Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Откуда взялись русские. 33

Интермедия про височные кольца и неизвестное славянское племя

Оказывается, не только две названные посткиевские культуры образовались в Восточной Европе.
Пеньковская, как мы видим, идёт на юго-запад, где упирается в Дунай и Империю. Колочинская, которая начинается от восточной границы пеньковской в левобережье Днепра, тянется на северо-восток и доходит до Подесенья.
Но есть ещё одна культура, которая граничит с колочинской на севере. Она называется культурой типа Тушемли-Банцеровщина и, в свою очередь, распространяется по всей Белоруссии и Смоленщине вплоть до Псковской области.
И это не финны. И не балты.
Потому что женщины этой культуры носили височные кольца.
Такое женское украшение характерно только для восточных славян – и ещё киммерийцев, помните? И оно даёт очень надёжное свидетельство племенной принадлежности той или иной группы славянского населения.
Классификация древнерусских височных колец разработана А.В.Арциховским и уточнена и дополнена В.П.Левашовой. И что же мы видим?
Практически для каждого племени характерны свои особенности этих украшений. Скажем, в состав женского головного убранства населения, оставившего смоленско-полоцкие длинные курганы, входили проволочные височные кольца с пластинчатыми расширениями на заходящих друг на друга несомкнутых концах. Это ясно кто: кривичи (культура длинных курганов) полоцкие и смоленские, Они же полочане ПВЛ.
А рядом с ними, на северо-западе, характерной деталью женского костюма являлись ромбощитковые височные кольца. Это – надёжный этнохарактеризующий признак новгородских словен.
У дреговичей распространены перстневидные височные кольца с заходящими в полтора оборота концами.
Перстневидные височные кольца, сплошные, со спаянными концами, характерны для племени древлян.
В среднем течении Десны, в бассейне Сейма и верховьях Сулы выделяется своеобразная группа S-видных спиральных колец - характерный этноопределяющий признак племени северян.
В области расселения радимичей в Посожье распространены семилучевые височные кольца.
И только для браслетообразных сомкнутых височных колец племени не «находится». А между тем, в середине и третьей четверти I тысячелетии нашей эры – точнее, около VI века, а на Смоленщине фиксируется и V веке! - племя, женщины которого носили такие украшения, расселялось в Полоцком Подвинье, Смоленском Поднепровье и части районов Волго-Окского междуречья. Расселилось среди аборигенного балтского и финского населения.
Впоследствии эти люди влились в местную среду и постепенно растворились в массах финноязычного населения. По этой причине видный русский археолог В.В.Седов полагает, что в летописи эти люди вошли под именем меря:

Весьма вероятно, что в период становления Древнерусского государства это племенное образование называлось мерей. Этноним проживавшего на этой территории поволжско-финского племени, был, как это нередко наблюдается в древней истории, перенесён и на пришлое население. Во всяком случае, когда летописец писал, что «перьвии насельници в Новегороде словене в Полотьски кривичи, а в Ростове меря...», он имел в виду, по всей вероятности, славян, занявших земли мери, а не финноязычное население этого края.

Но так и неясно, ни кто эти пришельцы, ни откуда они пришли. Их «предков», которые носили бы такие же кольца где-то в другом месте, пока не обнаружили. Однако то, что находки браслетообразных височных колец длинным языком протянулись откуда-то из Понеманья, позволяет предположить, что пришлое это славянское население происходит как раз оттуда, где древние авторы помещали венедов, которых я тут называю «лесными». Это они воплощают в себе следы жизни тех самых «лесных» венедов, что всегда были «тылом» более организованных культур носителей группы R1a в лесостепном пограничье. Это как раз они должны были помешать своим родичам киевцам сместиться на восток и на север от послегуннского кровавого безвременья – они ведь сами уходили из обжитых лесов, попав, как и прочие, под воздействие экологической катастрофы. Той самой, когда начались холода и мокрота, пахотные земли стали заболачиваться, реки – разливаться. И условия для жизни явно и сильно ухудшились.
И эти люди, женщины которых носили столь характерные височные кольца, - и есть те, кто в самом ближайшем будущем, в VI веке, направился на восток, вклинился между финскими культурами и принёс в эти земли характерные для славян, но не совместимые ни с одним из известных племён височные кольца.
Меря, говорит В.В.Седов? Он – большой учёный, и он, наверное, прав. Вот только сам же признаёт: «люди браслетообразных колец» не закончили своего существования, растворившись в мери. Эти украшения были в употреблении вплоть до XIII в. включительно. Более того, это самое этнически не определённое племя продолжало инфильтрацию в финно-угорские земли - в регион марийцев – в IX-XI вв.
Так почему это должна быть меря? Давайте прикинем.
1. Посткиевская культура – потому славянообразная.
2. Автохтонная – в отличие от сплошь пришлых славянских племён, вошедших в наши летописи в качестве «фундамента» для русского государства.
3. Культура, сохранившая своё своеобразие вплоть до татаро-монгольского нашествия, и в то же время настолько органично-местная, что в Древней Руси её не включают даже в летописи.
Так почему это должна быть меря?
Может, назовём их – русскими?
Нет, тут я, конечно, сам пожимаю плечами. До русских этим людям ещё далеко. Триста лет минимум надо ещё жить и развиваться до тех пор, пока сюда придут русы и возьмут контроль над этими местами. А потом ещё двести лет войн и борьбы с русами. И ещё сто – сживания с ними хотя бы до той степени, когда князья русские перестанут в посланиях своим детям вспоминать как о подвиге о своих путешествиях через здешнюю территорию. И тем не менее в этих людях, чьи женщины носили браслетообразные височные кольца, мы и можем видеть прямое автохтонное продолжение тех, от кого мы, нынешние, получили нашу гаплогруппу.
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment