Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Ну, что же, окончание? Русские до славян

Кстати, это они, эти ребята с колоколовидными кубками, ликвидировали строителей Стоунхенджа. Международная группа исследователей совсем недавно, этой весною, представила результаты геномных анализов 170 европейцев неолитического, медного и бронзового времени, включая сто, связанных с культурой колоколовидных кубков, обнаружила, что генетическая связь между иберийскими носителями этой традиции и центральноевропейскими – ограничена, что –

- исключает миграцию в качестве заметного механизма обмена между двумя регионами.

Но зато такая связь существовала у неолитических британских фермеров, датированных 5900  - 3200 годами назад, которые были –

- генетически похожи с одновременными популяциями в континентальной Европе и частично с неолитическими иберийцами, так что можно предполагать, что часть предков фермеров в Британии пришли из Средиземноморья скорее, нежели по Дунайскому пути фермерской экспансии.

А дальше – главное:

Начиная с периода колоколовидных кубков и продолжаясь через всю бронзовую эру, все британские индивиды несут в себе (harboured) высокие пропорции степных предков и были генетически тесно связаны с отождествляемыми в качестве носителей ККК (closely related to Beaker-associated) индивидами из ареала Нижнего Рейна. … Распространение комплекса колоколовидных кубков в Британии было совершено посредством миграции с континента, которая заменила более 90% британского неолитическогогенетического пула в течение немногих столетий, продолжая процесс, который привёл степных предков в центральную и северную Европу 400 годами ранее. / Iñigo Olalde et al. The Beaker Phenomenon And The Genomic Transformation Of Northwest Europe // http://biorxiv.org/content/early/2017/05/09/135962http://hofuna.ru/index.php/gothic-lang/44-gothic-voc // https://doi.org/10.1101/135962/

Вот признаюсь, это очень похожее на счастье состояние, когда вот ты лично математически, логически и даже просто с точки зрения здравого смысла перерабатываешь археологические, исторически и генетические данные в какую-то непротиворечивую картину, пусть и противоречащую той, которую рисуют профессиональные историки, а потом бац! - и новое исследование подтверждает твои построения! Вот эта книжка делается уже полгода, концепцию захвата степняками власти и видоизменения и растекания под этим влиянием видоизменяющихся культур я сформулировал чуть меньше месяца назад. И вот сегодня, 23 мая, эта концепция нашла неоспоримое научное подтверждение! Может, кто-то ещё тоже высказывался в том же духе, но я уж точно чувствую себя счастливым теоретиком, идея которого оказалась подтверждена практикой.
Итак, переработанные шнуровиками в носителей колоколовидных кубков люди, получившие в большинстве и гаплогруппу степных предков, отправляются в Британию, где не то чтобы всех убили строителей Стоунхенджа, но тем или иным образом лишили этих строителей возможности распространять свои гены в потомстве. Хотя смерть, конечно, самый эффективный останавливатель полового влечения…
Кстати, очень важный момент, что исследователи с этой миграцией связывают и перемещение в Британию гаплогруппы I2c, немногочисленной, даже чуть экзотической. И это вполне отчётливо показывается, что часть людей I не только не уничтожилась в ходе нашествия, но вполне нашли своё место среди элит, получивших право усиленно размножаться. Это наблюдение нам ещё пригодится.
А кто-то отправился от лишних приключений на восток, где жили всякие относительно мирные земледельцы. И вот появляются погребения с боевыми топорами в Северо-Восточной Эстонии (по калиброванной дате 4850 ВР cal.), а потом залетают и в центральную Швецию в район Сёдерманланда и в северную часть Эстерготланда. Во всяком случае, именно там открываются самые ранние памятники скандинавской культуры боевых топоров.
В то же время скандинавские культурные особенности сильно разнятся с близкими ютландскими, где господствует вариант  шнуровой под названием культуры одиночных погребений: разные захоронения, разная керамика, разные формы каменных боевых топоров. Более того, -

- современными исследованиями доказано, что культура одиночных погребений локализовалась только в Северной Германии и Ютландии, в это же время на Датских островах продолжала существовать Культура Воронковидных Кубков. Своеобразная культура боевых топоров возникает на Датских островах значительно позже. В то время, как в Восточных областях Центральной Швеции уже появляются ранние памятники культуры боевых топоров, в Западной Сконе (Южная часть Швеции) все еще продолжает существовать Культура Воронковидных Кубков.

В Эстонии же наблюдается генезис прибалтийской культуры ладьевидных топоров, откуда она попадает в Финляндию, где становится финской культурой боевых топоров. А по пути туда возникает в районе 4900 лет назад висло-неманская культура, которую ряд исследователей считают локальным вариантом восточноприбалтийской культуры боевых топоров и шнуровой керамики. Но при этом – обратим внимание – население не отказывалось от привычных форм хозяйства:

Наиболее значимыми сторонами деятельности населения Висло - Неманской культуры было скотоводство, охота и рыболовство и только затем земледелие.

Позднее, судя по тому, что среди керамики этой культуры найдены формы, напоминающие сосуды фатьяновской культуры, откуда-то отсюда она и начала своё перемещение далее на восток. Или, скорее, фатьяновская и была очередным видоизменением шнуровой под местным влиянием и просто возникла на человеческом фундаменте тех, кто решил не задерживаться в восточной Прибалтике.
И вот тут и рождается неочевидное, но логически единственно возможное объяснение всем этим противоречивым эволюциям: действовал некий внешний фактор. Он в итоге и выковал германские отличия от кельтов и славян. Ибо ни первым, ни вторым развивать экспансию и ассимилировать местное доиндоевропейское население он не мешал, а здесь заставил человеческие массы вариться и крутиться в одном кипятке эпического противостояния.
И этот фактор опять единственно возможный – фактор людей I.
А что люди I?
А они уже давно не те охотники, что здесь жили когда-то. Гайаваты ушли, но выбор у них, честно говоря, был небольшой. Оно, конечно, моря вокруг Скандинавии богатые, но вот суша довольна бедна охотничьими угодьями. Всё больше горы да скалы, а среди гор не сильно-то разживёшься. Во всех смыслах, в том числе и в прямом. На севере, в Лапландии, давние древние родичи оленей любимых пасут, свой у них мир, тундровый. На юге все полезные для земледелия места заняли люди культуры воронковидных кубков, затягивающих в свой хозяйственный уклад и охотничьи сообщества. Это процесс начался, как мы видели, ещё среди охотников эртебёлле, ну, а здесь за тысячу лет сосуществования выбор и вовсе должен был сложиться кристально ясным: или ты уходишь в покрытые снегом горы, делить с медведями претензии на немногочисленную добычу, либо прибиваешься к оленеводам, либо прибиваешься к земледельцам. Поскольку мы видим, что носители ямочной керамики и носители воронковидных кубков делили практически один территории в южной и центральной Скандинавии, то вариант ассимиляции остаётся только один.
И вот в это пространство врываются чуждые до помертвения всадники и начинают убивать мужчин, забирать женщин и вообще ведут себя крайне неадекватно. А мы тут, за века общения с мрачными духами севера, неадекватны вообще давно. Вы ещё вон в составе елшанской культуры только открыли, что моллюсков можно есть, а мы тут богам озёрным целые инсталляции черепов выкладывали. И культ огня у нас есть, и воронковидцев, которые тоже из ваших когда-то были, многому тут научили.
Такого диалога, конечно, не было, но очень характерно пронесённое скандинавами через века боязливое преклонение перед колдовскими способностями их же северных соседей-кочевников. Уже даже в викингскую эпоху, когда они нагибали и облагали данью охотников и оленеводов Финнмарка, убеждение в их колдовских способностях и связанных с этим опасностях было всеобщим. И это могло быть только отзвуком древних-предревних контактов, где индоевропейские "подселенцы" встречались с воистину из седого прошлого Европы вышедшим населением, наверняка сохранившим верования, мифы и легенды Бог знает скольких тысячелетий назад.
Имеются небеспочвенные предположения, что целый ряд ритуалов позднейшие скандинавы вынесли как раз из общения их индоевропейских предков с их доиндоевропейскими предками – людьми I. Это и связанные с водой жертвоприношения, и преклонение перед плавсредствами (от эртебёлле), и петроглифы, на которых изображаются те же лодьи, и даже ряд не встречающихся в других германских мифологиях персонажей и миров. Сегодня, понятно, доказательной базы под эти подозрения без машины времени уже не подвести, - но они есть.
И вот тут, судя по вот этим "затыкам" в распространении КШК по Скандинавии, о которых говорилось выше, можно не без оснований предполагать, что здесь топорники и встретились с серьёзным сопротивлением со стороны местного населения. Возможно даже, объединившегося. В том смысле, что воронковидцы могли уходить в горы и леса к охотникам, а те помогали отбиваться, пользуясь знанием местности и местных погодных условий. А главное – тем, что населения здесь было далеко не густо, и захватчики всегда должны были соотноситься с ценою завоевания ещё одного фьорда и ещё одной скалы, где встретится убогое стойбище дорого продавших свои жизни охотников, отнюдь не преисполненное богатств.
Можно полагать, что именно в таких войнах и истощилось население I. Не то бутылочное горлышко, в котором выжил один мальчик, затем давший путёвку в жизнь половине нынешнего населения Скандинавии, куче людей в других странах… ну, и мне, грешному. Но всё же убыль отмечается и археологически, и генетически – всё же начало большого количества субкладов I в эпоху 4700 лет назад объясняется большой убылью прежних субкладов. Да и носители КВК тоже постепенно кончились. Кто естественным образом преобразился в нью-топорника, а кто… в носителя культуры ладьевидных топоров! Которая начинается с появления, как мы помним, в центральной Швеции из восточной Прибалтики.
И не исключено, что принёс её туда мой прадедушка Хёгни. Если помните, мы никак не могли обнаружить I1a, да и вообще I1 в Скандинавии. Всё как-то вылезали I2 разных субкладов, причём с самой древности. Зато I1 мы в количествах видели как раз в Прибалтике, начиная ещё со свидерской культуры. Далее кундская, неманская, нарвская – и все не могли не быть генетическими наследниками свидерских предков. Нет, я не хочу сказать, что I1 в самой Скандинавии не было – одного упоминали в составе культуры конгемозе, - но здесь мы их путь проследили ранее в подробностях.
Так вот, не отсюда ли и начинается собственно путь, приведший тогдашнее население Скандинавии к тем скандинавам, которых мы знаем сегодня и в истории? Именно с сопротивления степным интервентам и, как следствие, к формированию собственной идентичности в условиях, когда отступать некуда, за Уппландом для нас земли нет? И может быть, не покажется совсем уж диким предположение, что будущие правящие роды Скандинавии могут вести свою генетику от тех самых лидеров тогдашнего сопротивления? Ведь указывает обычно чаще всего оказывающийся правым mazzarino на то, что –

- имеющиеся у нас данные о гаплогруппах средневековой скандинавской знати говорят о доминировании у них I. Нам известны гаплогруппы Фолькунгов (Биргерсонов) и Эстридсенов. Учитывая, что Эстридсены выводили своё происхождение по мужской линии от династии Мунсё, происходившей от Свена Железнобокого, то можно говорить, что скорее всего Инглинги были тоже I.

А Инглинги – легендарная династия первых скандинавских королей, происходящая, согласно преданиям от бога плодородия и лета Ингви. Он же Фрей (или Фрейр, как его чаще не совсем верно называют). А он в мифологии происходит из рода ванов, с которыми "правильные" боги, асы, долго враждовали, покуда не заключили мир. А залогом мира был отец Фрея/Ингви Ньёрд, взятый главным богом Одином в приёмные сыновья и оставленный ванами в Асгарде.
Между прочим, на петроглифах скандинавского бронзового века 3,7—2,5 тыс. лет назад, о которых только что шла речь, изображены также, как предполагается, персонажи скандинавской мифологии, дошедшие до нас уже в письменный период:

Довольно распространённой фигурой на петроглифах является изображение мужчины с предметом, напоминающим топор или молот (вероятно, раннее изображение Тора). Встречаются также мужские фигуры с копьём в руке: это могли быть Один или Тюр, поскольку оба этих бога в более поздний период ассоциировались с копьём. На одном из петроглифов мужчина с копьём изображён без одной руки, что напоминает мифологию, связанную с Тюром. Фигура с луком в руке может быть ранним изображением Улля.
Предполагается, что остатки мифологии бронзового века сохранились в более поздней германской и скандинавской мифологии, например, кони Скинфакси и Хримфакси и богиня Нертус. /356/

А что есть скандинавский бронзовый век? Это обозначение периода, непосредственно стыкующегося с культурой ладьевидных топоров и частично ей наследующего. В свою очередь, от этой эпохи наблюдается культурная преемственность с последующими достоверно германоязычными культурами уже исторического периода.
То есть вот когда можно говорить о складывании прото-германского этноса – уже со своим языком и своими богами, хоть и напоминающими отдалённо героев других индоевропейских мифологий, но всё же весьма отдельных и с явной долей историчности там, где у других лишь идеологичность. 
А коль так, боги из "Старшей Эдды" вполне могут быть отображены на петроглифах бронзового века, а изображения эти исходить из преданий предыдущей эпохи ладьевидных топоров. Смены населения ведь между ними не было. И среди богов из тех преданий не мог не быть бог плодородия Ингви/Фрей - сын важного вана, символизирующего мир между двумя группировками скандинавских богов.
Но не символ ли он одновременно примирения между прежними земледельцами и охотниками в ходе большой и длинной войны со степными пришельцами – войны из поколения в поколение? Не люди ли I1a мифологизированы в ванах?
Здравствуй, дедушка Хёгни! Ты у меня, оказывается, был и богом…
Вот только интересно – как твои потомки оказались в типичной русской деревне в центре рязанской глухомани?
Что ж, будем продолжать расследование…
Tags: Русские до славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments