепости около них под названием Dnaprastadir. По пути они оставляли за собою свои поселения, видимо, не очень боясь агрессивных действий со стороны местного населения. Похоже, что отныне

продвижение готов в Причерноморье не имело характера завоевания. Германцы вливались в местные общины, составляя их определенную часть и быстро воспринимая элементы их культуры. В отличие от северных регионов, культура готов не подставлена здесь в чистом виде.

Визиготы же направились к Балканам по прямой, вдоль Днестра, вскоре уперевшись в границы Империи в Дакии и на нижнем Дунае.
Вслед за готами в том же направлении проследовали гепиды – племя, которое, как считают, представляло собой отколовшуюся часть готов. Согласно преданию,

готы вышли из недр Скандзы со своим королем Берихом, вытащив всего только три корабля на берег по эту сторону океана, т. е. в Готискандзу. Из всех этих трех кораблей один, как бывает, пристал позднее других и, говорят, дал имя всему племени, потому что на их [готов] языке «ленивый» говорится «gepanta». Отсюда и получилось, что, понемногу и [постепенно] искажаясь, родилось из хулы имя гепидов. Без сомнения, они родом из готов и оттуда ведут свое происхождение; однако, так как «gepanta» означает, как я сказал, нечто «ленивое» и «отсталое», то имя гепидов родилось, таким образом, из случайно слетевшего с языка попрека; тем не менее я не считаю его чересчур неподходящим: они как раз отличаются медлительным умом и тяжелыми движениями своего тела.

Гепиды действительно задержались на побережье Балтики и лишь во второй половине III в. тоже двинулись на юг.
Тем временем остроготы сюда уже добрались. Как рассказывает Иордан, -

Их первое расселение было в Скифской земле, возле Меотидского болота, второе в Мизии, Фракии и Дакии, третье - на Понтийском море, снова в Скифии.

Вот тут готы снова перестали быть паиньками.

Раскопки закрытых комплексов (жилищ, культовых сооружений, хозяйственных построек) и массовые находки из верхних слоев последних датируют их гибель III в. н. э. Так, при исследовании городища Амич-Кармен обнаружен ряд построек с многочисленными находками III в. н. э. Объекты IV в. отсутствуют. Зато в верхних слоях памятника засвидетельствованы следы пожаров, другие свидетельства единовременного разрушения большинства построек. На улицах найдены скелеты погибших людей.
Такая картина отмечена исследователями при раскопках столицы Малой Скифии - Неаполя Скифского, Усть-Альминского, Балта-Чакракского городищ.
В Танаисе, также погибшем в середине III в., найдены лепные сосуды, костяные трехчастные гребни, фибулы западного типа. Они, по мнению Д.В.Шелова, свидетельствуют о проживании здесь, после гибели города какого-то населения западного происхождения, возможно, принадлежавшего к готскому союзу.
Вместе с городищами и селищами в III в. прекращает функционирование целый ряд могильников Юго-Западного Крыма. О катастрофе, наступившей в это время в Крыму, свидетельствуют и клады римских монет, зарытых не раннее первой четверти III в. По мнению исследователей, появление кладов следует объяснять угрозой появления готских отрядов.

О причинах такого отношения можно особо и не гадать. Пока шли по лесостепям и степям, брать с местного населения было почти что и нечего. Разве что глиняный горшок, серп, мешок зерна или женщину. Если что в этом смысле и отнимали, то материальных следов это, разумеется, не оставило. Зато среди самих готов наверняка находились группы людей, коих не тянули дальние страны, зато вполне нравилось на новых землях. Бояться им было действительно нечего: «крыша» их была для местных слишком крутой. И ничего, что она уходила – она узодила, оставаясь.
Зато в богатых приморских городах, накопивших за века большие материальные ценности, поживиться было чем. И дошло до них войско, состоявшее из тех волков, что тянулись на запах добычи за тысячи километров.
В общем, плохо пришлось тут всем. С 239 по 269 годы интервенты разрушают множество античных центров на побережье, сокрушают скифское царство в Крыму, уничтожают ряд позднескифских нижнеднепровских городищ. Таким образом, скифы перестали существовать как этнос вообще. Во всяком случае, о них никто уже не вспоминает.
Экспансия готов и их союзников вызывает восхищение! К середине III века готы -

установили политическое господство над всеми племенами, обитавшими в Лесостепной части Украины в Причерноморье, Приазовье и Крыму, создав готский союз.

Материальное выражение этот союз получил в черняховской археологической культуре.

Накопленные благодаря систематическим исследованиям сведения позволяют представить основные особенности данного культурного комплекса. Устройство Черняховских поселений, отсутствие массивных фортификационных сооружений и курганных захоронений отличает Черняховский период от других культур I в.н.э. Неукрепленные поселения располагаются на склонах и прибрежных песчаных террасах вдалеке от качественных сельскохозяйственных земель. В отличие от раннего железного века, для которого характерно большое количество укрепленных поселений и фортификационных сооружений с общими особенностями, в этот период не сложился тип единого укрепленного поселения, даже в районе, расположенном к востоку от Днепра, для которого характерны минимальные перемены в устройстве жилищ и организации хозяйства. Раскопанные на Волыни, в Подолье и в Молдавии поселения состоят из построек, архитектура которых не соответствует славянским традициям средневекового периода. Деревни отличаются своей величиной, некоторые простираются более чем на несколько километров, расположены на террасах реки и состоят не менее чем из семидесяти домов. Жилища, из которых состоят Деревни в Волыни и Молдавии, являют собой жилые дома со службами. Усадьба насчитывает от двух-трех до десяти или более построек, каждая из которых имеет конкретное сельскохозяйственное назначение: амбар, зернохранилище, конюшня, хлев и др. Прямоугольные в плане дома располагались над землей и имели прочные стены из обмазанных глиной прутьев. В них были плотно утрамбованные глинобитные полы усиленные деревянными настилами. Многие из домов состояли из двух комнат, в одной — жилой половине — располагался очаг, во второй половине находились конюшни и клети для животных. Подобная планировка характерна для жилищ германцев. Длина дома могла превышать 12 метров.

При этом не надо, однако, думать, что черняховская культура является готской. Или хотя бы – продолжением готской вельбаркской культуры. Нет, вельбаркские поселения и памятники продолжают существовать как существовали. Как на той же Волыни, например.
А в других местах вельбаркские и черняховские поселения шли чересполосно. А где-то черняховские вовсе составляли до 90%. Было и так, что возникала – особенно в Поднепровье - смешанная вельбаркско-черняховскую культура. А с другой стороны, даже в Крыму вельбаркские памятники незамутнённо располагались среди черняховских.

Готские селища расположены, как показывает картографирование, отдельными территориальными группами, каждое из которых объединяло определённую социальную единицу, очевидно, племя. Наиболее часто такая группа занимает бассейн небольшой речки или озера. Наиболее чёткими и заметными являются скопления селищ вельбаркской культуры в Волынской и Ривненской областях, в бассейне Южного Буга.

Одним словом, готы как народ сохраняли свою идентичность. И в то же время очевиднейшим образом распространили новую культуру на всё то пространство, которым овладели. И так мы видим прелюбопытнейший феномен того, как политическая идентификация становится и материальной. По сути, готы стали – вряд ли продуманно и по плану, но тем не менее – выстраивать новую «политическую» нацию. Или возьмём и это слово в кавычки, ради историографической скрупулёзности: «нацию». Начали создавать, можно сказать, империю – почти по полной аналогии с теми далёкими римлянами, что некогда развернули экспансию одного маленького племени на полмира. У тех тоже когда-то был один городок и предание о братьях, воспитанных волчицей. И они тоже создавали поначалу лишь политически – но не этнически – единое пространство из чисто своих, смешанных, колонизованных и союзных поселений. И племён, конечно. А затем кто-то получал права римских граждан и только по предкам помнил о своём происхождении, скажем, от сабинов. Кто-то незаметно вливался в римское население – как этруски. Кого-то уничтожали, как самнитов. И так далее.
И если нам – в силу гораздо больше информированности – достаточно легко и не тревожно представить себе генезис Римской империи, то совершенно непонятно, отчего так много историков и неисториков яростно дискутируют об этнической принадлежности черняховской культуры. Да никому она этнически не принадлежала! Политически – да, готам. Но в процессе дальнейшего развития с ними вполне могло бы произойти то же, что с латинами: и не поймёшь, чьего наследия они больше взяли с собой в будущее – своего или этрусского. А пока готы живут по-своему, осевшие сарматы – по-своему, эллинизированное прибрежное и скифское население – по-своему, прочие племена – тоже по-своему. Но над всем политическим пространством готов жарко веют и объединительные ветра. Или, скажем точнее, идёт развитие тенденций к взаимному влиянию.
Рассмотрим эту ситуацию чуть подробнее.
Черняховская культура -

характеризуется относительным единством гончарной керамики и металлических изделий - продукцией ремесленных мастерских, но значительной разнотипностью погребальной обрядности, домостроительства и лепной посуды, отражая неоднородную этноструктуру населения

Всего на территории Украины, Молдавии, Румынии и России открыто около 3,5 тысяч памятников черняховской культуры, раскопано около 200 поселений и 120 могильников. Эти памятники делят на три группы.
Первая - «типа Косанов» - несёт явные элементы вельбаркской культуры и, следовательно, оставлена готами. Точнее, германцами вообще, так как заметно влияние и других германских культур.
Вторая - «типа Черепин». Её отдельне горячие головы относят к славянскому наследию. Но я бы осторожнее сказал так: есть элементы, которые характерны для будущих достоверно славянских культур. Хотя и не только для них. Например, жилища в виде квадратных землянок и полуземлянок, печь в углу. Лепная керамика в основном в виде горшков, в том числе близких к будущим «пражского» типа. Германская «мисочная» посуда, впрочем, тоже представлена довольно обильно.
Третья - «причерноморский тип». Судя по характеру находок, его особенности определяют поздние скифы, сарматы и аланы. В лепной керамике, к примеру, преобладают горшки «позднескифского» типа. Дома каменные. Значительная часть захоронений характерна для аланов.
И они при этом готы сами по себе занимали свою строго определённую экологико-хозяйственную нишу –

пространство в границах бассейна какой-то речки или вокруг озера занимало более широкое социальное объединение, чем род… Судя по количеству поселений, выявленных, например, в бассейне р.Черногузки (приток р. Стырь), в состав такого объединения входило 18-25 патриархальных семей к оно насчитывало от нескольких сотен до тысячи человек.

Далее многие авторы вступают на путь спекуляций на тему, кто есть кто и кто родил кого. Мы же знаем твёрдо, что Исаак родил Иакова, а все прочие этнические процессы были гораздо сложнее. И мнений, соответственно, по этому поводу много. Проще повеситься, чем их все не только разобрать, но даже и перечислить.
Потому остановимся на одном безусловном выводе: археология доказывает, что черняхзовская культура – не национальная, а полиэтническая. Следовательно, политическая, объединяющая этносы сверху. Но тем самым, естественно, вызывающая известный тренд объединения и снизу. Советские свинарка и пастух, что встретились и подружились в Москве – феномен не только СССР. В «единую общность – советский народ», как показывает история, объединяли этносы многие империи. Разве что до Советов они не додумывались, но всё остальное присутствовало. Ибо ничто не ново под Солнцем.
Если же говорить конкретно, то черняховская же «империя», судя по археологическим и письменным памятникам, состояла или включала в свою орбиту такие народы как:
- гепиды, с которыми связывают позднюю фазу вельбаркского проникновения на юг;
- вандалы, которые присоединились к «империи» из пшеворской культуры;
- герулы, которые в середине III века были вытеснены данами с Ютландского полуострова;
- бургунды (впрочем, они быстро ушли на Запад);
- певкины, которые вошли в черняховский конгломерат потому, что жили на границе с римлянами и подвернулись по дороге;
- тайфалы, про которых не известно практически ничего, ибо их археология не выделена;
- бораны, которые будто бы специализировались на мореходстве.
Это – германцы.
Кроме них, в состав «черняховцев» входили:
- эллинистические группы, прежде всего эллинизированные скифы;
- поздние скифы, кто уцелел после первого готского натиска;
- сарматы, которые осели на землю;
- аланы;
- языги;
- роксоланы;
- аорсы.
Сармато-аланы составляют в Причерноморье примерно 20% всех захоронений.
Наконец, в державу готов вошли гетские, дакийские и фракийские племена, а также надёжно не верифицируемые представители культур:
- Черепин-Теремцы как продолжение зубрицкой;
- киевской.
Последняя, правда, с оговорками того порядка, что, скорее, соседила с черняховцами, нежели входила в их состав, но точно об этом мы не знаем. Но во всяком случае, во второй четверти IV века черняховские памятники образуются в лесостепной зоне на левобережье Днепра, которая входила в ареал киевской культуры.
Как бы то ни было, -

изделия ремесленного производства распространялись по всей территории черняховской культуры среди её населения независимо от принадлежности к тому или иному этносу. Многочисленные находки римских монет и "варварских подражаний" свидетельствуют о становлении в черняховской среде товарно-денежных отношений с внутренним и внешним денежным обращением

Что бы это могло значить? Что вообще могла значить черняховская культура? Жили люди своим обычам, жили – а затем кто-то пришёл, и они с удовольствием переключились на изготовление гребешков?
А означает это прежде всего две вещи.
Высокую мобильность власти, вообще – государственного управления. И – выгодность сотрудничества с нею.
Начнём со второго, ибо это яснее всего. Невыгодность сотрудничества означает отказ от сотрудничества. Отказ от сотрудничества – в особенности по тем временам – означал использование ответных мер по принуждению к оному. В случае упорствования – вырезание оппонента. Либо – в случае, если на то силёнок не хватает, - отсутупление и отказ от дальнейшего взаимодействия. Возможно – временный.
Скажем, очень нужны Европейскому Союзу русские энергоносители. Можно прийти и отнять. Не нежелательно – исторический опыт лучших армий мира показал, что такой подход весьма рискован. Вопи потом, что мстительные азиатские орды перенасиловали всех твоих женщин. Второй вариант – договориться так, чтобы через какую-нибудь «Энергетическую хартию» получить дешёвый доступ к желанному товару и путям его транзита. Но всё-таки – договориться. Но когда Россия и на это не согласилась – в ходу уже идут другие аргументы. В частности, инвестиции.
Это не зряшный разговор – о столь дальних от черняховцев временах и проблемах. Взаимодействие меж людьми и странами в принципе всегда одинаковые. Если можно - отнять. Если нельзя – обмануть. Если не вышло – купить. И если в отношениях между людьми свою гигантскую морализаторскую роль сыграли религии – буддизм, христианство, ислам, зороастризм, -
- то судьба несчастного Ирака показывает, что между государствами всё осталось на уровне язычества.
Потому в распространении черняховских вешей на огромном пространстве, где продолжали по своему жить различные этносы, можно видеть действие политических технологий, так и технологий, так сказать, технико-экономических.
Что касается политики, то она в времена была немудрёной: платишь дань, а за это говоришь всем, что ходишь под, скажем, риксом Книвой. Не хочешь платить? Ну, дальше тем, кто пережил Россию 1990-х годов, всё ясно: паяльник в анальное отверстие, утюг на животик и так далее. И никакой фактической разницы из-за того факта, что не додумались тогда до паяльников. Меч в анальном отверстии тоже вводит в весьма болезненное состояние.
Ну, или вариант третий из тех, что мы только что обсудили. Получить в ответ неприемлемый ущерб уже на свою агрессивную задницу – и решать, как жить дальше.
Кем был этот главный черняховский рикс Книва по национальности – как обычно для нашего реального взгляда на историю, неважно. Хоть и согласно большинство исследователей, что именно готы стояли во главе черняховской цивилизации, на самом деле это вполне могло быть и не совсем так. Подмять под себя фактически всю территорию нынешней Украины силами одних готов – такое могло и не «прокатить». В конце концов, по степям довольно оживлённо курсировали сарматы с аланами и роксоланами – и при отсутствия взаимопонимания с ними готы были бы обречены на голодное сидение по своим бургам. Ибо даже сотня всадников в состоянии эффективно разрушить сельскохозяйственное поселение.
Так что примем за лучшее не назначать главного у черняховцев. Он вообще мог быть размытым, коллективным. Даже у каждого племени мог быть свой главный, а зоны контроля/ответственности разделены. Принципиально, чтобы это были союзники.
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments