Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Откуда взялись русские. 30

Интермедия про славянских богов

Мир древних людей был наполнен богами, божествами, духами и прочими нематериальными субъектами. Ибо в мире для древнего человека творилось много необъяснимых вещей, а ни учителя физики, ни партсекретаря, чтобы разъяснить их суть, рядом не было.
Это трюизм.
Второй трюизм – что хочется верить, будто -

- мы, отдав концы, не умираем насовсем.

Ведь, как говорил Сиддартха, который Будда, -

- всё живое страшится смерти.

Я бы уточнил: вернее той мысли, что вот умрёшь – и всё! И больше ничего не будет! Ни вкусной еды, ни весёлой выписки, ни влюбённых в тебя женщин, ни могучего секса, ни ослепительных побед над врагами и обстоятельствами. Ничего! Как и не было. Прихлопнет тебя смерть, как комара. И всё, что ты делал, чем ты был, -

- сотрёт, как стирают слезу…


В общем, уже неандертальцы стали провожать своих покойников. Уже у них, значит, была вера в загробную жизнь. И значит, во что-то – или в кого-то – трансцендентное. Что человеческим умом необъяснимо. И человеческим хотеньем неуправляемо.
Прихотливый ум кроманьонца в ответ на этот вызов избрёл невероятное количесвто управляемых реальностей. Начиная с изображения оленя на стене пещеры, в которого нужно было ткнуть копьём, чтобы Дух Оленя позволил поразить настоящего зверя. И заканчивая сайентологией.
То есть не заканчивая.
Индоевропейцы среди этих изобретателей были не из последних. Одни греческие мифы чего стоят! А мрачноватые религии Междуречья. А арийская Авеста! А жестокая красота скандинавской космогонии!
А сколько донас не дошло! Сколько народов унесла в темноту небытия беспощадная карусель времени, оставив нам в лучшем случае лишь имена их богов…
Славяне здесь – в некой срединной позиции. По большому счёту, мифов и легенд, послуживших основою для мифов, история нам практически не оставила. С другой стороны, мы не только знаем имена основных богов, но и представляем, кто за что «отвечал». Спасибо христианским хронистам и обличителям!
Скажем, Гельмольд, Саксон Грамматик, Герборд и другие авторы донесли до нас сведения о пантеоне западных славян. Впрочем, в каком-то смысле и общеславянском. Судя, во вском случае, по классическому обзору древних славянских святилищ, сделанному Русановой и Тимощуком.
Словом, здесь у нас фигурируют Святовит, а также три, кажется, более мелких бога - Яровите, Поревит и Руевит.

По крайней мере с двумя божествами были связаны календарные обряды. Яровит, имя которого происходило от корня «яръ» (сила, свет), считался богом, пробуждающим природу. В одно из гимнов говорилось: «Я покрыл равнины травой и деревья листвой. Я приношу полям урожай а скоту – приплод».
Его антагонистом считался Руевит. Посвященные ему празднества проводились в начале осени, когда природу благодарили за собранный урожай. …Поревит считался богом середины лета
Все вместе они составляли ипостаси триединого божества Триглава, олицетворявшего ежегодный (с лета по осень) период роста растений и размножения животных.

Главный - Святовит, которого называли «богом богов». Он считался богом войны и защитником полей:

Перед началом военных действий к Святовиту обращались для обеспечения будущей победы. Для этого использовали коня в качестве оракула. Его заставляли пройти по ряду скрещенных пик. Если конь проходил его не останавливаясь, то верили в благоприятный прогноз, считая, что бог будет сопровождать воинов в походе. Индоевропейский образ коня-пророка имеет точные параллели в Авесте, встречается в балтийской культуре и отразился в образе «вещего коня» в русском фольклоре.

Судя по всему, это были основные боги для всех славян. Во всяком случае, ещё в XVIII веке православный Св.Тихон осуждал «бесовские игрища», посвящённые

«древнему идолу» Яриле.

Корни этого культу – явно в далёком индоевропейском прошлом. Во всяком случае, с такого, когда будущие славяне и будущие германцы составляли единую общность, чтобы от ежегодных ярилиных празднеств прошло само слово «год».
Из индоевропейского бытия дошёл и бог огня Сварог, который соотносится –

с индоевропейским * svargas («солнечное небо») от * svarati «блики, блески». Суффикс / og показывает, что его имя скифского, то есть иранского происхождения.

Сварог счмтался сыном Хорса или Дажьбога, -

- славянского бога солнца, объединяя образы земного и небесного огня. Славяне именовали домашний огонь в очаге Сварожичем (сыном Сварога).

Возможно, само имя его соотносится с иранским Веретрагной, который тоже был богом-кузнецом, связывался с огнём и его порождающей силой.
Из того же арийского круга присходит и Симаргл. Он явно имеет корни в в Симурге (Сэнмурве), индоиранском божестве в образе крылатого гриффона.

Возможно, Симаргл связывался с функциями бога-воина и в славянском фольклоре он соединился с орлом.

Хорс – тоже индоевропеец. Он сохранился не только у славян, но и у иранцев под именем Хурсид. Там он тоже олицетворял солнце. А от солнца, как известно, зависит и всё хорошее. Хорсовое. Ибо «хорошо» и идёт от «хорсо»!
Даждьбог, как считается, происходит –

- от славянского корня «даждь», что означает «дать», давать.

Не знаю. Не уверен. Странное имя для бога. Но и спорить не берусь. Своей версии нет.
А вот бог ветра Стрибог – опять индоевропеец. Его наименование восходит к индоевропейскому корню * srei – «дуть». Да и современные «струя», «струиться» соотносятся с ним же.
Перун, аоклонение которому зафиксировано документально в договораях руссов с греками и который считался богом грозы и молний (и дружинников), поднялся сквозь толщу времён опять-таки из индоевропейскихз глубин.

Его наименование восходит к индоевропейскому корню *реr (perk), perk (perg) с значением «ударять», который встречается в большинстве индоевропейских языков, где имеются сходные образы бога-громовержца. Несомненно Перун является очень древним богом, известным всем славянам.

Наконец, Велес (Волос), который тоже зафиксирован в качестве бога руси в договорах русов с византийцами, - тоже из индоевропейцев! Во всяком случае, согласно этнолингвистическим исследованиям Р.Якобсона. В них показано, что

- Велес является древним славянским богом, входившим в общий индоевропейский пантеон.

Кроме того, что Велес был –

-скотий богъ –

- он «отвечал» ещё и за подземное царство, посмертный мир и саму смерть.

Этимологически возможно провести параллель между славянским Велесом и ведическим тысячеглазым богом-волшебником Варуной, который поддерживает космический порядок и колдовством ослепляет своих противников. В «Ригведе» он носит двойное наименование Варуны Асуры. Славянский Велес также имеет двусложное имя – Вел-ес. Вторая часть соотносится с Асурой равно как со старым кельтским богом Есусом, изображаемом с бычьей головой, и с старонорвежским Асиром.

Ну, в общем, думаю, достаточно. Разбирать других богов славянского пантеона, включая Рода и рожаниц для данной работы не имеет смысла. Тем более, что и книг по славянскому язычеству сегодня столько, что глаза разбегаются. Я лишь договорю то, что хотел сказать: нет смысла искать каких-то заимствованных богов там, где есть общий индоевропейский пантеон – раз, есть архаичное общество, донёсшее многие архаические черты индоевропества в своём языке и обычаях – два, есть факт прямой исторической, географической и генетической преемственности славян от индоевропейцев – три.
Не надо было славянам заимствовать солнце у своих врагов сарматов. Они его и сами прекрасно видели. Оно и над ними прекрасно светило. Иначе получится, что и слово «кругло» - «хоро» будущие славяне до общения с сарматскими интервентами не знали. И девки их хороводы стали водить только после сарматской оккупации. И храбрецов-хороборов без сармат не появилось бы. И сохранить-сохоронить-окружить заботою было бы ничего нельзя.
В общем, не хорошо жили бы славяне без сармат. Не кругло. Угловато
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments