Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Откуда взялись русские. 40

Ассимиляторы

Но «раствор» был пересыщен на значительном пространстве, а у Империи против славян оказалсь жилка тонковата. И раскалённая лава всё новых примыкающих к славянским ватажкам бойцов, их семей и родов всё шире разливалась по Империи, вызывая цепнуюж реакцию присоединений и поглощений. Ибо брать добычу лучше, чем становиться добычей. А с непокорными славяне расправлялись известно как. И на зачищенные территории перемещались те, кто позавчера были твоими соседями, но вчера вовремя выбрали новую силовую ориентацию.
Вот так и проистекала характерная для славян экспансия по всем азимутам. Это готы-вельбаркцы шли узкой полоскою. Ибо шли одним вооружённым народом. Оставляя за собой осевших в лакомых местах поселенцев, сохранявших свою культуру и жизненный уклад. И, судя по следам столкновений с остатками зарубинецкой и постзарубинецкими культурами, не сильно желавших с кем-то смешиваться. И добравшись до Чёрного моря готы остались готами и чётко выделяются археологически. Хотя и завели наднациональную черняховскую цивилизацию.
А славяне цивилизаций не заводили. Тем более неднациональных. Они сами, везде куда добирались, становились цивилизацией. В относительно короткий исторический промежуток они заняли и хозяйственно освоили Чехию, Словакию, Польшу, Белоруссию, Украину, во взаимодействии с суковско-дзедзицкой группировкой Воточную Германию, Венгрию, Румынию, Австрию, часть Северной Италии, все Балканы, Грецию, острова Греческого архипелага, часть Малой Азии.
При этом археологи отмечают относительное единство ранних славянских материалов между Эльбой и Сабой на западе и Чёрным морем на юго-востоке –

- полученный материал из германской, иллирийской, греческой, фракийской и дакийской территорий показывает, что славяне везде сохраняли собственный жизненный уклад. … Подобное сходство позволило археологам ввести термин «славянская культурная общность».

С небольшими изменениями эта общность продолжала существовать на протяжении нескольких последующих столетий.
Как именно шло формирование этой общности в процессе славянской экспансии, очень хорошо видно на примере освоения славянами Германии.
Почитаем ту же Гимбутас, рассказывающую о раскопках, произведённых в славянских поселениях Моравии и в Богемии:

Об одном из них, находящемся близ Брезно к северо-западу от Праги, еще не раскопанном до конца, следует упомянуть отдельно. На раскопанной части находятся 32 дома. В отличие от других славянских поселений, состоящих исключительно из одинаковых квадратных землянок, в Брезно представлены разные типы жилищ. Только 22 землянки из 32 относятся к традиционному славянскому типу, остальные жилища более длинные и имеют прямоугольную форму.

То есть типичные германские «длинные дома».

Керамические изделия также двух типов, славянского и германского. В большинстве домов обнаружена керамика пражского типа, которую можно отнести к разным периодам. Серовато-черные осколки двуконусных горшков, украшенные рядом насечек характерны для периода миграций и имеют явно германское происхождение. Предполагают, что поселение создавалось германцами еще до прихода славян. …

Заселение производилось сразу – в считанные исторические мгновения после того, как едва в конце V века сложилась сама пражско-корчакская культура:

Сравнивая осколки изделий германского происхождения с аналогичными находками из поселений, расположенных в центральной Германии, Плейнерова установила, что ранние славянские поселения появились в Брезно в первой половине VI века.

После этого германцы продолжали некоторое время жить в этом селении.

И те, и другие занимались сельскими хозяйством и, возможно, существовали параллельно, пока…

Пока что? Правильно! –

- пока славяне не поглотили германцев.

Пометим себе: не убили, не вырезали. Поглотили. То есть – «перекультурили». Сделали собой.
В итоге, появивлись в Германии –

- как совершенно чужеродный элемент, -

- славянские комплексы распространяются здесь широко и вольно:

Изучение славянской топонимики показывает, что славянские поселения распространены восточнее района Эльба-Заале а также примерно до линии Эрфурт – Арнштадт - Веймар. Севернее славянские названия встречаются до Ильменау. Во время правления Шарлеманя западная граница распространения славянской топонимики соответствует восточной границе Франкской империи.

Миграция привела –

- к образованию пяти больших славянских групп: в Германии и западной Польше:
1 – сорбской в междуречье Эльба – Заале (керамика пражского типа),
2 – ободритская в западном Мекленбурге и восточном Гольштейне, относящаяся к сербской, в которую входят некоторые полабские и поважские племена,
3 – вильчанская в Мекленбурге (фельдбергская группа керамики), состоящая из ряда малых племен,
4 - группа в районе Шпрее и Хафеля, включающая племена стодоран (на Хафеле), шпреван и плонцев (южнее Хафеля),
5 – лужицкая и одерская группы, к которым относятся западно-польские племена лужичан, мильчан, додочан, сленчан, ополян и другие. К ней относится тырновская керамическая группа (не путать с лужицкой культурой бронзового века).

При этом крайне интересно то, что уже на на ранней стадии раселения славян одни и те же названия их племен встречаются на совершенно разных территориях:

В источниках IX , X и XI веков топонимические и этнические названия хорватского происхождения известны в восточной Галиции, области верховьев Вислы около Кракова (древней Белой Хорватии), Саксонии, долины реки Сааль, верховьев Эльбы, окрестностей Оломоуца (Богемия), Штирии и Каринтии, а также на территориях, населенных в настоящее время хорватами.

Все названия подтверждают, пишет процитированная только что Мария Гимбутас, что хорваты заселяли данные территории до того как поселились в современной Хорватии.
Аналогичная картина – с сербскими названиями. Они также распространены на территории между Малой Польшей и Померанией и также связаны с ранними продвижениями сербских племен.
То есть не одни лишь пограничные с Империей племена – вся славянская ойкумена двинулась в поход.
В целом же миграции славян привели к захвату территории, в восемь раз превосходившую по площади ту, из которой они вышли! Ясно, что чисто физически их не могло возникнуть так быстро и так много, чтобы заселить все эти земли. Бабы так много не рожают. Более того славяне сумели не просто заселить всю эту территорию, но ещё и поразбиваться по дороге на племена, что отражает продолжающийся демографический взрыв.
Итак, из небольшой группы земледельцев славяне буквально на глазах превратьились в бурно развивающийся народ с постоянно увеличивающейся численностью. Этот народ активно мигрирует, но при этом, что характерно, плотность его расселения заметным образом не уменьшается. Кажется, даже увеличивается.
Как и за счёт чего это происходило, мы можем сегодня видеть по историческим и археологическим источникам. Древнерусский летописец описывает причины славянской экспансии кротко:

По раздрушении же столпа и по раздѣлении языкъ прияша сынове Симовы въсточныя страны, а Хамовы же сынове полуденныа страны. Афетови же сынове западъ прияша и полунощьныя страны. От сихъ же 70 и дву языку бысть языкъ словенескъ, от племени же Афетова, нарѣцаемѣи норци, иже суть словенѣ.
По разрушении же столпа и по разделении народов приняли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама — южные страны. Иафетовы же сыновья приняли запад и северные страны. От этих же семидесяти и двух народов произошел и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики, которые и есть славяне.
По мнозѣхъ же временѣхъ сѣлѣ суть словени по Дунаеви, кде есть нынѣ Угорьская земля и Болгарьская. От тѣхъ словенъ разидошася по земьли и прозвашася имены своими, кде сѣдше на которомъ мѣстѣ. Яко пришедше сѣдоша на рѣцѣ именемъ Моравѣ, и прозвашася морава, а друзии чесѣ нарекошася. А се ти же словѣне: хорвати бѣлии, серпь и хорутане. Волохомъ бо нашедшим на словены на дунайскые, и сѣдшимъ в нихъ и насиляющимъ имъ. Словѣне же ови пришедше и сѣдоша на Вислѣ, и прозвашася ляховѣ, а от тѣхъ ляховъ прозвашася поляне, ляховѣ друзии — лютицѣ, инии мазовшане, а инии поморяне.Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И те славяне разошлись по земле и назвались именами своими от мест, на которых сели. Как придя, сели на реке именем Морава, так назвались морава, а другие назвались чехи. А вот те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, то поселились среди них, и стали притеснять их. Славяне же другие пришли и сели на Висле и прозвались поляками, а от тех поляков пошли поляне, другие поляки — лютичи, иные — мазовшане, а иные — поморяне.
Такоже и тѣ же словѣне, пришедше, сѣдоша по Днепру и наркошася поляне, а друзии деревляне, зане сѣдоша в лѣсѣхъ, а друзии сѣдоша межи Припѣтью и Двиною и наркошася дреговичи, и инии сѣдоша на Двинѣ и нарекошася полочане, рѣчькы ради, яже втечеть въ Двину, именемь Полота, от сея прозвашася полочанѣ. Словѣне же сѣдоша около озера Илмера, и прозвашася своимъ именемъ, и сдѣлаша городъ и нарекоша и́ Новъгородъ. А друзии же сѣдоша на Деснѣ, и по Семи, и по Сулѣ и наркошася сѣверо. И тако разидеся словенескъ языкъ, тѣмьже и прозвася словеньская грамота.

То есть история славянства, и в частности русского, представляется так:
а) славяне произошли от 72 народов северных и западных мест,
б) первые славяне звались нориками,
в) затем норики сели по Дунаю на территории нынешней Венгрии и Румынии,
г) из этих переселенцев выделились моравы и чехи, переселившись на территории, которые так ныне и называются – Чехия и Моравия (в составе Чехии),
д) затем на оставшихся на Дунае напали некие волохи, отчего многие славяне ушли в район Вислы и южного побережья Балтики,
е) из этих привисленских славян образовались новые эмигранты, которые ушли на Днепр, Западную Двину, Припять, Десну и так далее. В общем селились по рекам. В леса, горы и степи не забирались.
Вот такие у нас зайчики нарисовались. Появились себе от Иафетовых народов, никого не трогали, зато их все притесняли. Но не торопились славяне отвечать на зло насилием, а мирно снимались с места и шли себе в новые места. Где и садились. То есть – поселялись.
Всё хорошо. Но у любого ответственного риэлтора сразу возник бы вопрос: а не жила ли в тех местах, куда заселялись миролюбивые обиженные пришельцы, какая-нибудь божья старушка? Или, не дай Бог, ветеран Великой Отечественной войны? Не новострой всё же, явно вторичный рынок жилья. Что там стало со старушкой? Нафиг оно нужно – криминальное жилище!
Что ж, мы можем это разузнать. Посмотрим в домовые книги, фиксировавшие расселение славян по новым территориям.
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments