Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Откуда взялись русские. 16

Отчего рядом с черняховцами появлялись новые культуры?

Отвечать на него мы начнём вновь с добычи, привозимой черняховцами из набегов на Римскую империю. Ведь тут процесс взаимный: не только воин захватывает добычу – но и она его.
Добыча же представляла собой двоякого рода ценность. Первая – ценность просто артефактов, до которых в Барбарикуме либо не додумались, либо не создали технологий. И отправляться за ними в Империю было так же пьяняще-притягательно, как Рэдрику Шухарту отправляться на Зону за «полной» «пустышкой» или другими изделиями неведомых пришельцев, устроивших пикник на планете-обочине. На машину исполнения желаний готы рассчитывали едва ли, но то, что «хабар» из Империи зримо повышал благосостояние и творил прочие приятные вещи, - они знали твёрдо. Вторая ценность – это сумма технологий, которую варвары выносили и выводили из своих походов. Выводили в самом прямом значении этого слова - ножками. Известно немало подтверждений тому, что в Готию переселялись подчас весьма умелые ромейские ремесленники. Надо полагать, их согласия никто не спрашивал: не прирезали при штурме, попался в плен – марш-марш в наш фатерланд крепить экономическое благосостояние своих новых хозяев. Ну, а там – каждому своё: кому на полях горбатиться, а кому стекло выдувать, женские побрякушки мастерить, железо ковать. А за кого-то – из благородного или купеческого сословия – и выкуп получить.
Например, -

по Зосиму, после заключения полководцем Деция Галлом мира с готами, варвары вернулись домой, взяв добычу и пленных, в том числе из знати, захваченной в Филиппополе (Zos. 1, 23-24). В "Хронике" Дексиппа, пересказываемой Георгием Синкеллом, сообщается, что во время возвращения готов домой Деций напал на них, но был убит. Варвары вернулись со множеством пленников и добычи (Dexip. Chron. fr. 22 / Jacoby F. Fr.GH).
В Трапезунте скифы овладели большим количеством сокровищ и пленных (Zos. 1, 33, 3). Когда «соседние скифы» увидели привезенные богатства, они решили совершить аналогичный поход, для чего с помощью пленников и торговцев построили корабли (Zos. 1, 34, 1).

Археология свидетельствует тоже: богатство и влияние готов прирастало войнами с Империей. И… торговлей с нею же!
В своей «Истории» Политий сообщает:

Для необходимых жизненных потребностей окружающие Понт страны доставляют нам скот и огромное количество бесспорно отличнейших рабов, а за ... (не сохранилось) доставляют в изобилии мёд, воск и солёную рыбу. Получают же они из продуктов, которыми изобилуют наши страны, масло и всякого рода вино; хлебом они обмениваются с нами, то доставляя его в случае нужды, то получая...

Этой эпохой отмечается усиление притока римских серебряных монет в Восточную Европу. Сюда же поступали вина, -

преимущественно из Малой Азии… На черняховских поселениях повсеместно встречаются обломки амфор "танаисского" типа первой половины III в. н.э.

В III-IV вв. н. э. отмечается возрастание импорта стеклянной посуды, но снижается импорт краснолаковой. Последнее связано с распространением среди черняховских племен собственного керамического производства. Стекло производилось и на поселениях черняховской культуры. Так, раскопками 1956-1957 гг. на поселении у с. Комарово (Черновицкая обл.) была открыта мастерская по производству стекла. Среди ее продукции выявляется тип сосудов, аналогии которому можно найти в Танаисе, в римских лагерях на Дунае, у Косаново, в Каменке.

На каменных постройках черняховской культуры часто применялась характерная для римского домостроительства кладка. Попутно можно отметить определенную тенденцию в развитии каменного домостроительства черняховской культуры: в более восточных районах - низовья Южного Буга, Ингульца и Днепра - преобладают поселения с каменными постройками… Некоторые каменные постройки можно напрямую связать с присутствием выходцев из римских провинций. Известны три пункта с домами, построенными в типично римской строительной технике…

Как итог черняховцы оказались в состоянии уверенно вырабатывать дополнительный продукт, дополнительную стоимость сверх того, что необходимо было общине и общиной же потребяллось.Вплоть до того, что –

анализ археологического материала, выявленного в каждой из усадеб, показал, что их жители, кроме главного общего занятия - земледелия и приусадебного животноводства, специализировались на определённом виде ремесла - ткачестве, обработке кости, металлообработке и ювелирном деле.

Эту стоимость прибавляло и результативное сельское хозяйство, и ремёсла, и металлообработка, обработка кости и шкур, глины, дерева, камня. И избыточная продукция стала выходить за пределы общины и начала формировать общий для черняховцев рынок.
Как это было, видно, например, по керамике:

Времена индивидуального медленного гончарного производства прошли. Специально обученные гончары изготавливали в огромных печах горшки невозможно, даже продавали эти сосуды на рынке. В одном из горнов в Будешты (Молдавия) можно было одновременно обжигать сто пятьдесят изделий. Находки, сделанные на Украине, в Молдавии, в районе нижнего Дуная и в Трансильвании, подтверждают повсеместное распространение гончарного производства. Возможно, гончарное искусство распространилось в северные районы с юга, из румынской провинции Дакия или из прибрежных городов Северного Причерноморья. В предшествующую черняховской скифскую эпоху изготовленная на гончарном круге керамика попадала в лесостепную зону только в результате торговых контактов, тогда как теперь в Восточную Европу и в северные леса распространилось само гончарное искусство.

В результате готы постепенно сконцентрировали в своих руках как прямые материальные ценности, позволявшие конвертировать их во власть, так и технологии и и секреты, в том числе и военные, которые, в свою очередь, тоже более чем полезны для расширения своего влияния.
И вот тут мы переходим к тому, что и делало черняховскую культуру пусть прото-, но государством. Которое, хоть и кажется совершенно чуждым для нас, сделало из нас, Ариев, то, что ныне принято называть славянами.
С этой культурой было выгоднее сотрудничать, нежели враждовать. Ибо готы сделали самое важное для себя.
Они разграбили греческие города. А затем взяли под контроль эллинско-скифскую цивилизацию Северного Причерноморья. Со всеми её матермиальными богатствами и технологическими достижениями. И «сели» на тот транзит, которым эти достижения транслировались и распространялись по близлежащой Ойкумене.
И потому они стали всем нужны.
В самом деле. Вот взять если непосредственную пользу от Херсонесов-Ольвий-Пантикапеев – так не больно-то их теперь ограбишь. Там теперь готы. Но эксплуатируют тему совместно с сарматами. Которые эти города ещё недавно под своим контролем держали. Но теперь это другие сарматы, осёдлые и государственные. И готы им нужны. Потому что не нравится государственным сарматам лежать под мечами своих кочевых родственников - сарматов-аорсов и аланов. Ну и кто против нас с Геной?
Со своей стороны, черняховская власть не просто сидит на транзите. Под её гарантии идут импорты от эллинистических центров в глубь степной и лесостепной территории. Ремесленные изделия, орудия труда, технологии, предметы роскоши. Ведь это представить себе только, что значит какой-нибудь стеклянный стаканчик для твоего статуса как старейшины поселения, состоящего из полуземлянок! Где люди живут вместе с козами, а пиво пьют из лепленных руками глиняных кувшинов! Будешь ты иметь что-то против такой власти?
Опять же – и своим умельцам образец. Кубка стеклянного они, может, сразу и не повторят. Но ведь и не одно стекло по Черняховщине ходит. Кто-то с металлом замечательно обращается. Кто-то гончарное ремесло крепко знает. Кто-то ткань умело выделывает. И идут внутри пространства черняховского обменные процессы, углубляется экономическое взаимопроникновение. А это всяко полезнее, чем друг друга жечь да всех врагов в жертву приносить.
И что, не было конфликтов у людей? Так не бывает. Люди без конфликтов не бывают. Наверняка и молодые кандидаты в воины должны были для посвящения какое-нибудь геройство против чужаков совершить. Без беспредела, конечно – так, чисто для зачёта. Не больше одной головы отрезать. Или коня увести. Да и более зрелые бойцы должны были силушку тешить, славу в походах добывать. А там и у конунгов-риксов дела находились. Кто-то в лесу чудом поохотился, кто-то лужок чужой захватил и своим, рейдер гнусный, объявил…
Но судя как раз по относительному экономическому взаимодействию между разными составляющими частями черняховской культуры, и определённое взаимосожительство между её этническими элементами в целом существовало без выхода за рамки здоровых молодеческих споров между соседями. И вот тут и настаёт время вернуться к пунту первому: а за счёт каких, собственно, политических резервов черняховская власть добивалась такого результата? Что представляла собой эта её пресловутая мобильность в государственном управлении?
А вот тут мы ответим неожиданно сами для себя.
А не было никакой законченной черняховской власти! По крайней мере, поначалу. И не было никакого политического контроля. Тоже – до определённого времени.
Потому и не нашли мы до сих пор никакого «административного центра» готской державы.
Просто пришли люди на некие территории. Тем или иным образом убрали с этих территорий других людей. Тех, кто занимал их раньше. Уцелевшим и не попавшим под первый удар предложили платить дань. Оброк малый. За то, чтобы даже если придёт какой-нибудь гепид тупоголовый – и ему расхотелось бы вами поживиться, ибо вы теперь люди готские.
А там – и живите себе, как знаете. Хотите, пашите себе землю, разводите скот. А по осени – добро пожаловать в бург, на ярмарку. А кто из ребят крепкий – подавайтесь к нам, готам, в дружину рикса нашего славного. Мы, готы, и сами все славные, у нас вон и имя – от богов. Вот сами посевную закончим, соберём войско большое, сбегаем ромеев пощупаем. Все в золоте вернёмся!
Ну как таким славным парням отказать?
Вот так и втягиваются в готскую орбиту другие населенцы занятых ими земель. Ибо не только отбирают готы, но и предлагают.
И получается любопытная такая вещь. Где-то есть культура – вещь в себе. Пришла она на чужие земли и предложила им свой порядок вещей. И слушаются её. Не потому, что сильна она. Все вместе местные пришельцев задавили бы. Но только нет их – «всех вместе». А каждого в отдельности пришлые сильнее. И подчиняться им приходится.
Да только и подчинение им – многим, оказывается, на пользу идёт! Одни геройство проявили, в богатых дружиннках теперь рядом с самим риксом ходят. Другие вещицы дивные из-за моря получили. Третьи – ковать железо по-особенному научились, теперь продают его и богатству не нарадуются. Четвёртые – просто в завтрашний день с уверенностью смотрят. Ибо теперь всегда на вопрос лихих людей «Чьи вы?» - ответить мгут даже и с вызовом: «Мы – готские!»
И рождается так не этническая, а надэтническая нация. Политическая. Государственная.
И как хотите, а очень это мне напоминает рождение по меньшей мере ещё одной такой же нации. Недалеко отсюда. И в пространстве, и во времени…
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments