Но «раствор» был пересыщен на значительном пространстве, а у Империи против славян оказалсь жилка тонковата. И раскалённая лава всё новых примыкающих к славянским ватажкам бойцов, их семей и родов всё шире разливалась по Империи, вызывая цепнуюж реакцию присоединений и поглощений. Ибо брать добычу лучше, чем становиться добычей. А с непокорными славяне расправлялись известно как. И на зачищенные территории перемещались те, кто позавчера были твоими соседями, но вчера вовремя выбрали новую силовую ориентацию.
Вот так и проистекала характерная для славян экспансия по всем азимутам. Это готы-вельбаркцы шли узкой полоскою. Ибо шли одним вооружённым народом. Оставляя за собой осевших в лакомых местах поселенцев, сохранявших свою культуру и жизненный уклад. И, судя по следам столкновений с остатками зарубинецкой и постзарубинецкими культурами, не сильно желавших с кем-то смешиваться. И добравшись до Чёрного моря готы остались готами и чётко выделяются археологически. Хотя и завели наднациональную черняховскую цивилизацию.
А славяне цивилизаций не заводили. Тем более неднациональных. Они сами, везде куда добирались, становились цивилизацией. В относительно короткий исторический промежуток они заняли и хозяйственно освоили Чехию, Словакию, Польшу, Белоруссию, Украину, во взаимодействии с суковско-дзедзицкой группировкой Воточную Германию, Венгрию, Румынию, Австрию, часть Северной Италии, все Балканы, Грецию, острова Греческого архипелага, часть Малой Азии.
При этом археологи отмечают относительное единство ранних славянских материалов между Эльбой и Сабой на западе и Чёрным морем на юго-востоке –
- полученный материал из германской, иллирийской, греческой, фракийской и дакийской территорий показывает, что славяне везде сохраняли собственный жизненный уклад. … Подобное сходство позволило археологам ввести термин «славянская культурная общность».
С небольшими изменениями эта общность продолжала существовать на протяжении нескольких последующих столетий.
Как именно шло формирование этой общности в процессе славянской экспансии, очень хорошо видно на примере освоения славянами Германии.
Почитаем ту же Гимбутас, рассказывающую о раскопках, произведённых в славянских поселениях Моравии и в Богемии:
Об одном из них, находящемся близ Брезно к северо-западу от Праги, еще не раскопанном до конца, следует упомянуть отдельно. На раскопанной части находятся 32 дома. В отличие от других славянских поселений, состоящих исключительно из одинаковых квадратных землянок, в Брезно представлены разные типы жилищ. Только 22 землянки из 32 относятся к традиционному славянскому типу, остальные жилища более длинные и имеют прямоугольную форму.
То есть типичные германские «длинные дома».
Керамические изделия также двух типов, славянского и германского. В большинстве домов обнаружена керамика пражского типа, которую можно отнести к разным периодам. Серовато-черные осколки двуконусных горшков, украшенные рядом насечек характерны для периода миграций и имеют явно германское происхождение. Предполагают, что поселение создавалось германцами еще до прихода славян. …
Заселение производилось сразу – в считанные исторические мгновения после того, как едва в конце V века сложилась сама пражско-корчакская культура:
Сравнивая осколки изделий германского происхождения с аналогичными находками из поселений, расположенных в центральной Германии, Плейнерова установила, что ранние славянские поселения появились в Брезно в первой половине VI века.
После этого германцы продолжали некоторое время жить в этом селении.
И те, и другие занимались сельскими хозяйством и, возможно, существовали параллельно, пока…
Пока что? Правильно! –
- пока славяне не поглотили германцев.
Пометим себе: не убили, не вырезали. Поглотили. То есть – «перекультурили». Сделали собой.
В итоге, появивлись в Германии –
- как совершенно чужеродный элемент, -
- славянские комплексы распространяются здесь широко и вольно:
Изучение славянской топонимики показывает, что славянские поселения распространены восточнее района Эльба-Заале а также примерно до линии Эрфурт – Арнштадт - Веймар. Севернее славянские названия встречаются до Ильменау. Во время правления Шарлеманя западная граница распространения славянской топонимики соответствует восточной границе Франкской империи.
Миграция привела –
- к образованию пяти больших славянских групп: в Германии и западной Польше:
1 – сорбской в междуречье Эльба – Заале (керамика пражского типа),
2 – ободритская в западном Мекленбурге и восточном Гольштейне, относящаяся к сербской, в которую входят некоторые полабские и поважские племена,
3 – вильчанская в Мекленбурге (фельдбергская группа керамики), состоящая из ряда малых племен,
4 - группа в районе Шпрее и Хафеля, включающая племена стодоран (на Хафеле), шпреван и плонцев (южнее Хафеля),
5 – лужицкая и одерская группы, к которым относятся западно-польские племена лужичан, мильчан, додочан, сленчан, ополян и другие. К ней относится тырновская керамическая группа (не путать с лужицкой культурой бронзового века).
При этом крайне интересно то, что уже на на ранней стадии раселения славян одни и те же названия их племен встречаются на совершенно разных территориях:
В источниках IX , X и XI веков топонимические и этнические названия хорватского происхождения известны в восточной Галиции, области верховьев Вислы около Кракова (древней Белой Хорватии), Саксонии, долины реки Сааль, верховьев Эльбы, окрестностей Оломоуца (Богемия), Штирии и Каринтии, а также на территориях, населенных в настоящее время хорватами.
Все названия подтверждают, пишет процитированная только что Мария Гимбутас, что хорваты заселяли данные территории до того как поселились в современной Хорватии.
Аналогичная картина – с сербскими названиями. Они также распространены на территории между Малой Польшей и Померанией и также связаны с ранними продвижениями сербских племен.
То есть не одни лишь пограничные с Империей племена – вся славянская ойкумена двинулась в поход.
В целом же миграции славян привели к захвату территории, в восемь раз превосходившую по площади ту, из которой они вышли! Ясно, что чисто физически их не могло возникнуть так быстро и так много, чтобы заселить все эти земли. Бабы так много не рожают. Более того славяне сумели не просто заселить всю эту территорию, но ещё и поразбиваться по дороге на племена, что отражает продолжающийся демографический взрыв.
Итак, из небольшой группы земледельцев славяне буквально на глазах превратьились в бурно развивающийся народ с постоянно увеличивающейся численностью. Этот народ активно мигрирует, но при этом, что характерно, плотность его расселения заметным образом не уменьшается. Кажется, даже увеличивается.
Как и за счёт чего это происходило, мы можем сегодня видеть по историческим и археологическим источникам. Древнерусский летописец описывает причины славянской экспансии кротко:
По раздрушении же столпа и по раздѣлении языкъ прияша сынове Симовы въсточныя страны, а Хамовы же сынове полуденныа страны. Афетови же сынове западъ прияша и полунощьныя страны. От сихъ же 70 и дву языку бысть языкъ словенескъ, от племени же Афетова, нарѣцаемѣи норци, иже суть словенѣ.
По разрушении же столпа и по разделении народов приняли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама — южные страны. Иафетовы же сыновья приняли запад и северные страны. От этих же семидесяти и двух народов произошел и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики, которые и есть славяне.
По мнозѣхъ же временѣхъ сѣлѣ суть словени по Дунаеви, кде есть нынѣ Угорьская земля и Болгарьская. От тѣхъ словенъ разидошася по земьли и прозвашася имены своими, кде сѣдше на которомъ мѣстѣ. Яко пришедше сѣдоша на рѣцѣ именемъ Моравѣ, и прозвашася морава, а друзии чесѣ нарекошася. А се ти же словѣне: хорвати бѣлии, серпь и хорутане. Волохомъ бо нашедшим на словены на дунайскые, и сѣдшимъ в нихъ и насиляющимъ имъ. Словѣне же ови пришедше и сѣдоша на Вислѣ, и прозвашася ляховѣ, а от тѣхъ ляховъ прозвашася поляне, ляховѣ друзии — лютицѣ, инии мазовшане, а инии поморяне.Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И те славяне разошлись по земле и назвались именами своими от мест, на которых сели. Как придя, сели на реке именем Морава, так назвались морава, а другие назвались чехи. А вот те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, то поселились среди них, и стали притеснять их. Славяне же другие пришли и сели на Висле и прозвались поляками, а от тех поляков пошли поляне, другие поляки — лютичи, иные — мазовшане, а иные — поморяне.
Такоже и тѣ же словѣне, пришедше, сѣдоша по Днепру и наркошася поляне, а друзии деревляне, зане сѣдоша в лѣсѣхъ, а друзии сѣдоша межи Припѣтью и Двиною и наркошася дреговичи, и инии сѣдоша на Двинѣ и нарекошася полочане, рѣчькы ради, яже втечеть въ Двину, именемь Полота, от сея прозвашася полочанѣ. Словѣне же сѣдоша около озера Илмера, и прозвашася своимъ именемъ, и сдѣлаша городъ и нарекоша и́ Новъгородъ. А друзии же сѣдоша на Деснѣ, и по Семи, и по Сулѣ и наркошася сѣверо. И тако разидеся словенескъ языкъ, тѣмьже и прозвася словеньская грамота.
То есть история славянства, и в частности русского, представляется так:
а) славяне произошли от 72 народов северных и западных мест,
б) первые славяне звались нориками,
в) затем норики сели по Дунаю на территории нынешней Венгрии и Румынии,
г) из этих переселенцев выделились моравы и чехи, переселившись на территории, которые так ныне и называются – Чехия и Моравия (в составе Чехии),
д) затем на оставшихся на Дунае напали некие волохи, отчего многие славяне ушли в район Вислы и южного побережья Балтики,
е) из этих привисленских славян образовались новые эмигранты, которые ушли на Днепр, Западную Двину, Припять, Десну и так далее. В общем селились по рекам. В леса, горы и степи не забирались.
Вот такие у нас зайчики нарисовались. Появились себе от Иафетовых народов, никого не трогали, зато их все притесняли. Но не торопились славяне отвечать на зло насилием, а мирно снимались с места и шли себе в новые места. Где и садились. То есть – поселялись.
Всё хорошо. Но у любого ответственного риэлтора сразу возник бы вопрос: а не жила ли в тех местах, куда заселялись миролюбивые обиженные пришельцы, какая-нибудь божья старушка? Или, не дай Бог, ветеран Великой Отечественной войны? Не новострой всё же, явно вторичный рынок жилья. Что там стало со старушкой? Нафиг оно нужно – криминальное жилище!
Что ж, мы можем это разузнать. Посмотрим в домовые книги, фиксировавшие расселение славян по новым территориям.