Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

О всеобщем спасении грешников

Оригинал взят у fater_go в О всеобщем спасении грешников
Снова всплыл старый спор: есть ли у адских мучений конец? Будут ли все прощены? А заодно вопрос: существует ли ад вообще?

http://www.bogoslov.ru/text/5076544.html

Догматически тут все ясно. Ад есть. Об этом и сам Христос говорит "где червь не усыпаемый и огнь неугасаемый", и "тут будет плач и скрежет зубов". Аналогично и об окончательном Суде(Ин зач. 16), и о том, что верующие будут спасены, а неверующие уже осуждены своим неверием. Сами осуждены, заметьте! Никаких претензий к Богу за его суровость не принимается. И про муку вечную Христос тоже говорит. А выше инстанции, чем Христос, нету! Разве что Евангелие переписать! А что? Ведь предлагали переписать Евангелие в угоду еврейскому вопросу сторонники "Христианства после Освенцима"! Чтобы убрать пресловутое "кровь Его на нас и наших детях" и тому подобные моменты. Но, надеюсь, что сторонники осужденного вселенскими соборами учение об апокатастасисе (всеобщем спасении грешников) до этой дерзости не дойдут.

Что же все-таки смущает прекраснодушных противников вечного наказания? Отчасти ответ виден из самого заголовка статьи: "Тест на человечность".

Вот именно - человечность. Они-то это слово понимают с позиции "гуманизма" (что и переводится, как "человечность", хотя это слово несколько дискредитировало себя в последние десятилетия). Я же хотел посмотреть на это слово с точки зрения восприятия его в смысле "антропоморфизм". Наше человеческое понимание, наше сиюминутное понимание, наше житейское понимание... Человеческое понимание, а не Божественное. А вот с понимание Божественным, с этим всегда трудно, ибо Бог не таков, как мы, хотя и воплотился, учил, и распялся за нас. Но именно Он мыслит понятиями вечными, а мы пребываем в понятиях временных. И чтобы понять Бога и его "вечные глаголы", надо попытаться проникнуть, хоть на миллиметр в глубину некоторых привычных нам, с человеческой точки зрения, вещей.

Например, что такое вечность? Как это понимать? Ибо без представлении о вечности нет понимания вечных мук. Вечность можно понять как бытие или состояние, неограниченное во времени. Хорошо, а что такое время? Мы понимаем время здесь, в этой жизни... Мы его ощущаем психологически. "Как летит время!" - восклицаем мы. Мы понимаем его астрономически, как смену периодов - день и ночь, лето, осень, зима и весна, смотрим его по часам. Оно разделяет причину и следствие. "до" и "после". А что будет там, куда мы уходим после смерти? Ведь у Бога, возможно времени нет. Он ведь говорит, что Он - "Альфа и Омега, начало и конец". Ведь время, по большому счету, форма существования тварного мира, оно отделяет в нем одно событие от другого. Оно такое же, как длина, ширина и высота - одна из координат пространства-времени. Но когда мира не было, то Бог был. Как это возможно, мы даже и вообразить себе не можем - вот это и есть не человеческое, но Божественное! Это мы ждем Страшного Суда, а для умершего, он возможно уже настал.
Делай раз - душа покинула мир.
Делай два - предстала перед Творцом открытая во всем своем убожестве, или достоинстве - это... как жила, в том и предстала!
Вот оно как может быть.

Чтобы продолжить размышления о вечных муках надо подумать о том, что из себя представляет душа человеческая после его кончины. Нет, меня не интересует старый спор святителей Феофана и Игнатия об эфирном теле души. Меня интересует другое. Меня интересует мое бессмертное Я, которое живет во мне, в моем теле, где-то там. Причем не просто конкретное состояние этого Я на данный момент, а некоторое интегральное значение моей личности, ибо Я таково и есть. Оно вмещает память, свойства характера, некоторые духовные и душевные компоненты, способности, таланты, отношение к жизни, и многое другое, что и составляет мою личность. Внимательно наблюдая за собой, я, по ходу моей жизни, выясняю, что это интегральное Я достаточно подвижно, что если я долго буду жить в благочестии, причем не только внешнем, а еще более внутреннем, буду во всей полноте своей жизни стремиться жить по заповедям, а если возможно, то и более, буду в постоянной молитве и памяти Божией, то мое Я становится иным. Это то, что Отцы Церкви именовали "обожением", и без этого процесса дух человеческий источается и становится равен нулю. После смерти у грешника не остается того предмета (души или личности), которое может жить. Христос говорит о праведных, воскресающих в жизнь вечную, и грешных, воскресающих на Суд (и это слово в контексте означает беспощадность этого Суда). Вот что может быть прощено, если прощать нечего? Если душа злобного убийцы, циника и эгоиста окажется мельче и ничтожнее души верного пса или ласковой кошки?

В Рай не войдет ничего скверного. Именно в этом Любовь и бесконечная забота о человеке нашего Господа? Жалко ли нам грешников? Конечно, да. По-человечески. Но по Божески? Можем ли мы отказать Богу в праве создать особый мир для праведников? Конечно, нет! И он создал его, и открыл в него путь, когда Воскрес из мертвых, и ныне уже населяет его. Это и есть Рай, где соберутся все труждающиеся и обремененные и Христос упокоит их в Своей великой Любви, которую почувствовал Силуан Афонский и с плачем мечтал о ней всю свою жизнь.
Tags: Заметки на манжетах жизни, Непознанное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments