
Иголка из Денисовской пещеры
До последнего времени считалось, что нижние слои датируются 32 тыс. лет до нашего времени. Палеомагнитное и радиоуглеродное исследование найденного в этих слоях вулканического пепла позволяет предположить, что он был занесён после катастрофического извержения на Флегрейских полях 39600 лет назад[4][15][16]. Таким образом, возраст древнейшего слоя стоянки может составлять 40-42 тысяч лет[4]. Приблизительное время появления в Европе современного человека (кроманьонца) — 45 тысяч лет назад.
Ну и последнее, что осталось выяснить. Оказалось вот что:
Человеческие останки со стоянки Костёнки-14 по антропологическим показателям напоминают современных папуасов. Их отличал невысокий рост (160 см), узкое лицо, широкий нос, прогнатизм[11]. Однако позднее население стоянки имеет уже кроманьоидный облик.
Скелет из Маркиной Горы (Костёнки 14), датированный возрастом 37 тыс. лет, был исследован на митохондриальную и Y-хромосомную ДНК. У него обнаружилась митохондриальная гаплогруппа U2 (сейчас эта гаплогруппа распространена в основном в Северной Индии и Прикамье)[12] и Y-хромосомная гаплогруппа C1b[13][14]. У образца Костёнки 12, датированного возрастом 32 тыс. лет, определена Y-хромосомная гаплогруппа CT и митохондриальная гаплогруппа U2[13].
То есть понятно, о чём идёт речь? О том, что ребята с гаплогруппой СТ и С имели всё ещё тот самый близкий к носителям гаплогруппы В облик. То есть – примерно папуасский, с каковым они и пришли на порог Европы. А потом, когда их туда не пустили, ребята с С-группой разбрелись дальше по миру, в том числе забравшись даже и в Костёнки. Здесь, научившись у неандертальцев обработке камня, они организовали вполне цивилизованный быт. А где неандертальцев не было – на Новой Гвинее или в Австралии – там остались на том же уровне развития, с каким вышли из Африки.
Ну, и кто кого оцивилизовал?
И ещё:
А. П. Пестряков выделил в группе верхнепалеолитических неоантропов череп из Костёнок-14, отличающийся исключительно малыми размерами, величина которых вписывается в средние величины самых малоголовых современных краниологических серий, таких как андаманцы или некоторые папуасские серии. Объём мозговой капсулы черепа Костёнки-14 настолько мал, что он отличается от среднегрупповой величины верхнепалеолитических европейских форм более, чем на четыре сигмы, что говорит об инородности данной находки. По данным многомерного анализа череп Костёнки-14 оказывается рядом с черепом Сунгирь-1 и вблизи находок из Грота Детей и пещеры Кро-Маньон, а метрические характеристики и визуальный анализ свидетельствуют об отсутствии сходства между этими формами, поскольку Костёнки-14, наряду с вышеописанными особенностями (прогнатизмом в сочетании с большим углом выступания носа, близким к групповому максимуму), отличается минимальными величинами диаметров мозговой коробки и самым низким и узким лицом в ряду европейских неоантропов. Конституциональный габитус человека из Костёнок-14 отличается малым весом, низкорослостью, грацильностью, малой плотностью тела, являя противоположный вариант скелету из Оберкасселя. Особенности телосложения человека из Костёнок-14 прямо противоположны и особенностям человека из Сунгиря, отличающегося брахиморфией, большим ростом, большим условным показателем объёма и высоким отношением массы тела к его поверхности. Возможно, находка человека на Маркиной горе представляет собой свидетельство раннего проникновения на Русскую равнину представителя популяции, не приспособленной к жизни даже в условиях мегаинтерстадиала, оказавшихся слишком жёсткими для него — отдельный случайный эпизод далёких миграций[10].
А вот интересно, а были меж тогдашними людьми расовые трения? То есть вот этих папуасов из Костёнок не беспокоили по поводу их необычного облика? Или на стоянке Костёнки-14 все такими были, и лишь потом сюда пришли люди "уже кроманьоидного облика"?
Впрочем, -
- Г. Ф. Дебец считал, что черепа из Костёнок относятся к трём расам — собственно кроманьонской (Костёнки-2 и Костёнки-18), брно-пршедмостской (Костёнки-15) и гримальдийской (Костёнки-14) и что эти находки отражают участие в формировании верхнепалеолитического населения Русской равнины древних форм современных рас.
Оговоримся ещё раз: Костёнки тут названы не потому, что представляют собой некий заповедник людей с гаплогруппой I. Нет – просто все жили тогда примерно одинаково, ровненько, а Костёнки – просто хорошо изученная стоянка. Хотя, впрочем, одно время господствовала здесь виллендорф-костёнковская культура, которая считается восточной частью граветтской культуры. А граветт – это, как уже говорилось, часть позднего ориньяка, то есть культура сапиенсов-кроманьонцев, в том числе и носивших гаплогруппу I.
А сами "люди I" потихоньку распространялись с Балкан во все стороны, куда позволяли перемещаться льды и горы, покрытые льдом. Причём холод, как можно установить по находкам, особой помехой не был: люди уже умели великолепно утепляться, да и климат в общем вёл себя волнообразно – то теплел, то снова ударялся в морозы.
Разумеется, распространялись не одни эти люди. Ещё раз: гаплогруппа – не племя, всего лишь биологический признак, вроде характерной формы ушей. В тех же граветтских пещерах находят останки людей, принадлежавших к Y-хромосомным гаплогруппам CT, BT, F, IJK[5], I, C1a2 и так далее. При том это были люди действительно одной культуры – нездоровое пристрастие к эротике у них было настолько развито, что громадное количество "палеолитических Венер" с объёмными попками считает характерным признаком граветтской культуры.

Граветт занял период примерно с 28 – 30 тысяч лет назад до 20, а в восточном варианте – до 16 тысяч лет назад. Всё это время пришлось на оледенение Вюрм III, довольно суровое. И есть соблазн связать закат граветта с интерстадиалом Вюрм III/IV. Есть соблазн также связать этот процесс с вторжением в Европу каких-то новых групп населения, но ничего подобного уловить не удаётся. Вернее, какие-то вторжения были. Вот, например, известный исследователь А.Фостер в своей работе «Variations of R1b Ydna in Europe: Distribution and Origins», изданной в 2005 году, описывает развитие населения гаплогруппы R1:
"На основе имеющихся генетических данных можно с уверенностью сказать, что большинство сегодняшних европейцев, будучи доисторическими охотниками-собирателями, пришли в Европу с востока, мигрируя и расселяясь по долинам рек и вдоль морского побережья Балтики, Северного и Средиземного морей и Атлантического побережья.
«Исторической родиной» является Россия, а точнее, Поволжье в районе Казани. Оттуда, разделившись на две основные группы, они и отправились «покорять» Европу.
Одна из них, назовём её Русско-Балтийской, двинулась на запад, через Москву, оккупируя территории теперешних Финляндии, Эстонии, Литвы, Латвии и Польши.
Другая же, Германско-Альпийская, выбрала юго-западное направление и, спустившись по Днепру к Чёрному морю, натолкнулись на устье Дуная, который и привёл их в Баден-Вюртемберг, а потом, вниз по Рейну, и к Северному морю.
От Русско-Балтийской группы в районе Фризии отпочковалась Северноморско-Балтийская, расселившаяся на севере Германии (вверх по Эльбе добравшись и до Саксонии), в Дании, Нидерландах и в Норвегии.
Есть и ещё одна группа – Атлантическая. Самая «молодая» в Европе, представители которой расселились на атлантическом побережье Испании, Франции и являются сегодня основной популяцией Ирландии и Шотландии. Не совсем ясны пути их миграции, но некоторые данные говорят о том, что они, возможно, отделились от Германо-Альпийской группы где-то в районе современной Албании и, продолжая мигрировать вдоль Средиземноморского побережья, достигли Испании.
Все вышеперечисленные популяции относятся к самой распространённой на сегодня в Европе генетической гаплогруппе – R1b Y-ДНК.
Сопоставление этих четырёх генетических вариантов с археологическими находками в Европе позволяет примерно установить и их возраст, вернее, момент их генетической мутации по отношению к предыдущему родительскому типу:
Атлантическая группа – 14 – 18 тыс. лет назад;
Германо-Альпийская – 18 – 22 тыс. лет назад;
Северноморско-Балтийская – 21 – 25 тыс. лет назад;
Русско-Балтийская (самая древняя) – 24 – 28 тыс. лет назад".
Ну, то есть вторжение было, но, судя по всему, относительно мирное, не такое, о каких мы будем говорить чуть позже. Но как бы то ни было, граветт у нас сменился на востоке эпиграветтской культурой, а на западе в основном мадленской культурой и культурой солютре. Они вполне сосуществовали друг с другом в период 21 – 17 – 12 – 8 тысяч лет назад, не очень, по всем признакам, завися от климата. Относительно, конечно. Это всё культуры со всё более тонкой обработкой камня и, что важно, со всё более широким и качественным развитием искусства. Знаменитые, очень реалистичные изображения лошадей и прочих зверей – это в этих культурах.

А вот толстозадые "Венеры" как-то уходят:
Мадленское население оставило великолепное пещерное искусство и предметы из кости, среди которых перфорированные «начальнические жезлы», украшенные художественной резьбой, объёмные фигуры людей и животных, остроконечники с тонкой отделкой, личные украшения в виде перфорированных морских раковин и зубов животных (вероятно, бусы). Стены пещер, в которых обитали носители мадленской культуры, например пещер Ласко и Альтамира, украшены живописными картинами[1].
Что отсюда можно заключить? То, что население этих культур одновременно и всё шире социализируется, и всё глубже индивидуализируется. В обществе, похоже, наступает принятая стратиграфия, нов то же время в разных стратах у людей всё больше находится времени и желания уделить себе, любимому, - и своей женщине.
Вот на этом фоне и развивался наш с дедушкой Хёгни род. Судя по наследственной склонности к женскому полу – к толстозадым Венерам наши предки прикладывали все силы и художественные способности. Баловались охотой на мамонтов, быков, лошадей, волков и зайцев. Вернее, на всё, что несло на себе мясо и было в пределах досягаемости. Крупных войн между людьми, повторюсь, не отслеживается – скорее всего, не только в силу недостаточности наших возможностей отследить на расстоянии 20 тысяч лет назад, но и потому, что их и не было. Потому что та же генетика позволила надёжно установить факт тотального геноцида, который был сотворён как раз с моими предками. И этот факт подтверждён археологией…