Но… в то же время – видим! Причём не только в Скандинавии. А на немаленьком таком пространстве – от Страны Басков на западе, до верхней Волги на востоке и мыса Нордкап на север.
Как это получается?
Есть одно, нередко цитируемое, но от этого вовсе не утрачивающее своего принципиального характера наблюдение:
Соотношение гаплогрупп у скандинавских народов :
I1 - R1b - R1a - N3 (%)
исландцы: 34 - 34 - 24 - 1
норвежцы: 36 - 31 - 26 - 4
шведы: 42 - 27 - 13 - 10
датчане: 39 - 39 - 12 – 2
Одновременно отмечается:
Генетические данные говорят о том, что гаплогруппа I1, с которой мы связываем палеоевропейское население Северной Европы, в генофонде саамов имеет следующие частоты: саами-28% [7], шведские саамы - 32% [22], анара-саами-34% [23]*, скола-саами-52% [23], саами ловоозерские-17% [23].
Это много, реально много. Фактически, с точки зрения наличия I1 шведы и саамы — народы одного корня. При всём том расистском презрении, которое испытывают природные шведы к саамам. То же – и с норвежцами. Это не объяснишь одним лишь половым, так сказать, воздействием со стороны заезжих викингов или русингов.
Но у нас есть ещё одно наблюдение:
У шведов I1 и R1b соотносятся между собой как 1,6 : 1. Тогда как у финнов - 7 : 1. А у саамов - 6,4 : 1.
Плюс к этому у шведов относительно высок процент N3. Это очевидный след влияния финнской мужской генетики. Происхождение гаплогрупп R1a и R1b мы покамест оставим в стороне, но отметим, что пришли они интересующий нас скандинавский регион гораздо позже носителей гаплогруппы I. Как минимум, с момента начала неолитической культуры воронковидынх кубков (к ней мы ещё вернёмся), а то и с приходом племён культуры шнуровой керамики.
Эта тема впереди, но пока сделаем непреложный вывод: группа I1 оказалась у саамов-лопарей до прихода к ним скандинавских сборщиков дани и, соответственно, добровольно-принудительного соития с жёнами оленеводов. Потому что иначе у тех было бы сравнимое со шведами наличие R-гаплогрупп.
Это – логика. Но дальше мы находим ещё ряд интереснейших антропологических, палегенетических и палеокультурных данных, которые складываются в очень даже непротиворечивую картину. Хотя из неё исчезает пресловутое "бутылочное горлышко" I1 или, по крайней мере, перемещается далеко вниз по лесенке тысячелетий.
Напомню, о чём идёт речь. В разных источниках выглядит это примерно так:
Последний общий предок всех зафиксированных на настоящий момент носителей I1 жил 10—7 тыс. лет назад, вероятно, на юго-западном побережье Анцилового озера или на Доггерланде. …
I1 идентифицируется по меньшей мере 15 уникальными мутациями, что означает, что данная группа либо была совершенно изолирована в течение долгого периода (что маловероятно), либо пережила серьёзное "бутылочное горлышко" в сравнительно недавнем времени. Хотя первая мутация, отделившая I1 от I, могла произойти ещё 20 тысячелетий назад, все сегодняшние носители этой гаплогруппы происходят от одного мужчины, жившего не раньше, чем 5 тысячелетий назад. Это вполне совпадает со временем прихода в Скандинавию индоевропейцев, которые, как предполагается, уничтожали большую часть мужчин коренного населения или ставили их семьи в невыгодное демографическое положение. …
Так что выглядит вполне правдоподобным, что это вторжение пережил лишь один род коренных скандинавов (или, например, возможно, один мальчик), потомки которого в дальнейшем и составили гаплогруппу I1, которая таким образом стала достоверной меткой скандинавского протогерманского этноса, складывавшегося в ту эпоху.
В интервале 4600 - 4000 лет назад, в ходе заселения Европы эрбинами, носителями гаплогруппы R1b, гаплогруппа I1 из Центральной Европы практически полностью исчезла, но кто-то выжил, и как результат этого современные носители гаплогруппы I1 имеют относительно недавнего общего предка, который дал выживших потомков примерно 3700 лет назад, то есть в первой половине II тыс. до н.э. …
Шведско-норвежская культура боевых топоров, или Культура ладьевидных топоров, возникла около 2800 до н.э. и известна по примерно 3000 могил от Сконе до Уппланд и Тронделаг. Время их появления и распространения по Скандинавии названо Период раздробленных черепов, потому что к этому времени относятся находки захоронений людей с раздробленными черепами, причём не только мужчин, но и много женщин и детей (Lindquist 1993:43). Наступление этой культуры было насильственным и быстрым, наиболее вероятно, что оно произошло в результате индоевропейского вторжения. …
Жуть, что творилось! Вот только – когда творилось? Годы-то жизни последнего общего предка, как видим, называются очень разные! Смотрим:
- 10 – 7 тыс лет назад;
- не ранее 5 тыс лет назад;
- 4,6 – 4 тыс лет назад;
- 3,7 тыс лет назад.
А культура боевых топоров, с которой связывают весь этот геноцид, объявилсь в Европе 4,8 тыс лет назад. К тому же теперь уже очевидно, что она была частью большого движения шнуровиков, её локальныцм вариантом. Так что, скандинавские шнуровики сами себя истребляли? И дело не в том, что они по каким-тогуманистическим соображениям не могли этого делать – мы знаем, что человек себе подобного истребить бывает весьма и весьма охоч. Проблема в том, что в те времена не было аппаратуры генетического анализа. Не умели люди геном секвенировать, хоть плач! А значит, в рамках собственного культурно-этнического сообщества не могли прото-скандинавы целенаправленно выбивать носителей I1. Чужаков – запросто. Своих – вполне. Но вырезать всех носителей I1 – покажите мне тот признак, по которому этих бедняг определяли. Разве что обрезание они уже научились делать. Микролитом, ага…
Но более того, проблема, оказывается, ещё шире – настолько, что даже жестоковыйные "топорники" не могли бы её решить, даже пройти они все стажировку в Лейпциге у Сванте Паабо. И вот тут нам стоит вернуться к задвинутой покамест на отдельную полочку свидерской культуре.
Свидерская культура, напомню, существовала 11 — 10 тысяч лет назад на широких территориях центра и востока Европы. Если точнее – на южном и восточном побережье тогдашней конфигурации Балтийского моря.
Это время Балтийского ледникового озера, когда, с одной стороны, оно постепенно выливалось в океан, дав место суше и, соответственно, широким оленьим пастбищам, а с другой, уровень мирового океана постепенно поднимался.
За время существования Иольдиевого моря его поверхность поднялась на 10-12 метров вслед за эвстатическим подъёмом уровня мирового океана. Одновременно имело место изостатическое поднятие земной коры в районах, освободившихся от массы ледникового покрова. В южной и восточной части бассейна скорость подъёма уровня океана опережала скорость изостатического подъёма и происходило наступление моря. Одновременно, в северной и западной части бассейна, где скорость поднятия недавно освобождённой ото льда коры была выше, море, напротив отступало. По мере деградации ледника границы зон трансгрессии и регрессии смещались на север.
Таким образом, свидерцы шли за оленями, те шли на север за ягелем, и так все – ледник, вода, ягель, олени и люди - тихонечко двигались во всеобщем согласии на север. Во времена свидерской культуры её носители жили в основном, на территории нынешней Польши, Литвы, Белоруссии, но культурные импулсы распространяли до нынешнего Пскова. Слева, если по карте Европы смотреть, соседями их были аренсбургцы. Те тоже двигались на север (в частности), но – на территорию нынешней Скандинавии. Где технологически заводили всё новые культуры, вплоть до эртебёлле, а генетически представляли собою статистически в основном I2.
Наши же свидерцы, судя по косвенным данным, получили хороший генетический толчок от спаскавшихся с Альп и Балкан носителей I1. Генетических исследований свидерцев на эту тему нет, но по дальнейшей локализации I1 это, скорее всего, так и было.
Это были кочевые люди – поселения их представлены временными стоянками на берегах рек и озёр. То есть – ещё одно подтверждение тому, что ребята явно были связаны с оленями, охотясь на них и одновременно одомашнивая. В том условном, естественно, понимании этого термина, которое мы видим на север и сегодня – плюс поправка на время. Но совершенно ясно, что в процессе охоты люди захватывали и оленят, а значит, если кого-то не съедали на месте, то какая-то форма приручивания к человеку должна была появляться.
Что происходит дальше? А дальше у нас благоприятный для такого рода хозяйства климат бореального периода (10 690 - 9270 лет назад) всё теплеет и теплеет, олени уходят и уходят, а людям надо что-то делать. Значит, кто-то уходит за ними, кто-то остаётся на месте и… образует бутовскую культуру.