Вятичам близки радимичи. И по месту в летописи, и по географии, и по культуре.
Их территория - земли, лежащие в восточной части верхнего Поднепровья, по реке Сож и её притокам. Эта география хорошо представима по расположению позднейших радимичских городов - Гомий (Гомель) и Чичерск на Соже, Вщиж на Десне, Воробеин, Ропейск (Пропошеск), Стародуб и др. То есть стык Брянской области с Белоруссией и Украиной – место, где и сегодня этнографы неровно дышат, забираясь в глухие лесные деревушки.
Есть у них своя археологическая особенность, у радимичей. При нормативном славянском трупосожжении у кургана, они своих мёртвых кремировали на месте, прямо на основании насыпи.
Височные кольца родственным вятичским, но всё же специфичные чисто для радимичей - семилучевые подвески из бронзы или серебра. Щитки у них гладкие или орнаментированные дугообразными полосками. Интересно, что более ранние височные кольца, IX-X веков, украшены богаче, чем поздние. В XI-XII веках эти кольца часто вовсе без узоров.
Тиверцы
Это племя занимало территорию между Днестром, Прутом и Дунаем, а на юге доходило до Чёрного моря. При такой географии они очень требовательно просятся в потомки антов. Хотя с тем же успехом могут быть и потомками славян – тех самых, что вместе с антами осваивали будущую Румынию.
Как считают историки, -
- тиверцы в VI веке уже прочно владели Приднестровьем и отчасти Прибужьем.
Летописец это подтверждает:
уличи, тиверци сѣдяху по Бугу и по Днѣпру, и присѣдяху къ Дунаеви. И бѣ множество ихъ, сѣдяху бо по Бугу и по Днепру оли до моря, и суть городы ихъ и до сего дне, да то ся зовяху от Грѣкъ Великая скуфь.
Утверждается, что –
- греческий город Тира стал центром тиверско-уличской округи и получил имя Белгорода (Днестровского).
Кроме того, -
- в междуречье Днестра и Прута сохранились остатки нескольких групп славянских поселений и городищ (Алчедар, Екимауцы и др.), которые связываются археологами с летописными тиверцами: «за деревянным тыном и земляными валами их поселений обычно располагались небольшие полуземляночного типа жилища с глинобитными стенами, служившие также и мастерскими ремесленников: кузнецов, гончаров, оружейников, ювелиров.
Алчедарское городище - город Чёрн - был покинут славянами в XII веке.
При этом интересно, однако, что собственно тиверских черт в таком важном обряде как погребение археология не выделяет. Тела кремировались на стороне, а пепел хоронился в глиняных урнах.
Но в истории, в летописи тиверцы остались именно отдельным племенем и упоминаются в качестве толмачей-переводчиков во время похода князя Олега на Царьград.
Более про них ничего не известно.
Уличи
Иначе их зовут угличами и, если считать, что «Баварский географ» говорил именно о них, - унличами. Что вполне вероятно, ибо эта гнусавая славянская «н» могла одними приниматься как отдельный звук, а другими – нет.
«Баварский географ» же упоминает об их многочисленности –
- Unlizi populus multus civitates
Уличи жили когда-то «по Днепру вниз». Одна из древнейших, Первая Новгородская летопись уточняет:
И беша седяще уличи по Днепру вънизъ, и по семь преидоша межю Бъгъ и Дънестръ, и седоша тамо.
Некоторые исследователи считают, что они населяли область между реками Орель, Днепр и Самара. Это и есть в их понимании тот «Угол», от которого пошло название уличей-угличей-уголичей. Не знаю. Более убедительным кажется происхождение от «улучье» - излучина, изгиб. И тогда у нас без трения укладывается и излучина Днепра, и излучина Южного Буга, и лиманы у их устьев, и изгиб берега Чёрного моря, называемый Лукоморьем. И незлобивый, но слабовольный дедушка с золотою рыбкою был у нас, как оказывается, тоже уличем.
Во всяком случае уличи – потомки пеньковцев очевидные. И наличие среди них нескольких племён становится очевидно объяснимым. Так же, как понятно деление на племена славян лука-райковецкой культуры. Всё дело опять в реках и их водоразделах. Если вспомнить карту расселения пеньковцев, то сразу видно, как они облепляли реки и как мало они селились между ними. При тогдашних средствах коммуникации и отсутствии объединяющего всех телевидения, вскоре группы одной культуры неизбежно должны были обособляться. И вот мы и застаём по днепровскому «улучью» уличей, по Бугу – бужан (условно, ибо в таком случае они выпадают из списка «славянских языков»), по Днестру – тиверцев.
Подтверждение этой мысли находим у В.В.Седова, прямо указывающего, что –
- в ареале пеньковской культуры по географическим мотивам вычленяются следующие локальные группы: верхнеднестровская, средне-днестровская, южнобужская, днепровско-тясминская и днепровско-орельская, которые отделены друг от друга более или менее широкими незаселенными территориями.
Конечно, это похоже на «мы пахали», но мы оба с академиком приходим к одному и тому же выводу:
Среднеднестровский регион их координируется с тиверцами, южнобужский – предположительно с бужанами, днепровско-тясминский и днепровско-орельский – с ранними уличами.
К верхнеднепровской группировке Седов относит уже хорватов, о которых речь впереди.
Возможно, поэтому уличи долго не давались славянам, как бы зашедшим на них с севера под водительством русов, - что чувствовали себя продолжателями традиций прежней антской независимости. Потом воевали и с русами. Кажется, были даже союзниками хазар. Во всяком случае, покоряли их и Олег Вещий, и Игорь, и Святослав Игоревич и воевода Свенельд.
Главным их городом считается Пересечен (современное село Пересечина под Кишинёвом). Он был завоёван и освоен русами только в 940-950 годах (три года Свенельд его осаждал, но взять не мог). Впрочем, скоро вошли в силу печенеги, и эта победа во многом обессмыслилась. В состав Руси уличи так и не вошли. Нет, в принципе, город Пересечен ещё включался в список древнерусских городов XIV века – но сколь-нибудь заметной роли в политических процессах уличи уже никогда не играли.
Археология уличей, несмотря на вроде бы видимую из источников мощь, не ясна. В Поросье по реке Тясмин раскопаны поселения вроде бы их. Картина – типично пеньковская –
- посёлки с 5-6 полуземлянками с печками-каменками, лепной керамикой.
Могильники этого племени той поры неизвестны.
Интересно, что у уличей и тиверцев отсутствуют височные кольца. Что опять-таки отдаляет их от славян и сближает с антами-пеньковцами.
Хорваты
Хорваты – последнее племя, упоминавшееся в ПВЛ. Потому что вот из этого списка –
- а се ти же словѣне: хорвати бѣлии, серпь и хорутане –
- на территории Руси фиксируются только хорваты.
Нет оснований считать, что они не являлись частью большого народа, который и по сей день населяет Хорватию. Просто во время прежних дославянских и праславянских миграций части его, как всегда и у всех отделялись, оставались в полюбившихся местах или вообще уходили от основного потока в края дальние. ь его часть которого до сих пор сохранилась в Хорватии.
Кое-кто, впрочем, считает их не очень славянами. А скорее иранцами. Или племенем из времён –
- разъединения индо-иранцев и праславян.
Опираются эти построения, по сути, лишь на одно соображение: наименование племени не славянское, зато находит много аналогов в иранских языках.
Ну и что?
Мы уже видели: никакой особенной археологии под «ирано-славянских» симбиотов нет. Зато наличие височных колец у хорватов - перстнеобразных с заходящими концами – доказывает их вполне славянское самосознание.
Нет под это дело и генетики – практически не присутствует группа G3 в хромосомах славянских народов. И у хорватов, в частности.
Считается, что центром хорватов был город Краков. Именно оттуда они переместились в Далмацию, спасаясь от авар. Ну, а часть – как сказано выше, такая часть находится всегда – осталась на месте. И с Верхнего Днестра их вытеснили (точнее, ассимилировали) уже тиверцы. Которых самих очень круто прижали печенеги.