Архангельская область - 12,1%
Вологда - 11,6%
Костромская область - 11,5%
Вологодская область - 17,0%
Рязанская область - 14,0%
Татарстан - 13,0%
Мокша Мордовии - 12,0%
Пензенская область - 12,0%
Тамбовская область - 10,0%
Ивановская область - 10,0%
В других местах – гораздо меньше, так что в этом регионе на картах генетической принадлежности заметно явное такое "вспучивание" I1:

Что это может значить?
Первое, что напрашивается, - предположение, что всё это безобразие в самом сердце Руси натворили пришельцы из Скандинавии. Приходили же некие варяги на Русь. Как там в "Повести временных лет" сказано? –
- Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си…
Однако это предположение не подтверждается археологией. Скандинавских следов на Руси много, но они, во-первых, сосредоточены отдельными пятнами, где были явно отдельные поселения. И эти "пятна" только в одном случае накладываются на Поволжье, и то относительно – Сарское и Тимерёвское городища в Ярославской области. А так скандинавскую и переходную к древнерусской археологию мы видим: в Ладоге и по Волхову до Новгорода, в Пскове и Изборске, в Смоленске-Гнёздово, в Киеве и Чернигове. На Волге – нет. А во-вторых и в-главных, в это время у скандинавов были уже широко представлены гаплогруппы R1a и R1b. И если мы не предполагаем, что носителей этих гаплогрупп в скандинавских отрядах нарочно гнобили и не позволяли им снимать боевой стресс с местными поселянками, предоставляя эту честь носителям I1, - то немедленно логически должны предположить другое. А именно: что в этих же местах должно быть пропорциональное "вспучивание" R1b и R1a. Чего не наблюдается.
Иными словами, в этих местах скандинавы и русы проходили и проплывали – это мы твёрдо знаем из истории. И женскому полу, кто не успевал разбежаться, они своё желание размножиться демонстрировали, надо полагать, с охотой и деятельно. Моя гапло-принадлежность – тому свидетельство. Но чтобы это творилось в гораздо более массовом порядке, нежели в выше названных русских центрах, - в это поверить невозможно. Наука статистика, грубо говоря, не позволяет.
Тут явно "поработало" массовое расселение носителей I1. Но если это не скандинавы-русы, то кто? До них приходили на земли будущей Руси готы. Но те концентрировались, в основном, в Таврике и в Крыму. И там мы особых "вспучиваний" I1 на карте не видим. До того, где-то между II веком до н.э. и плюс II веком с датских – то есть тоже скандинавских земель пришли носители прагерманской ясторфской культуры, которые завоевали население вокруг нынешнего Киева и вкупе с ним образовали зарубинецкую культурную общность. Но и там отдельной аномалии I1 мы не видим.
Таким образом, в историческое время, судя по этим данным, особенно массовых вливаний I-генетики в туземное население не происходило. Но когда же в таком случае возникла эта аномалия?
Для понимания этого привлечём ещё одну аномалию. Языковую.
Если судить по известной работе Бориса Сепребенникова "Волго-окская топонимика на территории Европейской части СССР", - а ей можно доверять, так как опубликована она ещё в строгом 1955 году в авторитетном рефератвном журнале ("Вопросы языкознания" №6), то как раз в ареале распространения I1 отмечается древняя топонимия неизвестного происхождения. К этому же примыкает работа Дмитрия Цыганкина "Мордовская архаическая лексика в топонимии Мордовской АССР", где приводятся примеры субстратной топонимии:
на – га (Юзга – пр. Мокши, Арга – пр. Алатыря, Вяжга – пр. Мокши, Волга); на – та (Пущта – пр. Сатиса); на – ша (Кша – пр. Суры, Шокша); на – ма (Лосьма – пр. Мокши, Шалма – пр. Сивини); на - да (Аморда).
Это я привожу данные из великолепного исследования Александра Штрунова "Происхождение гаплогруппы I1-М253 в Восточной Европе". Он, в свою очередь, ссылается на П.Н. Третьякова, который на основании работы Серебренникова выдвинул гипотезу о том, что данный палеоевропейский язык принадлежит создателям культуры ЯГК.
С этим нельзя, пожалуй, не согласиться. Если топонимика древнее индоевропейской и уральско-финской, значит, она возникла до прихода в эти места соответствующих групп населения. А мы уже знаем, что пришли они уже после формирования на северо-востоке Европы культуры ямочно-гребенчатой керамики. А в её формировании, как мы тоже уже знаем, принимали участие северные охотники на оленей с гаплогруппой I1…
Но что важно при этом: что это, собственно, не одна какая-нибудь племенная технология, а большая культурная общность. Сложиившая из нескольких влияний и позднее разродившаяся несколькими культурами. Потому что именно в эту эпоху не только в Восточной, но и во всей Европе происходит очень важный процесс – привязка до сих пор привязанных друг к другу членов охотничьих кочевых общин ещё и к земле. Принятие, фигурально говоря, земли в свою общину, признание земли своею не то что собственностью, но участником экономического и общественного процесса, приводя ситуацию к современным понятиям. Это не просто оседание на землю – это смена всей идеологии, это принятие новой системы ценностей, это – автоматически – новая религия, это, наконец, новая система мира. Которая строится уже вокруг земли – сначал своей, а затем вообще. А значит, автоматически включает в себя небесные силы, погодные явления, Землю как дарительницу жизни, Солнце как свет и Луну как календарь, замену духов земли, воды, растений, животных на богов, организуемых в пантеон.
А значит, и саму жизнь свою люди начинали рассматривать как включённую в мир богов, а не духов, которые начинают противопоставляться богам в качестве негативных явлений окружающего мира.
В общем, образно говоря, если раньше для охотников небо было сонмищем костров, у которых сидели предки, ушедшие в Страну вечной охоты, то теперь взор людей обратился к земле, которая стала центром мироздания.
И вот на севере Восточной Европы эти процессы и пришлись на эпоху ЯГК. С течением времени она, точно так же, как в своё время свидерская, оставившая "побеги" даже в Волго-Окском междуречье, расширяла свой ареал, поскольку носила ещё полукочевой характер, но в соответствии с вышеописанными тенденциями постепенно распадалась на территориальные ареалы тех общин, что постепенно осаживались на землю. И вот тут мы видим появление на пространстве от Невы до Печоры и от Колы до Оки новых культур – наследниц ЯГК. Это, в частности, льяловская, современник и локальный вариант ЯГК на территории Московской области. И что интересно – в её сложении участвовало некое –
- пришлое с севера население лапоноидного облика.
Кто бы это мог быть, спросим мы риторически? И добавим для вескости, что в сменившей льяловскую в этих местах волосовской культуре отмечаются -
- северные европеоиды, с чётко выраженной мезокранией, сходны с черепами из ряда поздненеолитических захоронений в Прибалтике, иногда с лапоноидными чертами.
То есть совершенно чётко видна биологическая, антропологическая эволюция населения, идя вдоль которой вниз мы опять упрёмся в родоначальников – охотников I1.
Впрочем, тут опять вылезает то самое загадочное североевразийское население, которое приняло участие в формировании европейцев. Охотники I1 пришли не на пустое место. По крайней мере между 10 и 9 тысячами лет назад на юге Архангельской и севере Вологодской области отмечается мезолитическая культура Веретье. Это временные поселения, а также могильники, привязанные к берегам рек и озёр. Люди, погребённые в них, -
- имеют теснейшее сходство с оленеостровцами Онежского озера, оба типа могут быть включены в единый кластер древнейшего европеоидного населения Восточной Европы, отличный от европеоидов Прибалтики и Украины.
Это европеоиды очень высокого для тех времён роста (175 — 177 см), что –
- не находит аналогий у населения соседних территорий эпохи мезолита.
Митохондриальные гаплогруппы у двух людей, живших 7,5 тысяч лет назад, оказались U4 и U4d. Хронология захронений установлена по радиоуглеродному методу и занимает период между 9810±120 и 6880±40 лет назад. Иными словами, эти ребята были современниками и соседями кундской культуры, наследницы свидерской.
В свою очередь, уже не раз упоминавшиеся здесь оленеостровцы (это Онежское озеро), жившие, согласно радиоуглеродному определению, между 9910±80 и 6790±80 лет назад (отметим попутно, как тепло стало в бореале!), тоже оказались европеодами. И один из них носил даже Y-хромосомную гаплогруппу R1a1 очень редкого субклада YP1272. Тем не менее, эти люди с очевидностью пришли с востока, из Азии (может, быть, с юго-востока), поскольку отступление ледника открывало пусть с запад к этим местам лишь в несколько более позднюю эпоху. О том же говорит и Y-гаплогруппа второго здешнего погребения – J. И значит, оба этих парня принадлежали к тем рассеяным покуда группам восточноевропейских охотников и собирателей, что начали продвигаться по степям и лесам Евразии на север и запад.
О том же говорят и митохондриальные гаплогруппы - крайне редко встречающаяся в Европе C1, J, H, R1b, а также знакомые нам U4, U2e, U5a – от подруг ребят I1, придвинувшихся к этим местам к концу бореала.