Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Откуда взялись русские. 35

Керамика – подстать жилищным условиям. Посуда изготавливается вручную. Это тоже в основном горшки. Единственным украшением горшков являются неглубокие вдавления на ободке. Или ряд точек, нанесённых на горлышко – это уж, видно, эстеты лепили.
В общем, тот же подход, что и у пеньковцев.
А вот погребальный обряд от пеньковских отличается заметно. Никакого биритуализма. В основном трупосожжение, совершавшееся на стороне. Остатки кремации помещались в небольших ямках. Нередко пепел собирали в урны – собственно, в горшки пражско-корчакского типа.
В дальнейшем, однако, - в VI-VII веках – по непонятной причине в пражско-корчакской культуре распространяется курганный обряд погребения. Он даже выделяет эту группу из других близких к славянским культур. Впрочем, внутри курганов находились всё те же остатки трупосожжений в горшках.
Но как бы это всё ни убого выглядело, современники праго-корчакцев были далеки от презрительных оценок. Напротив, византийский автор VI века Маврикий Стратег, к примеру, сообщает, что славяне –

- обладали большим количеством различного скота и их дома были набиты зерном, в основном пшеницей и просом.

При всём её явном посткиевском характере, однако, вопрос о конкретном генезисе этой культуры пока не совсем ясен. Как говорят археологи, -

- процесс сложения основной раннеславянской культуры Прага-Корчак остается все еще нераскрытым. В киевской культуре не часто встретишь формы сосудов, являющихся непосредственными прототипами “матрешковидного” горшка “пражского типа”.

Как бы то ни было, с учётом последних достижений как археологии, так и генной генеалогии становится ясно: пусть смену культур мы пока в состоянии обозначить лишь пунктиром, но общая тенденция понятна. Пражско-корчакская культура образовалась на опустевших в результате гуннских набегов и изменений климата землях. Образовалась из населения - носителя гаплогруппы R1a, то есть из выходцев лесной и лесо-степной полосы Западной России. И появление её кажется неожиданным лишь потому, что обитатели лесных дебрей предыдущих веков археологически внятных следов не оставили. И в силу недолговременности пребывания на одном и том же месте – пока подзольный участок урожай даёт, - так и в силу того, что лесные полуземлянки и погосты очень быстро снова зарастали деревьями. А выйдя на запустелые и только у избалованных предыдущих обитателей ставшие непригодными для сельского производства земли, потомки лесных этих венедов зафиксировались, наконец, на одном постоянном месте.
А что говорит по поводу этих философичсеских изыской археология?
Ещё в 1971 году мюнхенский исследователь Иоахим Вернер заявил, что раннеславянские культуры ближе всего к ранним культурам лесной зоны Восточной Европы. Таким как Днепро-Двинска и тушемлинская, а также культура штрихованой керамики в Белоруссии и восточной Литве.

Здесь тоже исключительно грубая лепная керамика и почти исключительно банковидные слабопрофилированные горшки. Также редки находки металлических изделий на поселениях. В быту жители лесной зоны, как и славяне, были явно непритязательны.

Археологи отмечают здесь –

- «другой мир», где-то более патриархальный, если не застойный, не стремящийся к внешней эффектности и комфортности. Многочисленные городища, каждый поселок сам по себе; очень простая, если не примитивная, посуда. Редкость находок из металла, отсутствие могильников (очевидно, применялись обряды, не оставляющие следов для археологов) не дают возможности прослеживать динамику развития культуры и устанавливать какую-то, даже приблизительную, хронологию.

Связь этого мира с киевской культурой прослеживается хоть и не мощно, но отчётливо. Как указывает М.В,Щукин, -

- на мысль наводил ряд находок и фактов. В первую очередь это находки на черняховском поселении Лепесовка в верховьях Горыни, довольно далеко от западной границы киевской культуры. Оказалось, что около 10% от имеющейся здесь лепной керамики составляет киевская, с типичными “расчесами”. B том числе два целых сосуда выявлены при таких стратиграфических обстоятельствах, что не остается сомнений — они были в употреблении в момент пожара длинного черняховского дома. Причем, если один из горшков напоминает своей биконичностью пеньковскую керамику, то второй, безусловно, является одним из наиболее выразительных прототипов пражского типа. …
Во-вторых, в зоне “белого пятна”, на реке Стыри под Пинском, обнаружено поселение с остатками трех полуземлянок, с керамикой “предпражского” облика, покрытой “киевскими расчесами”. Находка на этом поселении в урочище “Марфинец” фибулы позднеримского времени позволяет подозревать датировку не позже конца IV в. н.э.

То есть, вмешаемся снова всё с той же мыслью – разные киевцы от гуннов бежали в разные стороны, где получали, естественно, встречные воздействия. Отчего постепенно трансгрессировали в новое археологическое качество.
Следующий отрывок – ещё одно тому доказательство:

В-третьих, выявление на берегах озер Кагул и Ялпух, примыкающих к низовьям Дуная, а затем и в Среднем Поднестровье, и в Буджаке вплоть до Котлабуха, поселений типа Этулия, по структуре близких киевской культуре, а в формах керамики перекликающихся иногда и с зубрецкой группой Волыни, и с посудой “позднескифских городищ” Низового Днепра…

В последнее время полагают также, что «недостающим звеном» между киевской и пражско-корчакской культурами могут стать ряд недавно открытых древностей в районе припятского Полесья. Находки пока довольно смутные, но, как полагают, позволяют проследить путь ещё одной части киевской общности на Запад.
Теперь этот другой мир по-хозяйски расположился на опустевших землях ушедших племён. На опустевших в прямом и переносном смысле. Пражско-корчакская культура складывается в южной части ареала давней пшеворской культуры. Конечно, прямой преемственности между ними нет. Но если исходить – а я исхожу – из того, что сами венеды в своей ещё до этнически славянской стадии зародились внутри пшеворской культуры, то, конечно, некоторые корешки найти можно.
Впрочем, пока мы говорим о географии. Для географической локализации славян у нас существует надёжный маркер – керамика пражско-корчакского типа. Так вот, на рубеже V-VI веков границы пражско-корчакской культуры пролегают от верхней и средней Эльбы на западе до припятского Полесья на востоке и дальше. Восточную границу определяют находки в бассейне реки Тетерев вокруг города Житомир.
То, что эта ареал этой культуры соответствует ареалу славян, показывают описания этого племени у современных праго-корчакцам авторов.
Так, Иордан указывает:

Склавены живут от города Новиетуна и озера именуемого Мурсинским, до Данастра, а на север - до Висклы...

По мнению Е.Ч.Скаржинской, город Новиетун – это Новетун на Савве, а Мурсианское озеро – водоём возле около города Мурсы (Осиек). Некоторые высказывают мнение, что Мурсиенским озером могло скорее называться озеро Балатон, путь к которому тоже начинался от города Мурсы. Иные это оспаривают. Но нам здесь это неважно – в принципе, регион-то один. Только Иордан обозначил праго-корчакцев в то время, когда те начали расширять свои пределы – как раз спустились вдоль Дуная до Днестра. Обходя Гепидию и образуя между Днестром и Нижним Дунаем чересполосицу с антами.
Единственное, чего не указал Иордан – это продолжения пражско-корчакской культуры почти до Днепра. Что понятно и извинительно – информаторов в такой дали у него не было. Более того: в его время праго-корчакцы, похоже, до Приднепровья ещё и не добрались:

И.П.Русанова, уделившая немало внимания хронологии этих древностей, определяет самые ранние пражско-корчакские памятники Поднепровья VI в. По всей вероятности, в конце IV - начале VI в. эти земли из-за чрезмерной увлажненности были непригодны для ведения земледелия и вообще не были заселены. … Исследуя водные названия Правобережной Украины, О.Н.Трубачев пришел к выводу, что «на правобережье Припяти сосредоточена значительная часть древних чисто славянских гидронимов». Это, по-видимому, тоже один из показателей незаселенности этих земель перед миграцией славян.

Словом, новая культура расположилась и затем начала распространяться в тех местах, где когда-то верховодили кельты, готы, гепиды, лангобарды, вандалы, руги и прочие народы, участвовашие в Великом Переселении. И вот действительно: «иных уж нет, а те – далече…»
Кельты-бойи, давшие имя Богемии, сгинули во тьме времён. Гепиды добрались до Дакии, попробовали построить там своё королевство – но солоно им там пришлось. Пропали и они из истории. Обиженные всеми и на всех герулы вернулись в лоно своих предков из ясторфской культуры – в Ютландию. Где тоже стёрлись со страниц времени. Лангобарды долго воевали со всеми – по очереди и сразу, добрались до Италии, где ещё дали имя провинции Ломбардия… и тоже растворились в новых народах. Вандалы прошли дальше всех, они прошли до Африки. Потом сделали несколько экспедиций в Италию, разграбили Рим самым вандалистским образом, а через пру поколений сгинули под мечами византийских легионов Велизария.
Готы сделали больше всех. Они ликвидировали Западную Римскую империю и отослали императорские инсигнии в Константинополь, императору римлян восточных. Никто, конечно, не понял тогда историчности этого события – просто готы с примкнувшими к ним ругами решили, что империю им содержать не по карманы. А вот своё варварское королевство на италийских и рядом лежащих землях – пожалуйста. Руги, правда, растворятся в нём почти немедленно, оставив на территории нынешних Австрии и Баварии лишь несколько топонимов вроде Ruzaramarcha. Да стойкую традицию называть ругами будущих русов. А готы повоюют ещё с византийцами крепко, когда императору Юстиниану поблазнится восстановить прежнюю Римскую империю. Италию в двадцатилетних войнах оба врага опустошат полностью, так что по-настоящему история Римской Империи будет закрыта именно тогда. Рим станет небольшим провинциальным городком. На Капитолии - наконец-то, радуйтесь, сабины и италики! – завоют волки. Но и готы – остроготы – в этой борьбе свой путь земной окончат.
И на Волыни вельбаркские-черняховские поселения свой путь окончат. Как на пути к Дунаю остатки черняховцев стирали анты, так и тут на месте древних готов сели другие люди. Наследники венедов.
Нет, а что ни говори – жаль всё же готов! Большой был народ. Размашистый. По-хорошему великий. Впрочем, и по-плохому. Но… -

- и сотрут, как стирают слезу…
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment