Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

О взаимоотношениях между русами и словенами

Итак, мы видим: славяне – не этнос. Славяне – это культура. Всего лишь. Но и не меньше.
И что же это за культура в сравнении с культурой неведомых русов?
Попробуем для ответа на этот вопрос снова вернуться к нашим мифическим полянам. Но теперь уже не как к некоему отдельному народу, а как вот к этим:

…поляне, яже нынѣ зовомая русь



Стоп, дорогие граждане! Какая такая русь? Русь, как мы имели счастие видеть, народ норманнский. Следствие в Ингельгейме даже уточнило: свионы, и как есть звери. Прямо заедают! Только что, в 836 - 839 годах, викинги опустошили Фризию, фактически ликвидировав её как главный торговый центр франкского государства. Разграбили всю Кемску воло… э-э, Дорестад, что в устье Рейна, а потом нагло прислали посольство и потребовали у короля Людовика всю эту Фризию-Фрисландию. «Воевали, говорят, теперь отдавайте». Правда, воевали не шведы, а даны, да только какая разница! Все эти северные язычники зверовидны, волосаты-бородаты-вонючи и дики, как настоящие мужики из будущего советского анекдота. Да и не сушат себе норманны головы национальными различиями. К хорошему, удачливому конунгу со всей Скандинавии викинги сползаются. Тем более, что язык фактически одинаковый у всех. Разве что одни несколько окают, другие манерничают с гласными, а у третьих не речь, а насморк. Но понимают друг друга с полуслова, особенно насчёт пограбить.
А кто такие поляне, с позволения спросить? Может, это они Париж брали, Гамбург брали, Севилью брали? «Ал-маджус ар-рус» - «язычники русские» - это арабы про полян говорили?
Да нет, конечно! Не брал Иван Васильич Бунша Казани и Астрахани! Даже наиболее лояльная к полянам «Повесть временных лет» не берётся утверждать, что были эти «мужи смыслены» отважными мореходами. Судя по той же ПВЛ, не разбирались они даже в парусах. Это можно видеть из эпизода с походом великого князя Олега на Византию в 907 году. Имел место этот поход или нет, мы подумаем позже, но сейчас для нашего расследования достаточно показаний заинтересованного свидетеля. Ну, пусть не свидетеля – какой уж там очевидец через двести лет после события! – но лица, полянам явно симпатизирующего. Итак пишет наш летописец следующее:

«И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье».

Переведём. Паволока – это шёлковая ткань. Точнее, ткань из множества шёлковых тканей: «Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть…» - говорил первый русский политзаключённый Даниил Заточник, сравнивая её со своим князем-господином: «тако и ты, княже, многыми людми честенъ и славенъ по всѣмъ странам». Письмо Кобе от Бухарина, право-слово!
Ткани эти отличались также пестротой красок и применением орнаментальных узоров, из различно оформленных розеток, звезд, крестов и подобных мотивов.
На что это похоже? Посмотрим описание современных тканных материалов. Вот одно – практически совпадает: «…шёлковая, шерстяная или льняная ткань из блестящей пряжи, тканая переплетением, делающим возможным сложный образец. В местах, где утковые нити свободно лежат над основными, возникают блестящие поверхности, там где они сплетаются, возникают матовые поверхности». Что это? Правильно, атлас.
Атласные паруса пошили себе русы.
Паволока - ткань также очень ценная. Захват, приобретение её постоянно регистрировалось в летописях, хозяйственных актах и даже в литературных произведениях. Как в «Слове о полку Игореве» –

«помчаша красныя дѣвкы Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты».


«Что у тебя там, Сеня? – Золото-брильянты!» И шёлковые ткани. Один качественный ряд. Причём сохраняющий свою смысловую качественность веками:

907. И приде Олегъ к Киеву, неся злато, и паволоки, и овощи, и вина, и всякое узорочье. Пов. врем. лет (Радз.), 25 (XV в. ~ нач. XII в.).
944: А самъ (Игорь) вземъ у грекъ злато и паволоки и на вся воя, и́ възратися въспять. Пов. врем. лет, 34 (1377 г. ~ нач. XII в.).
969: Рече Святославъ...: «...хочю жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: отъ Грекъ злато, поволоки, вина и овощеве разноличныя». Там же, 48.
1164: И присла царь дары многы Ростиславу: оксамоты и паволокы, и вся узорочь разноличная. Ипат. лет., 522 (XV в.).


Наконец, паволока – ткань очень дорогая. Потому что очень дорог был шёлк. Ещё с античных времён приравнивался к опасной роскоши. Ещё в римскую эпоху считалось, что «фунт шёлка стоил фунт золота», и со временем стоимость эта не уменьшалась. Проблема обострилась настолько, что в 16 году н.э. римские сенаторы даже издали закон, запрещавший ношение шёлковых одежд. Их можно было понять. Риму от основателей, от первых его царей-священников-идеологов (тогда эти посты совмещались), от великого Нумы Помпилия, второго царя римского, было заповедано жить в бедности и скромности. Был Нума боговидцем – или слыл таковым, неважно, - а потому передал завет римлянам: хотите миром править – не стяжайте. Точнее, стяжайте власть и славу. Но не богатство. Потому настоящий римлянин должен тогу носить домотканую, есть из посуды керамической, скромной, камнями драгоценными и золотом себя не украшать. На том стоит и стоять будет земля Рус… Римская!
Вся беда в том, что подобные вещи заповедовать легко. Выполнять те заветы сложно. И римляне постепенно разбаловались. Стали себе позволять. И – пошло насмарку всё римское величие. Начались бунты, восстания, гражданские войны. То Гракхи за свои идеалы республику на уши поставят, то Марий с Суллой стенка на стенку идут, такой террор устраивая, что нарком Ежов лауреатом конкурса на лучшего детского воспитателя покажется. То Спартак кровавым лемехом по Италии пройдётся. Раз, и другой, и третий, с юга на север, и с севера на юг. Спартака усмирили – Цезарь в силу вошёл, начал Рубикон переходить. Бились-бились с Цезарем, лучшего полководца потеряли, Помпея, не успели успокоиться - зарезали и Цезаря. И снова круг гражданских войн – который уже? Ладно, всё кончается, и эта война кончилась. Утопили флот Антония, его самого то ли ликвидировали, то ли он самоликвидировался, Клеопатра – тоже. Можно сесть, пот утереть. Нет! Новые беды подоспели. То легионы Красса в далёкой Парфии подчистую вырезали. Вернее, не подчистую – пленных парфяне как раз на китайскую границу служить отправили. Аж на Памир. Но для Рима Красс и легионы его пропали неизбывно. А через несколько лет уже германцы подсуропили – разбили аж три легиона в Тевтобургском лесу. Полгода носил траур богоподобный Октавиан Август, долго ещё кричал: «Вар, верни мне мои легионы!» Но злосчастный борец с международным терроризмом Квинтилий Вар утешить своего императора не мог по крайне объективной причине…
Не диво, что заскучали сенаторы доблестные от такой жизни. Приуныли. Обратились, как водится и доныне, к духовным истокам. Вспомнили заветы Нумы-боговидца. Запретили мотовство и изнеженность. И символ их – шёлк.
Правда, помогло это мало. Вернее, сперва помогло, хотя и не сразу – сперва Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон перебеситься должны были. Но затем Римская империя очень даже поднялась и стала тем, колоссом, который стоит в нашей памяти и сегодня. Потом, правда, всё равно колосс рухнул. Но четыреста лет простоял. Не всякое европейское государство существует так долго.
Ну, а Византия, как уцелевшая половинка Римской империи, унаследовала и и римское придыхательное отношение к шёлку. Любили первые красавицы и богачи Второго Рима носить вещи из тончайшего муслина! Тем более, что блохи от шёлка бежали.
Ну, а для всех прочих цены на шёлк были неподъёмными.
Можно даже определить, какими были эти цены. Выдающийся русский историк и археолог Г.С.Лебедев приводит такие цифры – от 10 до 50 солидов. Много это или мало? Можно понять в сравнении.
Та же «Повесть временных лет» приводит договор русских с византийцами. А в нём есть такой кусок:

945: Ти тогда взимають от насъ цѣну свою, яко же уставлено есть преже, 2 паволоцѣ за чалядинъ. Пов. врем. лет, 36 (1377 г. ~ нач. XII в.).


Значит, за одного раба – два куска ткани. Неясно, правда, какой длины, но вряд ли речь шла о десятках метров. Человеческая раса очень консервативна в измерениях. Так скорее всего имелось в виду то, что ещё в советские времена называлось отрезом: кусок ткани, достаточный для пошива костюма или платья. Костюмы тогда, правда, были не чета нынешним, так что длину отреза мы можем смело увеличить в два раза. Не два метра, а четыре. Что нас вдруг приводит к установленному наукой факту: 10 локтей роскошной восточной ткани – той же паволоки, по сути, - стоили до 600 дирхемов.
В общем, для русов князя Игоря два костюма приравнены были к одному рабу.
А сколько стоил раб? А раб в Византии, согласно выдающемуся русскому историку и археологу Г.С.Лебедеву, стоил примерно 300 дирхемов. То есть… стоп! Получается, в Константинополе один костюм стоил двух рабов. А значит, сильно русы напугали греков в ходе прежних нападений («яко же уставлено есть преже», т.е. установлено в предыдущем договоре относительно договора 945 года при князе Игоре): при курсе одна паволока равна двум рабам они закупали две паволоки за одного!
Не исключено, кстати, что такой обменный курс и был установлен на поле боя. Русы проблемам гуманизма уделяли катастрофически мало внимания:

«…А кого захватили - одних распинали, в других же, перед собой их ставя, стреляли, хватали, связывали назад руки и вбивали железные гвозди в головы…»


Так что естественно, что при таких делах византийцы рады были одного своего и за две паволоки обратно выкупить. А там и в договоры вошло…
Что ж, постараемся хоть чуть-чуть восполнить недостаток воспитания у наших предков и согласимся с византийской меркою: две паволоки за одного раба. То есть паволока наша будет стоить 150 дирхемов. Много это или мало?
Одна корова – приведём данные того же Г.С.Лебедева – стоила 48 дирхемов. Овца или свинья – 16. То есть одна паволока – 3 коровы. Или 9 овец.
А можно ли как-то сравнить с нынешними ценами? Привести, скажем, к единому неизменному знаменателю – золоту. Попробуем.
Начнём, однако, с серебра – потом объясню, почему. Подсчитано, что годовое содержание воина-профессионала – викинга ли, руса ли, арабского ли конника – составляло 10-12 марок серебром. Или 80 дирхемов в месяц (содержание того самого аббасидского конника). То есть приравняв марку к 80 дирхемам, мы сильно не ошибёмся. Во всяком случае, в порядке цен – точно. А марка – это чуть больше 200 граммов серебра. И получается наша паволока в четыре квадратных метра равной 375 граммам серебра.
А теперь о том, почему нам важно серебро. Серебро было средством оплаты более распространённым, нежели дорогое золото. Потому мы знаем многие цены в серебре, а главное – сколько викинги этого серебра понахватали.
Так вот, полмарки – это цена среднего качества меча. То есть, по нынешним военным понятиям, - пулемёта. Не станкового, а ручного, типа ПК. Ибо роль автомата Калашникова у норманнов тех времён играла секира. Ею был вооружён каждый воин.
А всего, по подсчётам Г.С.Лебедева, за время своей экспансии с 793 по 1066 год скандинавы мирным или военным путём получили 7 млн. марок серебра. Или по полмарки на душу населения – и мирного, и не очень. Примерно по метру паволок.
А что с золотом? А с золотом вот что.
С другой стороны, мы имеем также примерный обменный курс дирхема к византийскому солиду: 800 к 50. То есть 16 дирхемов в одном солиде.
А солид – это 4,2 грамма золота. И, следовательно, костюмчик наш из паволоки «весил» 39,375 грамма золота. Чуть больше, чем нынешняя единица измерения этого благородного металла, тройская унция, равная 31,10348 грамма. По цене на 10 февраля 2008 года в $922,3 за тройскую унцию это будет 1167,57 доллара Объединённых Государств Америки.
Но что более важно для нас, солид – это полный образец для первой древнерусской монеты – золотника (или златника). Такие стал лить легендарный Владимир Красное Солнышко. Это восемьдесят лет спустя после описываемых событий, но это не принципиально. Ведь тогда США с их Федеральной резервной системой не существовало, не говоря уже об и.о.премьер-министра Гайдаре Е.Т., - а потому инфляция так не галопировала, как в наше время.
Это я к чему? А к тому, что площадь паруса корабля викингов составляла, в зависимости от класса, 85 – 105 квадратных метров. А площадь парусов новгородских судов – более поздних, правда, но это тоже неважно – была 80 кв.метров. Вот и возьмём эту цифру – мы можем позволить себе быть щедрыми и брать по нижнему пределу.
Итак, «подняла русь паруса из паволок». Ага, по 20 отрезов на корабль. По 23 тысячи долларов на мачтах висело. По автомобилю «Мицубиси-Лансер» новой модели 2007 года в автосалоне «Рольф».
То есть удалые бойцы не отказали себе ни в чём. Императоры византийские шелка на приёмы торжественные надевают, на шелку вся трансконтинентальная торговля между Китаем и Европой держится – ах, да, и благосостояние самой Византии как страны-производителя и страны-транзитёра! – а мы их на паруса пустим! Гуляй, рус, однова живём!
Представляю, какие у греков-византийцев глаза были!
А какой удар по самолюбию и национальной гордости! Ведь лучшие шелка и парчу не только запрещалось экспортировать. Их поставляли только к императорскому двору. А вывоз за границу дозволялся исключительно в виде даров монархам и равным по статусу иностранным особам.
А тут вонючие варвары! Да на паруса! Да в количествах, душу рвущих!
Между прочим, как раз к началу X века из-за кровопролитной войны в Китае в эпоху Тан, подорвавшей местное хозяйство, поток шёлка практически иссяк. Конечно, Византия года примерно с 553-555-го производила шёлк и сама – и тем не менее, тем не менее… Точнее, тем более: цены-то обязаны были только вырасти…
Собственно, тут появляется ещё одно измерение цены шёлка. В данном случае за него было заплачено не менее чем спасением души. Ибо, как говорят византийские хронисты, в ходе той спецоперации, когда в Константинополь впервые были доставлены грены тутового шелкопряда, эти коконы шелковичных червей выкрали у китайцев монахи-несторианцы. И это на самом деле серьёзно. Дело немалое! Ведь монахи отправились в Поднебесную проповедовать, нести свет Божий, спасать души. А вместо этого подло и преступно обокрали хозяев!
Надо полагать, в аду души тех монахов до сих пор прокаливают основательно. Мы-то можем в это не верить. Мы люди просвещённые, в большинстве – нынешние или бывшие атеисты, да и каноническая версия ада нам кажется сродни детским страшилкам, коими пугают друг друга выпускники детского сада. Пальчик больно обжечь? А то! А ну-ка – всем телом в кипящем масле поплавать? Но разговор не о нас. О монахах VI века. Они-то в это верили! Для них ад был вполне себе реальным понятием!
Но… переступили. А тут эти зверолюди с севера подняли шёлковые паруса на грот-бом-брам-реи, принайтовали булинями к бонам, вбитым в гнёзда на палубах, и пошли себе ходко в свою Гиперборею!
Ну, с грот-бом-брам-реями я лишку дал, винюсь. Очень уж красива эта парусная лексика. Одна была мачта на норманнских драккарах. И один рей. Но принцип именно таков: привязывали парус к рею, поднимали, а нижнюю часть крепили к бону. Что позволяло идти в достаточно крутой бейдевинд – до 5,5-6 румбов к ветру.
Я к чему это так подробно говорю? К тому, что викинги-норманны и приравниваемые к ним русы в морском деле были доки солидные. А вот славяне оказались, мягко говоря, не очень. Что и выявила история с копринными парусами.
А что такое коприна?
В общем, тот же шёлк. Только ординарный, что ли. Более тонкий. В сербохорватском языке сохранилось слово «копрена» - «вуаль, траурный креп, шелковый платок». Собственно, это слово больше всего и характеризует отличие «копринного» шёлка от «паволокового». Оно и происходит, согласно господствующей точке зрения, от «коприва» - «крапива». В седую старину из волокон крапивы ткали ткань, так что перенос этого термина на новооткрытую ткань многое говорит о её качестве. Об этом же говорит и её «целевой потребитель» - не аристократ, а, скорее, крепкий хозяин, с лёгким излишком денег. Средний класс, если по-нашему. У болгар до сего дня сохраняется новогодняя присказка-поздравление:

«Сурва, сурва година, весела година!
Зелен клас на нива, голям грозд на лозе,
Жълт мамул на леса, червена ябълка в градина,
Пълна къща с коприна,
Живо-здраво догодина, догодина, до амина!»


«Къща» это по-болгарски «дом». То есть пожелание отражает не некую экзотику, а вещь вполне доступную; но… всё же не слишком доступную. Во всяком случае, такую обладание которой существенно для качества бытия, а приобретение – ощутимо для кошелька.
Но не для истории. В смысле – не для летописцев. Эпизод с коприной для славян после победы над Царьградом – единственный в анналах, где упоминается этот материал.
Так что мы не ошибёмся, ежели сформулируем так: паволоки – это шёлк для парашютов, а коприна – для женских трусиков.
Собственно, после этого становится понятен уровень мореходной подготовки славян. Эти люди настолько не разбирались в мореплавании, что не умели соотносить силу ветра с крепостью материала для парусов. Второй вывод – славяне настолько не разбирались в драгоценных тканях, что не понимали разницу между шёлком дорогим, парадным, «эксклюзивным» - и обычным, «рулонным». Бельевым.
Можно себе представить, как веселились русы – кем бы они ни были, - видя, как славяне – кем бы они ни были - натягивают на мачты женские трусики!
«Кем бы ни были» славяне – не для того, чтобы их обидеть. Просто мы пока не знаем, кого именно имел в виду летописец. Ибо в поход князь Олег пошёл, взяв с собою

«множество варяг, и словенъ, и чюдь, и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и сѣверо, и вятичи, и хорваты, и дулѣбы, и тиверци…»

Список явно вставной, позднейший. И «славяне» два раза повторяются, и формула уж больно затверженная - вечно у летописца это: «совокупи вои многи» - и давай племена вставлять… Как бы то ни было, дальнейший рассказ возвращается к началу этой формулы: варяги (или Русь) + славяне.
Так что если между варягами и Русью определённая синонимика присутствует, то какое именно племя имелось в виду под славянами, определить затруднительно. Но во всяком случае поляне в эту категорию входят. Следовательно, «парижских улиц ад и венецьянские прохлады, лимонных рощ далекий аромат и Кёльна дымные громады» - это не про них. Даже если Кёльн заменить на Гамбург, дотла разграбленный норманнами, а Венецию – на итальянский же город Луна, который викинги приняли за Рим, взяли хитростью, но… но не Рим!
А теперь главный вопрос. А отчего, собственно, славянам предоставили лишь коприну?
Для этого надо вспомнить правила, которые в те годы существовали в том, что касается раздела добычи. У викингов они были несложны, и нет оснований полагать, что у русов, кем они ни приходились норманнам, дело было устроено сильно иначе. Просто говоря, вся добыча делилась поровну между уцелевшими после битвы воинами. Деление шло по кораблям. Их экипаж, в зависимости от размеров плавсредства, составлял от двадцати до восьмидесяти человек. В среднем, считается, сорок-пятьдесят. Наш летописец как раз тоже говорит, что в том походе, о котором мы говорим, было по «сорок мужъ» на ладью. Вождям – хёвдингам, походным ярлам – и кормчим причитались дополнительные доли. У всех это было по-разному, но обычно штурману шло 2-3 доли, а командиру – 3-5. Разумеется, с течением времени и оформлением командной должности в постоянный нобилитет доля вождей увеличивалась. Но нам эти подробности не важны. Нам важно здесь одно: добыча на этот раз была разделена несправедливо. «Не даны славянам паруса из паволок!» И не важно, распределял ли князь ткань на паруса из «общака», либо экипажи сами придуривались с богатой добычей. Славянам НЕ ДАЛИ качественного шёлка даже ради парадного выхода из побеждённого города.
Вопрос: почему? Ответ возможен только один: потому, что не были в составе Руси. Доказали очевидное? То, что летописец и так нам сказал? А вот и нет. Летописец своею байкою о парусах доложил нам, что славян не было в числе воинов! Потому они и долю в добыче получили меньшую. Потому и подкузьмили их фронтовики подарком из кислого на разрыв шёлка. Потому и жалуются славяне, что кто-то – явно имеющий на то право – не дал им паволок. Не заслужили.
А почему не заслужили? Разобраться в этом нам поможет чуть более позднее – 30 лет всего – свидетельство весьма сановного автора. Самого императора римского Константина. Высказавлегося не за очередным кубком на пиру, и не в стихах или другом произведении изящной художественной литературы. Нет, император оставил данное свидетельство ни больше ни меньше, как в инструкции по пользованию и управлению империей. Оставленной не далёким бессмысленным потомкам, а личному, родному сыну. То есть в документе не только сугубо практическом, но и с достаточно высоким грифом ответственности. А значит – достоверности.
И пишет император наш Константин в своём труде «Об управлении империей»:

9. О росах[1], отправляющихся с моноксилами[2] из Росии[3] в Константинополь
…Славяне же, их пактиоты[18], а именно: кривитеины[19], лендзанины[20] и прочие Славинии[21] - рубят в своих горах[22] моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. Росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их.


Итак, славяне перед руссами выступают в роли неких пактиотов. Кто это такие?
Вообще, термин «пактиот» имеет ряд значений: от «данника» до «союзника». Из вышеприведённого же отрывка можно уточнить следующее: это некие племенные (кривитеины, лендзанины) образования, участвующие в некоей заказанной и организованной русами работе. Работа эта оплачиваемая. Как на чей вкус, но, по-моему, это больше всего похоже на деятельность фирм-подрядчиков по договору с генеральным заказчиком. Ни данники, ни союзники.
Однако есть в этом отцовском послании сыну ещё один кусок, касающийся взаимоотношений между русами и славянами:

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты[64] выходят со всеми росами[65] из Киава и отправляются в полюдия, что именуется «кружением»[66], а именно - в Славинии вервианов[67], другувитов[68], кривичей[69], севериев[70] и прочих славян[71], которые являются пактиотами росов[72]. Кормясь[73] там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля[74], когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав.


Чему это соответствует? Уже никак не отношениям «заказчик - подрядчик». Опять же как кому – а мне это напоминает обход подчинённых некой «бригаде» точек. Как в «Брате-1»: «Любит Чечен по рынку ходить, владения свои обозревать». Тут тебе и демонстрация власти, и сбор дани, и суд на месте. Скорый и справедливый: себе на пользу. Рэкет? Нет, уже не рэкет. О рэкете русов, кстати, ещё разговор будет. Тут уже организация. Ещё не бизнес-структура с чётким делением на отделы и управления, с расписанными обязательствами, доходами-зарплатами и правилами поведения персонала. Но уже переходная ступень. Если без экивоков и скидок на национальное самолюбие – то определить её несложно. Это попросту банда, «держащая» определённую территорию в отсутствие государственного управления. Этакий конец 1990-х в масштабе территории от Ладоги до Запорожья. елен6ием и характер взаимоотношений росов и славян в середине Х в. (славяне поставляют и продают росам однодеревки, росы собирают полюдье и кормятся у славян).
Вот и становится понятным уровень «пактиотства» славян: это подчинённые структуры в условиях бандитской иерархии. «Вы кому платите?» - «Да тут, «царицынские» приходят…» - «Теперь мне платить будете» - «А… Эти если придут?..» - «Скажете, что подо мной теперь ходите. Под Олегом Вещим».
Между прочим, ничего не придумано. Народ в старину попроще был, понаивнее. Так что наш летописец как на духу вышеозначенную сцену качественно и описал:

В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне».

Вот такие «пактиоты». Кои «под рукой» ходят. Не рабы, конечно. И даже не совсем подчинённые. Но обязанные делиться. И в этом смысле совершенно бесправные. Не хочешь мечом по кумполу? Делись! Не хочешь делиться? Получай мечом по кумполу – вдова поделится.
Понятно же, что не могли с такими «союзниками» делиться «быки» Олега Вещего, только что успешно ломанувшие Сбербанк. Конечно, славяне помогли с транспортом, пошили мешки для упаковки банкнот, на стрёме постояли. Но на долю бойцов и претензий быть не может! Так, скинем что подешевле – всё ж тоже помощнички…
Ну, а для тех, кому вольница бандитская основателя Русского государства не слишком по нутру, подберём другой аналог.
Вот говорит император Наполеон замечательные слова своим солдатам:

«Воины! Вот сражение, которого вы так желали. Победа в руках ваших: она нужна нам. Она доставит нам изобилие, хорошие зимние квартиры и ско¬рое возвращение в отечество! Действуйте так, как дейст¬вовали вы под Аустерлицем, при Фридланде, Витебске и под Смоленском, и позднее потомство вспомнит с гордостью о подвигах ваших в этот день и скажет о вас: и он был в великой битве под стенами Москвы!»

На другой же стороне Бородинского поля говорили слова не менее пафосные, но реалисты, как известно, точили штыки, ворча сердито, кусая длинный ус.
А в это время третьи в темноте, при свете факелов, вгрызались лопатами в грунт, доканчивая возведение полевых укреплений и редутов для этих самых сердитых усачей. А когда раздался первый пушечный выстрел выстроились в тылу уже наточивших штыки, чтобы быть готовыми принять раненых. И вполне себя героически затем вели, бросаясь за ранеными в огонь, вытаскивая их чуть ли не из-под сапог французских гренадёров, помогая в тыловом обеспечении.
Вот только были они не солдатами. Их даже не включали в списки армии.
Ибо были они ополченцами.
Кстати, и в древности не было ничего необычного в таком распределении боевых обязанностей и, следственно, добычи. Ибо славяне уже штурмовали Константинополь. И именно в роли вспомогательных, тыловых войск. Или ополчения, если угодно.
Вот только было это в 626 году, и воевали славяне совместно не с русами, а с аварами. Которые, как мы помним, по русским летописям, тоже держали славян в подданстве – в прямом смысле слова, от «дань». И были большими «насильниками славян». В общем, уже похоже на «пактиотские» отношения с руссами.
Эпизод этот известен как по старославянским источникам XV-XVII веков, так и по древней грузинской рукописи 1042 года «Осада Константинополя скифами, кои суть русские». Восходят эти документы к византийской повести, написанной в VII веке очевидцем и современником событий Феодором Синкеллом.
А теперь давайте считать аналогии.
Грузинский автор говорит, что «осаждавшие Константинополь скифы были русские, государь которых назывался хаканом». Хакан (или каган) – это, конечно, государь прежде всего авар. Но государил он также и над «русскими». Под коими в эту эпоху можно понимать лишь славян.
29 июня 626 года к стенам Константинополя подступил с войском аварский каган. Долгое время – месяц - авары стояли вокруг города, то ли кого-то ожидая, то ли серьёзно готовясь к штурму. Скорее всего, ожидая – напротив города, в Халкедоне, стояла союзная персидская армия. Но не на чем было её перевезти.
Наконец, к аварам подошли славяне – на лодках-однодеревках или, по-гречески, моноксилах. Подошли своеобразно – перетащили лодьи волоком, ибо в Босфоре стоял византийский флот. Не напоминает вот это? –

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.

Ну, полей вокруг Константинополя, нынешнего Стамбула, нет. В чём легко убедиться любому туристу, ходившему пешком от Золотого Рога на Истекляль. Неровное место там, даже пешочком утомишься идти. Так что про паруса и попутный ветер позволим себе летописцу не поверить, а вот колёса… В них мы тоже не поверим, будучи в курсе того, что «водичка дырочку найдёт», а пробитые под оси отверстия в бортах для этой самой водички как раз самыми удобными проводниками и станут. А вот в кругляши под днищами кораблей, по которым их и катят, а то и вовсе в нечто вроде больших повозок – этаких трейлеров, - на которых и везут боевые плавсредства, - это мы представить можем запросто.
Затем, 3 августа, отцы-командиры аварские то ли отправили славян к азиатскому берегу за персами, то ли приказали им атаковать город с моря, пока основная армия лезла на стены с суши. Но ничего хорошего из этого не вышло: подошёл греческий флот и всех перетопил. Выживших и выплывших мореманов-неудачников разозлённый каган приказал перебить. В назидание, видимо. После чего отбыл из-под Константинополя.
Возможно, тоже прибив щит на ворота.
Вообще, очень любопытное свидетельство. Славян тут, конечно, наградили не шёлковыми парусами, а непосредственным общением с богом Родом, но в остальном похоже. Так много параллелей, что тянет на предположение, будто наш летописец приписал князю Олегу то, что прочитал в какой-нибудь греческой хронике про этот аварский штурм. Тем более, что византийские источники никакого такого победоносного похода русов в те годы не знают, а город Киев не видно, чтобы сильно расцвёл, буде в него привезли бы столь богатую добычу, как о том рассказывает летописец.
А кстати, много ли взяли? То, что из ушей уже лезло, и шёлк подвластным славянам отдавали на похихикать, мы уже знаем. А в денежном выражении?
Летописец даёт следующие показания:

И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.


«На уключину» – равно «на человека». Об этом в той же летописи несколькими строками выше указано. Ну, две тысячи кораблей оставим на совести свидетеля. Проверить это число было бы возможно, если б Нестор наш с греческих ведомостей списывал. На что, однако, непохоже. Но относительное сравнение нам доступно.
Примерно за 60 лет до того, в 845 году викинги совершили набег на Париж. Они взяли и разграбили город,

«велику резню, плач, стон и разорение учинив тамо... нету двора, нету дома хоть знатного сеньора, хоть простолюдина, хоть смерда... чтобы не стоял он обгоревша и страждущи... кровь и сыро мясо на улицах в изобилии, собак и волков серых много, пожива велика для злых коршунов еси...»,

как сказано в одной из старофранцузских хроник. За эти свои подвиги норманны потребовали от короля 7 тысяч марок серебром. Заплатили, куда деться. Ещё 40 лет спустя, в 885 году войско викингов снова пыталось взять город. Не удалось: войска французского графа Эда отбили все штурмы. Но без денег агрессор не ушёл - король Карл Толстый выплатил вождю норманнов Бьёрну Железнобокому (заметим в скобочках – сынку того, кто взял Париж в прошлый раз – Лодброка Кожаные Штаны) 3 тысячи марок серебра и 700 марок золота.
Северная марка, как мы уже знаем, – это чуть больше 200 граммов серебра. 204, если быть точным. В то же время Новгородская Первая летопись даёт такую цифру: древнерусский дружинник XII в. получал 200 гривен серебра, сумму, равную 50 северным маркам [НПЛ, с. 103-104]. То есть в одной марке – 4 гривны. Значит, Олег получил на бойца по 3 марки. По 600 г серебра на душу. Плюс какую-то не определённую сумму в качестве выплаты на государство: «дать дань для русских городов».
Если сравнить с добычей Рагнара Кожаные Штаны, то тот получил 28 000 гривен. Его сын – 12 000 серебряных и 2 800 золотых. Если принять на веру слова летописца о 2000 русских лодий, то Олег взял с греков 960 000 гривен. То есть 240 000 марок. Непредставимое число! 48 960 килограммов серебра! Адекватно 5 тоннам 140 килограммам золота. Или 4 миллиардам 741 миллиону долларов.
Конечно, богатейшая столица Римской империи – не чета какому-то там захолустному Парижу, который весь помещался на маленьком острове Ситэ. Но эта сумма, конечно же, превышает всякое вероятие. Так что, думаю, князь Олег на нас не обидится, если мы данные летописца поделим… ну, скажем, на десять. Сразу все показатели начинают казаться родом из вменяемой реальности: 200 кораблей, 8 000 бойцов, 96 000 гривен, 24 000 марок.
Можно поделить ещё в два раза, но это, мне кажется, будет перебором. 5 тонн серебра – это как раз вполне адекватная сумма для столицы империи, которая не хочет резню, плач, стон и разорение, а потому откупается от варваров малой толикой накопленного. И щитом на воротах.
И вот после вышесказанного-подсчитанного весь эпизод с парусами-поволоками можно на современные понятия перевести следующим образом:

«И повесил Олег щит свой на вратах в знак победы и принятия Константинополя под свой сюзеренитет. После чего нагрузил свои суда настолько богатой добычи, что русы даже паруса пошили себе из драгоценного шёлка стоимостью 23 тысячи долларов на корабль. Что было сущими копейками на фоне общей ромейской контрибуции, составившей почти полмиллиарда долларов.
Славянским же ополченцам и подразделениям тылового обеспечения в качестве вознаграждения за участие в походе была выделена та часть выплаты в виде материальных средств, которая не заинтересовала привыкших у богатой добыче русских ветеранов, а именно – лёгкие шёлковые ткани. Славяне, взяв пример с русов, но не имея знаний и навыков по морскому делу, а также не разбираясь в импортных текстильных материалах, также сделали и поставили на свои корабли паруса из выданного им шёлка. Однако ветер немедленно разодрал негодный такелаж, после чего сконфуженные славяне вынуждены были вернуть на реи паруса из холста».


Как хотите, а не похоже ни на –
а) «зовомость» полян-славян русью,
б) на равноправие славян и руси,
в) на участие в основании или хотя бы в со-основании Руси.
Так что если хотите найти тех, от кого «пошла Русская земля», то не стоит обращать свой взор на славян. Не они это. Те, кто платят дань, не строят рынков.
Тем более – не основывают государств…
 
Subscribe

  • Русские среди славян

    3.3. Но и их – встраивали! Уже известный нам Торольв из "Саги об Эгиле" – не совсем "транзитник". Он – сборщик дани от имени своего конунга. Но…

  • Русские среди славян

    3.2. Как налаживаются контакты… Конечно, команда среднего норманнского корабля была в состоянии захватить любую местную деревеньку, а то и городище.…

  • Русские среди славян

    А с будущей челядью как быть? Нет, безусловно, за девками с парнями, положим, поохотиться можно. И даже с успехом. Если неожиданно и изгоном.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Русские среди славян

    3.3. Но и их – встраивали! Уже известный нам Торольв из "Саги об Эгиле" – не совсем "транзитник". Он – сборщик дани от имени своего конунга. Но…

  • Русские среди славян

    3.2. Как налаживаются контакты… Конечно, команда среднего норманнского корабля была в состоянии захватить любую местную деревеньку, а то и городище.…

  • Русские среди славян

    А с будущей челядью как быть? Нет, безусловно, за девками с парнями, положим, поохотиться можно. И даже с успехом. Если неожиданно и изгоном.…