Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Откуда взялись русские. 44

Интермедия про происхождение височных колец

Височные кольца - одно из важнейших и наиболее характерных головных украшений средневекового славянского мира. Еще в прошлом столетии исследователи обратили внимание на возможности на основании височных колец, в частности эсоконечных, выделять славянские древности среди иноэтничных, определять места обитания славян, разграничивать их земли от территорий соседних германских и иных племен.

Эти женские украшения, хоть и вряд ли их хозяйки задавались такой целью, сегодня играют роль как бы опознавательного знака того или иного племени. Семилучевые и семилопастные кольца прочно ассоциируются с летописными радимичами и вятичами (кстати, потом пригодится, отметим это – эти два племени вместе); спиральные - с северянами, браслетообразные - с кривичами, ромбощитковые - со словенами и т. д.
Как утверждают археологи, в самом начале славянской эры наибольшее распространение на славянских территориях получили эсоконечные кольца. В свою очередь, они делятся на две группы:
1. проволочные (или дротовые) кольца разного диаметра, один конец которых завит в виде латинской буквы S.
2. более массивные, полые, часто орнаментированные, завершающиеся таким же завитком.
Эти группы имеют различные ареалы. Вторая тяготеет больше к балтийскому Поморью и, собственно, поморской часто и называется.
А вот первая имеет больше отношения к нашей теме «русских» славян:

Анализ территориального размещения находок рассматриваемых украшений дает все основания связывать их с пражско-корчакской культурно-племенной группой славян… Наибольший сгусток эсоконечных проволочных колец приходится на области расселения этих славян. При этом немалое число находок сделано в землях южных славян, но исключительно в тех местностях, в освоении которых участвовали славяне рассматриваемой…группы.
Еще более отчетливо это видно в восточноевропейском ареале. Здесь основная масса эсоконечных украшений встречена в пражско-корчакском регионе и в землях, заселённых потомками дулебов - волынянами, дреговичами и полянами. За пределами этой территории зафиксированы лишь единичные, разрозненные находки таких колец, которые можно связывать с древнерусскими переселенцами из областей проживания славян, вышедших из пражско-корчакского ареала.

Опять же – торопиться с утверждением, что волыняне и прочие – потомки дулебов, мы пока не будем. Расследование само покажет. Пока что мы видим лишь прямую связь между наиболее популярным украшением пражско-корчакских женщин и женщин тех мест, где впоследствии фиксируются исторические «русские» славянские племена.
Добавим в эту картину лишь один штришок –

- материальным свидетельством аварского периода стали находки, относимые к VII веку, на городище Хотомель в Белоруссии и в Мартыновском кладе в Поросье элементов железных доспехов аварского типа –

- и пейзаж можно считать законченным. На нём даже и взыскательный зритель увидит совмещение пражско-корчакских древностей, эсоконечных височных колец и военно-технических связей людей из этого ареала с аварами. Нет, я не хочу сказать, что именно какой-то аварин добрался до Хотомеля на упряжке из дулебских красоток, а тут местные пуритане радикально изменили его отношение к сексу. Нет, доспехи вполне могли принадлежать доброму славянскому парню, что когда-то отправился за лучшей долей в войско кагана. А через какое-то время вернулся мужественным красивым воеводою с горячащим девичьи сердца шрамом на лице. Так что они сами в его повозку впрягались. Нет – у нас есть то, что есть: праго-корчакцы, которые славяне в «узком» смысле, носили эсоконечные кольца на территории вплоть до Поросья. На каковой территории мы фиксируем и их материальную связь с аварским миром.
Значит, мы имеем на территории России не только славян вообще, не только потомков венедов, но и славян в «узком» смысле, пребывающих в автохтонном состоянии. И значит, те племена, которые мы найдём вышедшими из «узких» славян, будут не только подлинно славянскими по происхождению, но и местными, ни с какого Дуная не пришедшими.
Осталось найти эти племена. По кольцам, вестимо.Ну и по другим признакам.
Самое интересное, однако, то, что первоначально славяне – славяне – колец этих, похоже, не знали. Первые эсоконечные проволочные височные кольца появились в среде славянского населения Среднедунайского региона в VIII веке. На протяжении столетия-двух этот элемент женского украшения распространялся по ареалу связанных со славянами племён, пока лишь к X-XI векам не стал общим их украшением. И тем самым этносимвольным признаком.
Что опять же говорит о том, что височные кольца распространялись вместе с распространением моды на них распространяющимися по Русской равнине славянскими племенами.
Любопытно - они часто встречаются в поздних славяно-аварских захоронениях. То есть может я в глубине души извращениец, но снова возникает аллюзия на эти самые игры в понигёлз – словно муж-аварин вносил в облик жены некий элемент, символизирующий её покорность ему. Как покорность лошадки, на которую надеты трензеля. Не отсюда ли затем и мода пошла? – доблестным славянским мужам, что на протяжении аварской эры участвовали в аварских походах, включая такой героический эпизод как штурм Константинополя, тоже, поди, лестно было укрепить на своих жёнах знак покорности…
Но ещё более любопытно, что, судя по археологии, до славян височные кольца носили балты. По данным Е.А.Шмидта, который балтов сам копал, -

- на юго-востоке Литвы височные кольца известны еще до эпохи великого переселения народов - с самого начала I тыс.н.э. Таковыми являются плоские височные кольца I-II в.в.н.э., бывшие частью женского убора, который в целом характерен для балтских племён того времени. Кстати, такое же височное кольцо найдено и в восточной части этого ареала на городище Холмец в верховьях р. Десны в пределах расселения днепро-двинских племен. Во II в.н.э. опять-таки в западной части ареала вошли в моду проволочные в 3-5 оборотов спиральные височные кольца. В IV-V в.в.н.э. в пределах всего вышеуказанного пространства были распространены круглопроволочные браслетообразные сомкнутые височные кольца, включая юго-восточную Литву, где бытовали браслетообразные височные кольца разных типов (с заходящими концами, сомкнутые и иногда со спиральным завитком на одном конце).

Что, однако, тут примечательно – датировка. Появления новых типов колец совпадают с нападениями чужоков на лесостепной ареал «наших» земледельческих культур. В I веке – сарматы. Во II – готы. Затем – святое дело! – гунны. Возникает ощущение, что выплеск населения в леса вносит в местные культуры новые модели височных колец.
Да, верно. Нигде я не встречал упоминаний, что население зарубинецкой или киевской культур носило кольца. И сразу всё предыдущее логическое построение рушится. Но с другой стороны, если постзарубинецкая тушемлинско-банцеровская культура носила кольца, то их не могло быть у зарубинецкой? Может, ещё поискать надо? Или, может, кто-то из информированных по данной теме читателей поможет?
Впрочем, не исключено, что новые беженцы, встречая местных красоток с кольцами на висках, немедленно проникались к ним симпатией. А дамы-иммигрантки, соответственно, - чёрной завистью. Но поскольку прямое копирование было невозможно – не из-за закона об охране авторских прав, а в силу иного менталитета, который всегда перерабатывает чужие культурные достижения под себя, - то и с местными артефактами происходила определённая трансформация. Мы же знаем женщин – даже одинаковое с кем-то платье вызывает у них чувство священной ярости!
Во всяком случае, керамические формы тушемлинцы заимствовать не стеснялись. Как писала выдающийся наш археолог И.П.Русанова на основе детального анализа керамики, здесь выделяются семь типов глиняных сосудов. При этом отдельные сосуды могут иметь признаки, сопоставимые с другими культурами, но все она, взятые в комплесе, характерны только для тушемлинской культуры.
История височных колец позволяет задуматься и ещё об одном обстоятельстве. Дело в том, что если судить по карте распределения их находок по типам, то мы увидим сразу несколько парадоксальных областей. Не везде известные «типажи» колец совпадают с местом жительства тех племён, которым они должны бы принадлежать. Например, ромбощитковые височные кольца новгородских словен (будем уж их называть, как принято по традиции) сформировался не в районе озера Ильмень, как, кажется, можно ожидать, а в Смоленской области. А вот, скажем, заметная компактная «колония» эсоконченых колец В.В.Седовым указывается в районе Ростова Великого, на Северо-Востоке Руси. Представить, что туда забралась какая-то большая группа праго-корчакцев, трудно и странно. Даже если предположить, что в этом вопросе маститый историк несколько перегнул палку – всё равно характерные для потомков именно «узких» славян перстнеобразные височные кольца встречаются здесь и позже, вплоть до XI века. Вместе с землянками южнорусского типа.
А значит, кольца для нас становятся не только относительно надёжным для дакой давней истории этническим маркером, но ещё и показателем движений племён или их частей. А главное – показателем их формирований! Потому что от Праги до Ладоги дошли не «узкие» славяне – даже несмотря на то, что сохранили своё племенное имя. А те из них, кто зачем-то сделал остановку под Смоленком.
Кстати, сделал её в местах проживания того самого тушемлинского неизвестного племени…
…венедов?
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments