Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Глава 8. Киммерийцы

Закатилось солнце и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами - ни тогда, когда восходит на звёздное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростёрта над жалкими смертными…

Это «отец поэзии» Гомер рассказал в «Одиссее» (Одиссея, XI, 12-19). Кажется, это первое известие о киммерийцах - ведь поэмы великого грека датируются VIII веком до н.э. Но, возможно, этот кусок был взят им – как и, собственно, сюжеты его поэм – из преданий, легенд и песен более ранних времён, времён Троянской войны. Судя по результатам раскопок в Трое, это примерно 1260-е годы до н.э.

В таком случае мы можем фиксировать отсутствие какого-либо разрыва в истории ариев-андроновцев, ариев срубной культуры и киммерийцев. Более того – при всей спорности вообще любых этнических идентификаций в эту эпоху, кое-кто из авторитетных исследователей относит киммерийцев к выходцам именно из срубной культуры. То есть к индоевропейцам-»р-один-цам».
Появление этой группы кочевых племён Степи на горизонте ахейских греков совпадает с ухудшением природно-климатических условий в степях в конце II - начале 1 тыс.до н.э. С так называемым среднесубатлантическим потеплением. Проще говоря – с засухой. Именно она и заставила развалиться земледельческо-скотоводческую срубную культуру, а её население – переместиться в более благоприятные местности. Закономерно отказавшись при этом от ставшего нерентабельным земледелия. По сути – деградировав.
Итог, по данным археологии:

В XII-X вв. до н.э., по сравнению с предшествующим периодом, в степной зоне между Доном и Дунаем наблюдается десятикратное уменьшение количества поселений и погребений. Те же тенденции сокращения населения проявляются в степном Причерноморье и в последующую киммерийскую эпоху, что находит своё отражение в отсутствии на этой территории поселений и стационарных могильников.

Куды бедному – при этом деградировавшему и озверелому – арийцу податься? Два пути у него. На север, к лесам и рекам нынешней центральной России. И на юг – к тёплым морям и богатым городам, население которых, конечно же, не откажется восполнить дефицит наличных продовольственных и денежных средств у грозных воинов Севера. Не сможет отказаться.
И вот сначала мы видим -

- территории предгорного Крыма и Северного Кавказа, в частности Закубанья, где в предскифский период отмечен резкий прирост могильников. Многие из них несут в себе черты, свидетельствующие о контактах со степными племенами. Данное обстоятельство явилось важным фактором формирования одной из групп киммерийских памятников, получивших в науке название «новочеркасской». Основной территорией распространения «новочеркасской» группы является Предкавказье и лесостепное Днепровское Правобережье. Культура этого населения сформировалась, преимущественно, в процессе тесных контактов ранних кочевников и местного населения Северного Кавказа.

Здесь помещает киммерийцев и «отец истории» Геродот. Правда, в своём V веке до н.э. он пишет о старине, и в его время киммерийцев вытеснили уже скифы. Но он упоминает ещё о могиле киммерийских царей у реки Тирас (Днестр) и называет ряд топонимов -

- и теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор.

Итак, два «отца» - поэзии и истории – дают нам картинку движения этого народа. От «севера дальнего», где полярная ночь (явно отголоски индоевропейских же преданий о Заполярье, кое и для древних ариев было краем света), до Причерноморья.
Ну, а дальше – понеслось. Точнее, понеслись. Конные лавы яростных и умелых северных бойцов.
Опустошительные их набеги вызвали настолько сильное впечатление, что до сих пор киммерийцев историки и писатели на исторические темы считают почти исчадиями ада. Даже в современной литературе, в том числе и фэнтэзийной.
Необычный внешний облик этих варваров был запечталён на вазах, а античные литературные и ассирийские клинописные тексты сохранили некоторые имена их военачальников:

Теушпа, Лигдамис (или, по синхронным ассирийским документам, Дугдамме), Сандакшатру.


Я, конечно, не лингвист, но последнее имя – явно из арийского лексикона.
Вот что примерно об этом натиске можно узнать по аутентичным источникам.
Народ гамирра начал тревожить северные границы государства Урарту, начиная с последней четверти VIII века до н.э. Около 714 года до н.э. царь урартов Руса I решил их проучить. Были собраны едва ли не все урартские войска, -

- причём в них находился и сам царь, его туртан (главнокомандующий), и к тому же по меньшей мере 13 областеначальников. Несмотря на концентрацию сил урартов, киммерийцы нанесли им сокрушительное поражение, наголову разгромив войска туртана и еще 2 областеначальников и захватив их самих в плен. Остальные 11 областеначальников были вынуждены отступить, а сам царь поспешил в Урарту, оставив свои войска.

То есть эти степные парни были посильнее армии целого государства, мощного и стабильного.
И в принципе, это понятно. Судя по археологии, кимерийское войско было чем-то весьма похожим на позднейшее монгольское, которое разгромило всё, что можно, от Японского моря до Адриатического и от Аравийского до Балтийского. Не исключено поэтому, что тот самый грозный «народ Рош» из Библии, столь любимый всеми нашими удревнителями отечественной истории, обозначает киммерийцев. Впрочем, с тем же успехом он может обозначать и любую предыдущую волну тех, «кто вторгался с севера». Но, во всяком случае, вот эти строки –

- не будет в нём ни изнемогающего, ни утомлённого; он не будет дремать и не будет спать; пояс не снимется с чресл его, и не разорвётся ремень у сандалий его; стрелы его заострены и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колесницы его, как вихрь… -

- исследователи связывают именно с нашими героями.
Основой киммерийского войска были конные бойцы, тесно спаянные в отряды. Они были прежде всего лучниками, то есть самым неприятным противником для пеших армий. Подскакал, выстрелил, ускакал, построился в «карусель», где один стреляющий конник сменяет другого… - а ты ничего не можешь с ними поделать! Ибо их не то что догнать – в них и попасть из собственного лука практически невозможно. С бомбёжкой немецких «Юнкерсов», что применяли в последнюю мировую войну такую же практику карусели, не сравнишь, но даже наши стальные ветераны, расписавшиеся в конечном итоге на Рейхстаге, честно признавались, что деморализует такая вот беспомощность под обстрелом страшно.
К тому же у киммерийцев, как и у немцев, тоже были свои «танковые корпуса прорыва». Захоронение в кургане Уашхиту в Закубанье подтверждает существование у киммерийцев колесниц:

В южной части ямы сохранились остатки колесницы и её упряжи. Место собственно колесницы отмечено двумя ямками от колёс со следами дерева внутри. На костяках четвёрки сопряжённых вместе коней обнаружены уздечные принадлежности, среди которых удалось выделить предметы - индикаторы упряжек колесниц. …
Реконструируемые остатки колесницы свидетельствуют, что использующийся здесь принцип запряжки близок ассирийскому, хорошо известному по каменным рельефам, украшавшим дворцы восточных
царей.

То есть что мы из этого видим? Киммерийцам было не жалко в могилу какому-то их Гудериану засунуть дорогущий тогдашний «танк». Это раз. Два – что это наследники ариев, у которых, согласно «Авесте», колесница является атрибутом царей и богов. «Стоящие на колеснице» - одно из трёх сословий древнеиранского общества, из которого происходит царь.
Луки киммерийцев – составные. Они монтировлись из двух продольных полос дерева, обмотанных, по-видимому, берестой. Бронзовые наконечники стрел были втульчатыми. У некоторых встречается шип в виде маленького крючка. Извлекается из раны вместе с большим куском плоти. Очень болезненно.
Но кроме того, киммерийцы были вооружены весьма – если не самыми - совершенными для своего времени мечами с железным клинком и бронзовой рукоятью. Распространены они были куда шире, чем известный нам по истории ареал собственно киммерийцев: на Северном Кавказе, в Центральной Европе и в Волжско-Камьском междуречье. Что может ещё раз свидетельствовать об автохтонности носителей группы R1a в наших русских местах. Ибо понятно, что, как всегда, ушли не все. Часть арийского населения осталась в степях, избрав наиболее пригодные для жизни места, например, в долинах больших рек. Именно с таким населением -

- следует связывать другую группу киммерийских памятников. Она названа «черногоровской» по захоронению в кургане у хутора Черногоровский в Донецкой области. Эта группа памятников локализовалась на широкой территории от Заволжья на востоке до низовий Дуная на западе. Именно черногоровское население более тесно связано по обряду погребения и общему облику материальной культуры со степными культурами эпохи поздней бронзы юга Восточной Европы.

Очень интересна одна деталь из киммерийских погребений:

В женских захоронениях встречаются глиняные сосуды, иголки, золотые или бронзовые с золотой плакировкой височные кольца…

Височные кольца! Характерный признак. Особенно для славянских племён Восточной Европы VII-XI веков. Нашей эры.
Только для славянских племён Восточной Европы VII-XI веков нашей эры.и характерный…
Запомним и это.
Ну, а те, кто ушли, продолжали задавать жару на юге.
В VII веке до н.э., пройдя армян Урарту, киммерийцы стали создавать серьёзные проблемы ассирийским царям Саргону II (681-669 гг. до н.э.) и Ашшурбанипалу (669-627 гг. до н.э.). Не всегда успешно, впрочем:

В 679/678 г. до н.э. киммерийцы вторглись в Ассирию, но их царь Теушпа был разбит где-то в Малой Азии. Далее они фигурируют в качестве ассирийских наёмников. В 676-675 гг. до н.э. киммерийцы вместе с урартами напали на Фригию. Поход был успешным. Урарты захватили много добычи и пленных, а Фригия была отдана на разграбление киммерийцам.

С 70-х годов VII века.до н.э. степные воины начали систематическое разграбление запада Малой Азии.

Бесчинства киммерийцев привели к тому, что около 660 г.до н.э. Лидия и Табал обратились за помощью против них к Ассирии, что не помешало номадам напасть на Лидию. В битве с ними около 644 г.до н.э. лидийский царь Гиг был убит, а столица его царства, город Сарды, была взята и разграблена победителями. Вслед за Лидией киммерийцы обрушились на греческие ионийские города. Большой интерес представляет сообщение Стефана Византийского о том, что киммерийцы около ста лет владели городом Антандром на берегу Эгейского моря в северо-западной Малой Азии, и этот город даже назывался Киммеридой. О киммерийской оккупации малоазийской исторической области Вифиния сообщал Арриан.


Наконец, Ассирия пришла на помощь Лидии. Нанятые царём Ашшурбанипалом скифы разбили киммерийцев. И в конце VII века до н.э. лидийский царь Аллиат нанёс им окончательное поражение.
Вот здесь на исторической сцене и появляются те, кто сделал основную работу по вынесению киммерийцев из жизни. Скифы.
Началось всё с великой замятни в Степи. И считается, что дестабилизировали ситуацию китайцы. Вынужденно, конечно, чисто из оборонительных соображений, но тем не менее. И сделали это так радикально, что если раньше речь могла идти об обычных кочевничьих набегах на богатого соседа, то после этого дело зашло о самой жизни многочисленных народов Степи.
Об этих событиях –

повествуют летописи времен династии Чу. В них рассказывается о диком племени хиунг-ну, предшественниках, как полагают, самих гуннов, впоследствии опустошивших большую часть Европы, которые уже тогда тревожили мирных земледельцев западных приграничных земель Китая. К IX в. до н. э. они стали наносить такой существенный ущерб, что император Суань (827-781 гг. до н. э.) был вынужден предпринять против них военные действия. Его карательной экспедиции удалось отбросить племя хиунг-ну далеко на запад от границ Китая. Будучи исключительно оборонительной мерой, этой акции было суждено иметь неожиданно широкие последствия для территорий, расположенных на расстоянии многих сотен миль к западу от поля боя, так как отступающие неизбежно вытесняли своих западных соседей с их традиционных мест стоянок. Те в свою очередь столкнулись с другими племенами, которые в подходящее время внезапно напали на племя, обитавшее к западу от них, так что вскоре вся степь пришла в движение: каждое племя нападало на своего западного соседа, пытаясь овладеть новыми пастбищами. Важно ещё отметить, что всё это смятение совпадает с периодом тяжелейшей засухи, которую Элсворт Хантингтон приписывает приблизительно 800 г. до н. э., и она вполне могла послужить дополнительным фактором для передвижения народов в западном направлении.

А действительно, из других источников известно, что где-то в районе Средней Азии массагеты напали на скифов и сдвинули их с их пастбищ. Сдвигаясь на запад, скифы наткнулись на киммерийцев. Разводить руками и ссылаться на форс-мажорные обстоятельства никто не стал. «Пастбища мне нужны, а ты – нет», - вот и вся конструктивная аргументация. Отвечено было в духе капитана Сильвера: «Тогда вместо нас заговорят стрелы, и те из вас, кто останется в живых, позавидуют мёртвым».
В результате этого «разговора» киммерийцы проиграли и отправились искать нового счастья по двум направлениям: через Дарьял в царства Ван и Урарту, где живые тоже позавидовали мёртвым, - и по степям на Запад, к Дунаю. Сочтя, однако, итог сделки неудовлетворительным, скифы продолжили их преследование. Тех киммерийцев, что пошли на Запад, догнали до самого края степи, до Карпат. Далее, собственно, идти было некуда: в горах степнякам делать было нечего, а на Венгерскую равнину уходить захотели не все:

С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своём, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее
лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишённых родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть ещё и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.


«Поныне» - это во времена Геродота, который и рассказал об этой истории.
Скорее всего, дело было иначе: судьбу народа предоставили решать богам по результатам поединка между диспутантами. Но легенда красивая. Поучительная. Этакий киммерийский Сталинград – генерал Лопатин, предложивший разумное с военной точки зрения оставление города и занятие обороны по левой стороне Волги, и генерал Чуйков, исходящий из максимы «За Волгой для нас земли нет!»
У киммерийцев победил Лопатин.
Хорошо, что у нас победил Чуйков…
Но, видать, крепко обидели киммерийцы скифов! Ибо и в южном направлении им не дали уйти спокойно. Киммерийцев продолжают неуклонно оттеснять к границам Ассирии и в Малую Азию. Где-то в 615 году до н.э. скифы сломили врага окончательно. Киммерийцы подались во Фригию, где правил цать Мидас (тот самый), опустошили её полностью. Затем та же участь постигла Лидию, а затем и греческие ионийские города, о чём уже шла речь. Но и здесь скифы их догоняли и уничтожали.
А имеют ли скифы какое-то отношение к нам?

ФАЦИТ: XII-VII вв. до н.э. Наследники синташтинской культуры – люди срубной культуры и носители гаплогруппы R1a под воздействием нового катастрофического для них изменения климата срываются с места и под давлением точно так же сдвинутых с места скифов и других племён андрониковского круга мигрируют на запад. Здесь они разделяются на два потока. Один остаётся в южнорусских степях, другой успешно и кроваво воюет в Передней Азии и на Ближнем Востоке. В конечном итоге и там, и там их уничтожают новые пришельцы – скифы. При этом остатки киммерийцев впервые в археологически прослеживаемой истории демонстрируют характерное для будущих обитателей лесостепной полосы поведение – уход на север и обживание тамошних лесов. При этом киммерийцы проявляют важный жтнографический признак будущих славян – женские височные кольца.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments