Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Откуда взялись русские. 51

Не настоящие славяне

Тут нам придётся исправить несправедливость нашего первого летописца. Точнее, говорить об «исправлении» пока рано. Но посмотреть, так ли не вписываются в «славянский язык» другие племена, что жили на Руси, нужно. Может, они и впрямь – не славянские?

Кривичи
Начнём с кривичей – коль скоро мы о них так много говорили. Правда, как раз потому, что уже много говорили, добавить остаётся относительно немного.
Их территорией стала огромная область - верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южная часть Валдая, часть бассейна Волхова и часть бассейна Немана. По нынешней географии это вся северо-восточная Белоруссия, Псковская, Смоленская, часть Московской, часть Тверской, часть Новгородской и часть Петербургской областей. По сути, всё сердце Руси – не славянское! Славянское у нас – ниже пояса, то есть ниже Припяти. А здесь – кривичское. Ну, не считая словен новгородских.
Впрочем, словене – уже позднейшие насельники. И, судя по Ладоге и Любше, - насильники. Период же освоения народом длинных курганов главного ареала кривичей – Псковского региона (точнее, древнейшие длинные курганы найдены в бассейне реки Великой, озера Псковского и в верховьях Ловати) – относится к VI – VIII векам, на двести лет раньше славянской интервенции.
Кто был тем европейским предком кривичей в регионе провинциально-римских культур, сказать, видимо, невозможно. Если словене вышли точно с запада, из Чехии или Германии, то начальным пунктом кривичей иногда называют и Прикарпатье. Что не противоречит ничему – связанные с Империей культуры там возникали с завидной регулярностью.
Двинулись кривичи где-то в VI веке. Не исключено, что под давлением славян – не словен! – что как раз в эту пору обтекали Карпаты в направлении Византии.
Считается, что кем бы ни были предки кривичей, над их окончательным обликом немало потрудились местные финно-угорские и балтские племена. Точнее, трудились-то больше всего наверняка кривичские мужчины, но результатом всё равно стала метисация. Тем более, что, судя по раскопкам в Пскове и Изборске, большой крови меж переселенцами и местными не случилось – они просто селились рядом:

В VIII-IX вв. в Нижнем Повеличье, заселенном в это время по-преимуществу автохтонным прибалтийско-финским населением (в языковом отношении родственным предкам современных эстонцев), одновременно существовали два крупных несельскохозяйственных поселения. Одно из них - Псковское городище - являлось племенным центром автохтонов, а другое - Труворово городище - представляло собой внеплеменное торгово-ремесленное поселение, основанное группой славянских переселенцев.

Труворово городище – то, что впоследствии стало Изборском. Об обороне, однако, там тоже заботились: с двух сторон городище было защищено почти отвесными склонами обрывов, а там, где проход к городу был возможен – с напольной стороны - был сооружен немаленький дугообразный вал шириной до 10 метров. При этом сам городок не так чтобы уж очень велик был: его размеры составляли 70 на 90 местров.
Отличительными археологическими признаками кривичей являются длинные курганы - валообразные насыпи, где складировали покойников друг подле друга. Кремированных. Височные кольца – браслетообразные. При всём влиянии финнов и балтов инвентарь, характерный для всех кривичей, явно относится к пражско-корчакской культуре. От неё же ведут своё начало и жилища - небольшие наземные срубные дома размерами 4 х 4 м. Печи также имеют свои прототипы в регионе верхнего течения Вислы..
В начале VIII века единое дотоле племя кривичей разделяется на две культуры. Почему – неведомо. Но с этой поры начинается отсчёт смоленско-полоцкой их группы.
Можно, впрочем, предполагать, что какую-то роль в этом разделении сыграли реликты венедов. Во всяком случае, ритуал трупосожжения на кургане, когда остатки пепла рассыпались по его поверхности, напоминает о тушемлинцах. Можно поспекулировать на тему того, что кривичей «разорвало» влияние разных культур. Возможно, те, кто более тесно контачил с венедами, вёл от них линию своих предков, не очень одобряли всё большую «финнизацию» псковских кривичей. Но это именно спекуляция, ибо следов таких «национальных» разногласий, естественно, найти через археологию мы не можем. Разве что принять во внимание –

- проволочные биэсовидные украшения, полусферические бляхи, металлические трапециевидные и грибовидные привески, привески в виде птичек, -

- что характерны для смоленско-полоцких кривичей, но имеют –

- многочисленные аналогии в балтских древностях более западных территорий.

То есть одни пошли в «финнщину», а другие – в «балтщину»…
Впрочем, височные кольца оставались едиными, браслетообразными –

- браслетообразные височные кольца с завязанными концами ... были этноопределяющими для смоленско-полоцких кривичей.

С кривичами, однако, тоже что-то происходит. В IX веке они начинают отказываться от прежнего обряда погребения, и после этого времени захоронений в длинных курганах не найдено. Объяснения этому у меня нет. Даже не спишешь на христианизацию – не пришёл тогда ещё её срок. Разве что остаётся предположить очень быструю ассимиляцию кривичей словенами и другими славянами. Ибо –

- в IX веке в области расселения смоленско-полоцких кривичей длинные курганы сменяются круглыми (полусферическими), по внешнему виду не отличимыми от синхронных насыпей других восточно-славянских земель.

Слабоват оказался корень у кривичей? Или просто отжил своё этнос, тихонько ушёл на покой, растворившись в новом, - которому вскоре доведётся стать древнерусским?
Не знаю…

Вятичи
Очень похожа на роменскую боршевская культура. Но её специалисты относят уже к племени вятичей. Как принято у историков – не все. Но все признают, что культура вятичей по любому похожа и на роменскую, и на боршевсную.
Очень интересное племя, надо сказать! Наверное, самое независимое из всех, что сложились в русский этнос впоследствии. Покорить их удалось только Святославу, но ещё и сын его Владимир ходил на них войною, возвращать завоевания отца. И даже в XII веке, как я уже говорил, великий князь русский Владимир Мономах с гордостью перечислял своим детям предпринятые им путешествия через земли вятичей. А поход в их землю на племенного князя Ходоту и его сына называл в числе крупнейших своих военных предприятий.
Видно, было чем гордиться…
Первоначальный ареал - верхнее течение Оки и её притоков Зуши и Упы вплоть до впадению в Оку реки Проня. Затем, судя по распределению находок, границы вятичей стали выглядеть так:

На западе они соседили с северянами, радимичами и кривичами. Эта граница шла по водоразделу Оки и Десны. В бассейнах Жиздры и Угры выделяется пограничная полоса шириной 10-30 км, где вятические курганы сосуществовали с кривическими. Эта
полоса проходила по верховьям Жиздры и по притокам Угры - Болве, Рессе и Снопоти. Далее вятическая граница подымалась до верховьев Москвы-реки, а потом поворачивала на восток к верховьям Клязьмы. Вятичам полностью принадлежало правобережье р.Москвы. Частично они заходили и на левый берег на 10-50 км севернее, но здесь вместе с вятическими курганами встречаются и кривические. Примерно около впадения учи в Клязьму вятическая граница поворачивала на юго-восток и шла сначала по левобережью Москвы, а потом - Оки. Наиболее восточным пунктом с вятическими височными коль-
цами является Переяславль-Рязанский. Отсюда юго-восточная граница шла к верховьям Оки, захватывая бассейн Прони, но не достигая бассейна Дона. Бассейн верхнего течения Оки был целиком вятическим.

Всю эту территорию, впрочем, вятичи освоили только к концу XIII века.
Височные кольца у них семилопастные, и это считается именно их этнографическим признаком. При этом на кольцах явно не экономили. Они найдены в сотнях женских погребений - от двух до семи в одной могиле.
Полагают, что в основе вятичских височных колец лежат семилучевые кольца раннего облика из южной части восточнославянских регионов. Далее они эволюционировали, испытывая восточное влияние.
Я уже говорил, что вятичи – загадочное племя? Напомню, что русский летописец «приводит» их вместе с радимичами «от Ляхов». На самом деле никакого западнославянского элемента в вятичских древностях не наблюдается. Потому, если бы эта фраза была написана про словен или кривичей, все вздохнули бы с облегчением. Но с вятичами - только пожимают плечами.
Между тем, какой-то приход нового населения в область будущих вятичей явно был. Их культура действительно формируется здесь с VIII века и действительно несёт в себе явные признаки лука-райковецкой и роменско-боршевской идеологий. Но в то же время она не похожа ни на что, кроме самой себя. И… -
- киевской.
Точнее, посткиевской.
Снова вспомним погребения. Курганы. Кремация на стороне. Помещение пепла и кальцинированных костей на курганах в глиняных сосудах-урнах.
Кстати, в более поздних курганах пепел помещали –

- в домовины, сложенные из дерева срубные или столбовые.

Те самые «столпы» автора «Повести временных лет»? Да, только, конечно, выглядело это не так глупо, как он описывал. Всё же эти камеры-домовины находились внутри курагана, где и сгорали.
Нет, виден киевский корень, виден! А уж что на эту венедскую основу наслоилось затем некое пришлое населения – в небольшом, чувствуется, количестве – так это нормально для времён славянской экспансии на Русь. Даже, кстати, и это «от ляхов» можно принять. Если от тех «ляхов», от коих «лендзанины-лендзяне-«поляне», - то вот вам и полное объяснение лука-райковецким элементам в вятичской материальной культуре.
Интересный обычай был у этих людей:

Мелкие земледельческие деревни вятичей часто носили временный характер и переносились на другие места по мере истощения небольших подсечных пашен.

То же самое, что делалось у венедов! Да, собственно, не могло не делаться, диктуемое климатом и уровнем сельскохозяйственной технологии. Но это не помешало, однако, более развитым, «подготовленным» в Европе культурам словен и кривичей на тех же венедских землях (и севернее! и болотистее!) устроить более или менее осёдлый быт. А что заставляло вятичей в куда более благоприятных условиях брянских, рязанских, калужских земель заниматься подсекой? Не обычаи ли отцов? Те же заветы, что заставляли их так долго сопротивляться попыткам втянуть их в Русское государство?
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments