Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Повтор для пропустившего

Глава 2. Как генетика развалила Древнюю Русь

Не так давно пробы на геногенеалогию сдавали наши наследственные Рюриковичи. Князья из бывшего великокняжеского и царского дома Юрий Оболенский, Дмитрий Шаховской, Иван (Джон) Волконский, а также Никита Лобанов-Ростовский и Андрей Гагарин. Выяснилось, что у двух последних и Шаховского гаплогруппа правильная – N3a1. Не в том смысле правильная, что от голубых кровей идёт. А в том, что Рюриковичи и должны к ней принадлежать. Рюрик же пришёл, как Джеймс Бонд, с севера –

- В лѣто 6370. … Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си.

А «финская» N3 как раз у скандинавов представлена вполне широко, хотя и не является собственно «германской». В общем, Рюрику и Рюриковичам подходит. А уж русам…
Кстати, на будущее пригодится: скандинавы являются носителями гаплогруппы I1a. Скажем точнее: она наиболее часто встречается у людей, живущих на юге Скандинавского полуострова, Дании и в северной Германии. Но там представлена и «наша» R1a – она встречается у скандинавов в 20% случаев. А в России примерно 5% носителей гаплогруппы I1a. Запомним это, законно предположив, что эти люди – потомки скандинавов. Откуда они взялись – тема дальнейшего разговора.
В общем, объединяет всех этих «расово-правильных» Рюриковичей то, что они – птенцы «гнезда ярославова».
А вот князь Юрий Оболенский, пишут в интересной заметке журналисты «Русского Newsweek`а», -

- был не на шутку встревожен, когда узнал…


В общем, узнал он, что его группа - R1a1.
Журналистская братия из «Newsweek» его тревогу только укрепила, когда расписала, что –

- его род по мужской линии восходит к некому славянскому предку.

И что делать? Ведь никакого славянского - или иного - предка быть просто не может! Обе ветви восходят к одному родоначальнику – Ярославу Владимировичу, за лютость прозванному Мудрым. Ибо он в своё время единственным мужчиной из рода Рюрика остался. И уж во всяком случае для обеих ветвей подвергнутых ииследованию наших князей-современников Мудрый точно - общий корень! Узнать, к какой гаплогурппе принадлежал, - и сразу можно было бы определить, кто из Рюриковичей из не этого общего корня.
Вообще говоря, череп Ярослава в распоряжении науки имелся. Но не слышно было, чтобы над ним проводили генетические исследования. Что жалко, конечно.
Ибо тут перед нами тот же классический случай, что с одиноким товарищем Гы. Вроде бы было у Владимира Красно Солнышко двенадцать официальных сыновей. Двенадцать родовых ручейков должны были излиться из могучих чресл Равноапостольного, дабы окропить рюриковскими хромосомами сию юдоль скорбей. Но как-то так получилось, что остался из всего мощного древа Владимировичей одна кривая веточка. Не потому кривая, что я какие-то не присущие непредвзятому исследователю чувства питаю по отношению к славному Ярославу Владимировичу. Нет, совершенно объективно: хром был Мудрый. Отчего отличался кротостью, миролюбием и любовью к учёности.
А братья померли.
В общем, это я к тому, что Ярослав для нас – единственный прямой канал к Рюрику. Правда, был у него брат Изяслав, который, кажется, сам умер. В смысле – ещё при жизни отца, Владимира Святого. Зато сын его Брячислав продолжил род. Но тот впоследствии как-то так запутался-перепутался, что сегодня практически нереально найти в нём ниточку к Рюрику.
Справедливости ради скажем, что ещё у двух братьев Ярослава отмечены дети. Но сын Мстислава Евстафий скончался ещё при жизни отца. И больше никакие Евстафьевичи в летописях не фигурируют. Похоже, мальчиков в этом роду не осталось.
Ещё один возможный побег от Владимирова дерева пресёкся в Муроме. Вроде бы в 1019 году некий князь Константин Святославич отправился княжить в Муром с сыновьями Михаилом и Фёдором. И упоминается, что происходил он -

- невдале рода того же великого князя Владимира.

То есть вполне может быть сыном Святослава. Того самого, злодейски умервщлённого вместе с Борисом и Глебом брата Святослава, но не попавшего, однако, по какой-то загадочной причине в жития и святцы. Словно лейтенант Алексей Берест, вместе с Егоровым и Кантарией водружавший знамя над Рейхстагом, но из списка героев вычеркнутый лично маршалом Жуковым.
И род Святославичей, как сказано, в Муроме закончился: Михаил погиб в битве, Фёдор и Константин умерли в 1022 году.
А наши Рюриковичи – вот они. Через них тянется живая хромосомная ниточка в историю. И раз все – из одного корня, Если последний и существовал, то нас его хромосомный набор дотянулся лишь через счастливо уцелевшего в братоубийственной сече боголюбивого князя. И коли кто-то из достоверных Рюриковичей своим гаплотипом ему не соответствует, значит, делают вывод лихие парни из «Newsweek`а», -

- можно предположить, что его супруге или же жене одного из его сыновей или внуков целомудрия не хватило. Ее ребенок, зачатый от любовника не великокняжеской крови, положил начало целой династии лжерюриковичей.


Легко предположить, жене какого из сыновей «целомудрия не хватило». Если Рюрик пришёл с севера, то R1a1 – для него маловероятна. И поскольку Оболенские – выходцы из дома Ольговичей, потомки того самого Олега «Гориславича», что так негативно был ославлен в «Слове о полку Игореве», - то, получается, что «измена с холопом» случилась где-то в этом роду.
Проверили наследника этой же линии – от младшего сына святого князя Михаила Черниговского, Юрия - князя Джона Волконского. Результат тот же.
Таким образом, из-за древнего адюльтера часть Рюрикова дома – и довольно «борзая», много за свои или выдуманные свои права воевавшая – да, и Чернигов за собой в конце концов закрепившая! – на самом деле вообще никто! Эх, знал бы Мономах, который почти всю жизнь свою воевал с Олегом!
А может, - знал?..
Сначала-то всё шло хорошо –

- В лѣто 6581. Вьздвиже дьяволъ котору вь братьи сей Ярославличихъ. И бывши распре межи ими, быста сь себе Святославъ со Всеволодомъ на Изяслава. И изииде Изяславъ ись Кыева. … А Святославъ сѣде в Кыевѣ …

Дальше важные слова:

… прогнавъ брата своего, преступивъ заповѣдь отьню, паче же и Божию.


Типа, незаконно власть взял. Тогда, простите, Владимир, который Ясно Солнышко, он же Равноапостольный – вообще преступник. Ибо брата своего, законного властителя, вовсе умертвил.
Но ладно –

- В лѣто 6584. Ходи Володимеръ, сынъ Всеволожь, и Олегъ Святъславль ляхомь в помочь на чехы.

Вместе ходили, воинское братство крепили.

В се же лѣто преставися Святославъ, сынъ Ярославль … И сѣде по немь Усеволодь на столѣ …

Сел, понятное дело, не более законно, нежели старший братец. Тем не менее на главном престоле посидел, чем обеспечил и своим сыновьям возможность когда-нибудь стать великими князьями. Если всё удачно сложится, конечно, Ибо по лествичному праву сначала покняжить должны сыновья – точнее, сын – старшего, Изяслава. Потом подойдёт очередь сыновей среднего, Святослава. И лишь затем – Всеволода.
Так что у Олега прав на великокняжеское сидение больше, чем у Владимира. Значительно. Шансы Владимира, откровенно говоря, вообще мизерные.
А ведь это весьма, весьма энергичный молодой человек. И Олег ему крепко мешает…
Но пока -

- В лѣто 6585. Поиде Изяславъ с ляхы, Всеволод же поиде противу ему. … Всеволодъ же взыиде противу брату Изяславу на Волынь и створи миръ, и, пришед, Изяславъ сѣде в Киевѣ мѣсяца июля 15 день, Олегъ же, Святославль сынъ, бѣ у Всеволода в Чернѣговѣ.

То есть царит ещё мир и благоволение в человецех – племянник остался в том доме, с которым вместе бился против Изяслава.
Но недолго музыка играла -

- В лѣто 6586. Бѣжа Олегъ, сынъ Святославль, Тмутороканю от Всеволода мѣсяца априля въ 10 день.


Как видим, года не прошло, а между бывшими товарищами по оружию пробежала чёрная кошка. Здоровая. Пантера целая. Ибо -

- в се же лѣто убьенъ бысть Глѣбъ, Святославль сынъ, в Заволочьи.


И затем -

- сѣдящу в него мѣсто Святополку в Новѣгородѣ, сыну Изяславлю.

И, видать, у Олега и брата его Бориса не было сомнений в том, кто стоит за смертью Глеба. Они приходят мстить:

приведе Олегъ и Борисъ поганыя на Рускую землю и поидоста на Всеволода с половцѣ. Всеволодъ же изоиде противу има на Съжици, и побидиша половцѣ русь, и мнози убьени быша ту … Олегь же и Борисъ придоста Чернигову, мьняще одолѣвше, а земли Руской много зла створившим, прольяше кровь хрестьяньску …

Божья кара – так это должно было восприниматься. Так что вот это – вряд ли –

…за которую взыщет Бог с них, и ответ дадут они за погубленные души христианские.

В смысле – ответ-то дали, это нам история подтверждает, но вот справедливо ли – неизвестно. Нам же никто не сказал, что за пантера чёрная вторглась в жизнь бывших союзников в период с 15 июля 1077 года до 10 апреля 1078 года. И отчего так люто драться начали двоюродные братья, что гибель в бою затронула даже высших, знаменитейших мужей:

убьенъ бысть ту Иванъ Жирославичь, и Тукы, Чюдинь братъ. Порѣй и ини мнози…

Нет, смерть воина в бою – дело в те времена нормальное. Но гибель людей столь высокопоставленных, что их имена упоминаются в летописи - ну-у… Это сродни гибели маршала в Великую Отечественную. А поскольку автоматов и пушек ещё не было, то гибель «маршалов» означала, что на поле боя случился с ними полный швах. Окружение. И резня.
А ведь до того степень ожесточённости княжеских разборок редко доходила до смертоубийств высоких начальников. Встретились, развернулись, передовые полки схлестнулись – чей которого перемог, того и верх. Потерпевший поражение отбегает километра на два, останавливается и высылает парламентёров договариваться об условиях мира. Лишь в самых запущенных случаях, когда договариваться уже не о чем, когда уже кровь братьев на чьих-то руках, когда уж и Киев иностранные интервенты разоряли, вот тогда –

- и бысть сѣча зла, ака же не была в Руси, и за рукы емлюще сѣчахуся, и соступишася трижды, яко по удольемь кровь течаще.

Обычно же –

- Ярославъ сьвокупи воя многы и приде Кыеву, и створи миръ с братомъ своимъ Мьстиславомъ у Городьца. И раздѣлиста и по Днѣпръ Рускую землю…

Или -

- Всеволодъ же взыиде противу брату Изяславу на Волынь и створи миръ, и, пришед, Изяславъ сѣде в Киевѣ...

Нет, вели себя так князья не из-за избытка гуманизма. Политика никогда сантиментов не любила. Да и общество и нравы тогдашние были варварскими. Меньше ста лет внедрения христианства даже в княжеский род.

Интермедия про внедрение христианства обычными методами

Бывши бо единою скудости вь Ростовьстѣй области, и вьстаста два волъхва от Ярославьля, глаголюща, яко «Вѣ свѣмы, кто обилье держить»..

Волхвы – это, ясное дело, священнослужители прежней, языческой веры. И за дело взялись круто:

и убиваша многы жены, имѣния ихъ имаша собѣ.

Похоже, не волхвы, а так. Расстриги, если бы у язычников бывали расстриги. А ещё точнее – мародёры. Но всё же с антихристианским идейным содержанием. Например, -

- убиша же ту попа Янева.

Собрали волхвы возле Белоозера до 300 человек. Армия освобождения имени Батьки Махно. То есть имени бога Велеса.

В то же время приключися прити от Святослава дань емлющю Яневи, сыну Вышатину…

Ему пожаловались на беспредел со стороны служителей культа. Он отправил к махновцам послов, требуя выдачи заводил. Те, естественно, отказались. Янь Вышатич напал на них. Но, видно, неудачно – волхвы ушли. Тогда -

- Янь же, вшедъ в горъдъ к бѣлоозерьчемь и рече имъ: «Аще не имете волъхву сею, и не иду от васъ за лѣто».

Так что побили парня, попа его убили. И он закономерно не нашёл ничего лучшего, как взять в заложники мирное население. Христианский поступок.
Нет, это не махновщина. Это антоновщина и маршал Тухачевский…
И куды крестьянину податься? –

- бѣлоозѣрьци же, шедше, и яша я и приведоша я к нему.

Сам не смог – гражданских послал.
И отмщение волхвам устроил – христианистее некуда! –

- и рече Янь к повозникомъ: «Ци кому васъ родинъ убьенъ от сею?» Они же рѣша: «Мнѣ мати, а другому сестра, иному родичь». Онъ же рече имъ: «Мьстите своихъ». Они же, поимше я, избиша и повѣсиша я на дрѣвѣ: отмѣстье приимша от Бога по правдѣ.


Вот, должно быть, изумился Христос, узнав, как понимают его правду ближние княжеские бояре на Руси! И монахи-летописцы. И почему мы должны думать, что князья были большими образцами христианских добродетелей?

Они и не были. Не столько христианская мораль управляла поступками князей, сколько… корпоративная. Вся Русь была тогда общим княжеским доменом Рюриковичей. Никто из них не пришёл со стороны и не отвоевал себе кусок. Они все пришли и завоевали его. Не Рюриковичи, понятно, как семья, а – та русь, продолжением которой они были. Конечно, по ходу времён контроль над русскими завоеваниями перешёл к одной семье. К тем самым Рюриковичам. Или точнее – к Ярославичам. Они сумели подобрать под себя владения руси.
Что ж, оттого ситуация только получила дополнительную остойчивость. Ибо корпоративные интересы стали и семейными. Никто из потомков Рюрика до известного времени не получал землю в собственность – но у всех она оставалась в коллективном «кормлении». Никого не одаривали наследственным наделом, одалем или феодом – но давали пару деревенек «в кормление». Земля была в коллективной собственности совета директоров. Вот как оно выглядело в воспоминаниях Владимира Мономаха:

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с 13 лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску; и снова вторично ходил я к Смоленску, со Ставком Гордятичем, который затем пошел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску; а из Смоленска пошел во Владимир. Той же зимой послали меня в Берестье братья на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом утащенным. Затем ходил в Переяславль к отцу, а после Пасхи из Переяславля во Владимир - в Сутейске мир заключить с поляками. Оттуда опять на лето во Владимир.
Затем послал меня Святослав в Польшу: ходил я за Глогов до Чешского леса, и ходил в земле их 4 месяца. И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский. А оттуда ходил я в Туров, а на весну в Переяславль и опять в Туров.


При такой коллективной собственности на государство и закрепилось у нас «лествичное», а не наследственное право на власть. Ибо, конечно, логичнее и справедливее передать место председателя совета директоров брату ушедшего в иной мир, нежели его сыну.
Потому и поражались и возмущались так тогдашние идеологи, если случалось смертоубийство между руководителями корпорации. А как бы мы себя ощущали, узнав, что член политбюро Устинов убил члена политбюро Пономарёва за власть над международным отделом ЦК? Ладно, поспорили у себя, на Старой площади, поподставляли сотрудников и соратников конкурента - кого под аморалку, кого под антипартийную группу. Но не резать же!
Не было на Руси никакой «феодальной» раздробленности - чему бы нас ни учили в школе. А просто наступило однажды время, когда дотоле единую корпорацию стало возможно делить на несколько «фирм». С перспективой наследования.
И начало этому развалу, распаду, раскусыванию корпорации положили как раз яростные, беспощадные войны между Владимиром Всеволодовичем «Мономахом» и некогда боевым его соратником Олегом Святолавичем «Гориславичем»…

И поиде Изяславъ сь Ярополкомь, сыномь своимь, и Всеволодъ с Володимером, сыномь своимь. И поидоша к Чернигову, и черниговцѣ затворишася у градѣ. Олегь же и Борисъ не бяшета в Черниговѣ. Чернѣговцемь же не отворящимся, приступиша ко граду. Володимеръ же приступиша къ вратом въсточнымъ, от Стръжене, и отя врата, и взяша градъ околний, и пожгоша огнемь…

И поидоста противу, и бывшимъ им на мѣсьтѣ на Нѣжатини нивѣ, и совокупившимъся обоимъ, бысть сѣча зла. И пѣрвое убиша Бориса, сына Вячеславля, похвалившаго велми. Изяславу, стоящю в пѣшцехъ, унезапу приѣхавъ один, удари копьемь за плеча. И тако убьенъ бысть Изяславь, сынъ Ярославль. Предолженѣ же бывшѣ сѣчѣ, побѣже Олегь в малѣ дружини, едва втече и бѣжа Тмютороканю.


Ничего себе! Великого князя русского завалили! И как! Из своих кто-то, не иначе. Но формально – Олег его убил. Если «Локомотив» забьёт мяч в свои ворота – «Спартак» записывает его на свой счёт.
Иное дело, что «Спартак» всё равно тогда проиграл -

- а Олга емше козарѣ, поточиша за море Царюгороду.


И брат его Роман убит, тот, к кому Олег и бежал, неся то ли просто обиду, то ли обиду вкупе с правдою страшной… -

- приде Романъ с половцѣ к Воиню. Всеволод же став у Переяславля и створи миръ с половцѣ. И възратися Романъ въспять, и бывшу ему ... убиша ̀и половцѣ мѣсяца августа 2 день. И суть кости его и до сего лѣта тамо лежаче, сына Святославля и внука Ярославля.

Но отметим: опять измена. Глеб Святославич странно умер, теперь вот Роман – удавленный перекупленными половцами…
Откуда вдруг это ожесточение, после которого отрезан путь назад, к возврату в прежнее состояние общей корпорации? Из-за Чернигова?
Или из-за той Чёрной Пантеры? Когда вдруг выяснилось, что кто-то не то что не член совета директоров, но и никогда им не будет. Ибо он этому совету – никто. Он – вообще сын водителя из цековского гаража…
Не то ли и открылось тогда в Чернигове меж Всеволодом и Олегом?
Упоминаний нет? Так кто ж расскажет. Это ж грех на всю княжескую корпорацию! А так – тихо вывели из состава и дело с концом! А то будет потом народ по анекдотам трепать про антипартийную группу Молотова, Маленкова, Кагановича «и примкнувшего к ним…».
Но Олег то ли не поверил в такое обвинение, то ли не согласился с ним. Да и как согласиться! Это же означает, что он – даже не бастард. Уже это-то его, князя, выводило из его общества. Но хотя бы оставляло благородным человеком. А так? В холопьего сына он превращается? Чтобы тот же Мономах мог его пороть на конюшне?
А он же, Олег, не один живёт. Дети у него – их как изгоями сделать? Нет, добьётся он своего, кровью врагов смоет позорный навет (или позорную правду) со своего имени!
И началось!

Были вечи Трояни,
минула льта Ярославля;
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя.
Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше
и стрелы по земли сеяше.
Ступаетъ въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане,
той же звонъ слыша давный великый Ярославль,
а сынъ Всеволожь, Владимиръ,
по вся утра уши закладаше въ Чернигове.
Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе
и на Канину зелену паполому постла
за обиду Олгову
храбра и млада князя.
Съ тоя же Каялы Святоплъкь полеле яти отца своего
междю угорьскими иноходьцы
ко святей Софии къ Киеву.
Тогда, при Олзе Гориславличи,
сеяшется и растяшеть усобицами,
погибашеть жизнь Даждьбожа внука,
въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась.
Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть,
нъ часто врани граяхуть,
трупиа себе деляче,
а галици свою речь говоряхуть,
хотять полетети на уедие.


Да чёрт с ними, с галками! Тут о жизни речь идёт!
А затем Олег вернулся из Византии. И отомстил:

Приде Олегъ изъ Грек Тмутороканю …и сѣде Тмуторокани. И исѣче козары, иже бѣша свѣтници на убьенье брата его и на самого

Но дальнейших боевых действий пока не предпринимал. Отсиделся в Тмутаракани. Десять лет раны зализывал, с половцами и прочими местными племенами взаимодействуя. Выжидал. Вот сдохнет вражина Всеволод – он, Олег по лествичному праву старшим в роду станет! Ну, почти. Святополк, сын Изяслава, бывшего князя великого Киевского, первое право имеет. Да ведь неумеха он. Может, и прирежут его. Ну, не прирежут, князь ведь – так на битве какой ляжет. С половцами. Половцы, они ж, ясное дело, поганы. Любят на Русь ходить. Чуток и подтолкнуть-то! Недоверчивы, правда, собаки степные, себе на уме. Пообещаешь с кулачок – и то, что в кулачке возьмут, и под тобою возьмут вдесятеро. А что подо мной-то? Я – мирный обыватель, сижу себе на бережку Чёрного моря, волны набегающие считаю. Волны возьмёшь у меня? Да и бери! А остальное сам знаешь, на ком взять. Я тебе, конечно, ничего не говорил, но за вежи свои не опасайся. Али не кунаки мы с тобою?
И –

- в лѣто 6601, индикта 1 лѣто, преставися великый князь Всеволодъ, сынъ Ярославль, внукъ Володимеръ, мѣсяца априля 13 день…


Интересно, как ведёт себя в этой время Мономах:

Володимеръ же нача размышляти, река: «Аще азъ сяду на столѣ отца своего, то имамъ рать со Святополкомъ узяти, яко то есть столъ отца его переже былъ».


То есть Владимир Всеволодович тоже не считает Святополка достойным престола. Но от активных действий его заставляет воздерживаться… Что? Уважение к праву?
Да нет. Зачем это ему? Ведь и так есть кому действовать активно:

И… приде Святополкъ Киеву … и сѣде на столѣ отца своего и стрыя своего.

Всё хорошо. Но –

- в се же время –

- сами собою, вестимо! –

- поидоша половцѣ на Рускую землю, слышавше яко умерлъ есть Всеволодъ, послаша послы къ Святополку о мирѣ. Святополкъ же, не здума с болшею дружиною отнею и строя своего, но свѣтъ створи с пришедшими с нимь, изоимавъ послы, всажа вь погребъ.

И что же такое сказали послы, что великий князь на такое нарушение международного права пошёл? Это в каком тоне, к примеру, должен был бы договариваться о мире с Россией посол Мишико Саакашвили, чтобы его не просто выслали – а немедленно в Лефортово определили?
Естественно, это было объявлением войны со стороны Святополка -

- слышавше же се, половцѣ почаша воевати.


И новый великий князь себя проявил вполне так, что понятны становятся сомнения Мономаха: может, наплевать да и занять стол Киевский? -

- Святополкъ же, слышавъ половцѣ, посла, прося мира, и не восхотѣша половцѣ мира, -

- почему-то, добавим мы, сардонически усмехаясь, -

- и пустиша по землѣ воююще.


Оно, конечно, гады степняки-кочевинки. Но вот отчего-то никак не хотели с ними воевать киевские -

- мужи смысленѣи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой».


Кто это имеет мало воинов? Князь великий Киевский? Куда это они подевались?

Он же рече имъ: «Имѣю отрокъ своихъ 8 сотъ, иже могуть противу имъ стати».


Чего-о? Это ж что за дружина для великого князя? Это ж не более чем личная гвардия, что он из Турова с собою привёл! А где полки киевские? Где народ? Тут, понимаешь, половцы прямо заедают, на Изюмском шляхе озоруют – а у великого князя воинов с гулькин нос? А все остальные лишь плечами пожимают?
Ой, не бывает так… Ой, авторитетный кто-то за кулисами всего этого стоит…
Вот кто – непонятно.
Олег – далеко. Да и… далеко. Что такое Тмуторокань? Про неё вон и поговорка-то соответствующая…
Но зато у Олега там – прямой контакт с половцами. А также – со всей приморской вольницей. И при этом – не достать его в Тьмутаракани этой, куда ворон и костей не заносил! Ежели у Олега мир с половцами – даже великокняжеское войско ничего с ним сделать не сможет.
А половцы у нас знаете кто по генетическому маркеру?

На днях ФТДНА выявили 12-маркерный образец представителя рода Кипчак Среднего Жуза, который относится к R1b1b.

Родственники почти что.
А ещё у Олега интерес есть. Свали он Святополка – его очередь на трон наступает. Ради этого можно и посражаться. Особенно руками половцев. Они ж не Тьмутаракань разорять будут. А земли соперников. Особенно – ненавистного Владимира.
Но здесь-то и проблема начинается. Слишком далеко Олег от раскладов киевских. Политика – это ведь дело такое: пока руку на пульсе держишь – что-то значишь. А как отпустил – всё. А Олег не мог держать руку на пульсе. Его роль-то, в общем, - злого дядьки за степями, за морями, за горами и долами. Половцев злых на землю Русскую наводит, и вообще –

Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше
и стрелы по земли сеяше.


Не-ет, это кто-то поближе. И потише.

Начаша же друзии несмысленѣи молвити: «Поиди, княже».


По чьему наущению говорили, интересно?

Смысленыи же глаголаху: «…пошлися къ брату своему Володимеру, дабы ти помоглъ».


Вот уже и зависит наш великий князь от Владимировой вооружённой силы. Не к Мономаху ли и ушли киевляне? Тогда с этим просто было: захотел боярин и отъехал.

Володимеръ же собра вои свои и посла по Ростислава, брата своего, до Переяславля, веля ему помогати Святополку.

Вот он уже и главнокомандующий.

Володимеру же пришедшю Киеву, и совокупися у святаго Михаила, и взяста межи собою распрѣ и которы … Володимеръ же хотяше мира, Святополкъ же хотя ратью.

И снова спор с великим князем:

…съзваша дружину свою на свѣтъ, хотяче поступити чересъ рѣку, и начаша думати. И глаголаше Володимеръ, яко «Сдѣ стояще чересъ рѣку, у грозѣ сей, створимъ миръ с ними». И присташа свѣту сему смысленѣи мужи…

И снова – прав Владими, а Святополк не прав:

И половци, пришедше к валови, поставиша стяги своя, налягоша первое на Святополка, и възломиша полкъ его. Святополкъ же стояше крѣпко, и побѣгоша людье, не терпяще ратныхъ противленья, и послѣже побѣже Святополкъ. И налегоша на Володимера, и бысть брань люта, и побѣже и Володимеръ с Ростиславомъ и вои его …


А спустя некоторое время снова подводит всех Святополк-неудачник:

Святополкъ же вынииде на Желяню, и поидоша обои противу собѣ и ступишася, и въкрипися брань. Побѣгоша наши предъ иноплеменнѣкы, и падаху язвенѣи предъ врагы нашими, и мнози погибоша и быша мертви, паче неже у Треполя. Святополкъ же приде Кыеву самъ третѣй, а половцѣ узъвратишася к Торочкому…

Половцѣ воеваша много и възвратишася к Торъческому; изнемогоша людье въ градѣ от глада и предашася ратнымъ. Половцѣ же, приемьше градъ, запалиша огнемь, и люди раздилиша и ведоша я у вежѣ к сердоболямъ своимъ и сродникомъ своимъ; мучими зимою и оцѣпляемѣ, у алъчбѣ и в жажѣ и в бѣдѣ, побледѣвши лици и почернивше телесы, незнаемою страною, языкомъ испаленомъ, нази ходяще и босѣ, ногы имуще избодены терньемь, съ слезами отвѣщеваху другъ другу, глаголюще: «Азъ бѣхъ сего города», а другий: «И азъ сего села». И тако съвъспрошахуся со слезами, родъ свой повѣдающе, очи възводяще на небеса к Вышнему, вѣдущему тайная.


Закономерный итог:

В лѣто 6602. Створи миръ с половцѣ Святополкъ и поя жену дщерь Тугортоканю, князя половецьскаго.

А вот и первый бенефициарий:

Того же лѣта Олегъ приде с половцѣ ис Тмутороканя и прииде к Чернигову. Володимерь же затворися в городѣ Олегъ же прииде ко граду и пожьже около града, и манастыри пожьже. Володимеръ же створи миръ со Олгомъ и иде из города на столъ отень до Переяславля, а Олегъ вниде в городъ отца своего. Половьцѣ же начаша воевати около Чернигова, Олговѣ не возбраняющю, бѣ бо самъ повелѣлъ имъ воевати…

Конец очередной серии. Отвоевал Олег себе свой Чернигов. А Владимира и унизил, и «понизил» - Переяслаль куда менее значимый город, нежели Черинигов.
Переиграл сам себе Владимир Всеволодович? Это ведь – не будем лукавить, - именно его я вижу за всеми этими сложными интригами киевскими.
Не думаю. Пока что промежуточный итог для Мономаха вполне удовлетворительный.
Олег получил плохую прессу:

Се уже третьее наведе Олегъ поганыя на Рускую землю, его же грѣха дабы ̀и Богъ простилъ, понеже много хрестьянъ изъгублено бысть, а другое полонено бысть и расточено по землямъ.

Святополк тоже идскредитирован по самое не балуйся: политик плохой, военачальник никудышний, государственный деятель отвратительный. И большего Владимир по отношению к своим врагам сделать пока не в состоянии. И, напомним, его очередь на стол Киевский – ой какая долгая! У него права – только после Олега. Да ещё после брата его Давыда. Да ещё – Ярослава. Какой Владимир, о чём вы? Нет, сидеть Владимиру, думу лёгкую о правах кузена старшего думая. И не дёргаться.
Всё равно не на что рассчитывать.
Не на что?
</div>
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments