Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Глава 9. Ну куда же без Блока?

А вот постараемся, вопреки традиции, обойтись без Александра Блока. Стих у него замечательный, зажигательный даже. Но только у скифов не было «раскосых очей». Самые обычные очи. Вполне европейского склада.
Вот жадными те глаза – да, были. Точнее, не жадные, а справедливые. Ибо каждый настоящий воин считает лишь справедливым изъятие части собственности у того, кто не умеет с нею правильно обращаться. А кто умеет? А критерий правильности прост: раз не умеет хозяин защитить собственность – значит, она ему не нужна. А раз не нужна, то используется нерационально. Нерачительно. А это уже граничит с преступлением. Собственности не так уж и много, чтобы позволять ей гнить в неправильных руках. И только справедливо, коли она перейдёт в руки правильные. В руки воина.
А скальпы у седла – это так, чистая бюрократия. Ведь отчётность тоже нужна, не так ли? Иначе какой порядок?
Порядок же скифский, по словам Геродота, был таким:

…всё опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого народа наложенную ими дань, но кроме дани совершали набеги и грабили, что было у каждого народа.

Есть ещё легенда про легендарного Ахиллеса. Пелеева сына. Который гневен был и вспыльчив без меры. Как писал Лев Диакон Калойский в своей «Истории», –

- порицает его Агамемнон в сих словах: «Тебе приятны всегда споры, раздоры и битвы».

Агамемнон и сам не был отцом-настоятелем воскресной школы. Подобного рода упрёк воина – воину многое говорит о свойствах характера оппонента. Но интересна нам эта легенда другим: тем, что, согласно преданиям, что дошли до Льва Диакона, Ахиллес был скиф по происхождению:

Пелеев сын Ахилл был родом скиф из небольшого города Мирмекия, стоявшего близ озера Меотиды… После уже, изгнанный скифами за необузданность, жестокость и высокомерие духа, он поселился в Фессалии. Ясным сему доказательством служат покрой плаща его с пряжкою, навык сражаться пешим, светлорусые волосы, голубые глаза, безумная отважность, вспыльчивость и жестокость, за что порицает его Агамемнон в сих словах: «Тебе приятны всегда споры, раздоры и битвы».

Правда, если соотноситься с тем, когда в реальности была та Троянская война, Ахилл наш был, скорее, киммерийцем. Но это не важно, тем более, что литературная версия тех событий всё равно появилась лишь при Гомере. И в том, и в другом случае = «наш» был парень, если легенда не врёт. И если уж киммерийцы или скифы выгнали его за лютость – то действительно зря враги убили его друга Патрокла.
В любом случае, отважные ребята с такой жизненной философией стали следующей волной степных арийцев, что выплеснулась из-за пределов Ойкумены на рубеже VШ-VП вв. до н.э., когда началась новая, более влажная и прохладная климатическая эпоха – субатлантическая.
Выплеснулась волна и – что для нас крайне важно! – и была зафиксирована в исторических источниках грамотными иноплеменными современниками. Благодяря им мы не только можем рассуждать об археологических культурах, характерных для скифского времени, но и узнать, что делали, как жили и о чём думали легендарные наши предки. А благодаря им самим и их неповторимому искусству – ещё их и увидеть.
И ещё раз убедиться в неправоте великого русского поэта: не было у них раскосых очей. Нормальные европеоидные глазки. Да и откуда другим взяться, коли скифы – плоть от плоти всё тех же индоевропейцев-ариев. Просто очередная часть тех, кто остался дома. Но затем – под влиянием природных ли условий, соседей ли агрессивных (а как раз раскосоочие монголоидные кочевники всё больше начинают определять облик восточной части Великой Степи), или ещё каких-то, возможно, политических, факторов – покидают родные пенаты и отправляются в дальний путь.
На каковом пути обретают скальпы и грамотных описателей.
Но так ли это? Наши ли предки – скифы? Может, они как раз носители других гаплогрупп и, значит, являются как раз фактором прерывания наследия по мужской линии между нами и охотниками на оленей и мамонтов?
Нет. Во-первых, по языку скифы – иранцы. Что, конечно, ничего не доказывает с точки зрения генетической идентичности. Но является всё же аргументом важным. Но главное, что и генетически -

- мумии и костные остатки, найденые в древних скифских курганах, раскиданных от Чёрного моря до Монголии, позволили сказать, что люди, там похороненные, имеют гаплогруппу R1a1.


Итак, скифы – наши.
Но военные их подвиги я описывать не стану. Во-первых, литературы на эту тему и без того полно. А во-вторых, в этой книге более важной является другая тема: и как же они миогли передать нам свои хромосомы? Всё же между ними и первыми достоверными славянами – лет пятьсот разрыва времён…
Почитаем, что пишут о скифах современники.
Главным грамотным современником, описавшим скифов подробно, стал всё тот же «отец истории» Геродот. Все его строки об этом народе цитировать долго, да и не наша это цель, так что ограничимся кратким обзором.
В IV книге своей «Истории» Геродот помещает скифов в четырёхугольник со сторонами по Дунаю – Чёрному морю – Дону – примерная линия, параллельная черноморской и отстоящая от неё на 4 000 стадий:

101. Если принять Скифию за четырехугольник, две стороны которого вытянуты
к морю, то линия, идущая внутрь страны, по длине и ширине будет совершенно
одинакова с приморской линией. Ибо от устья Истра до Борисфена 10 дней
пути, а от Борисфена до озера Меотиды ещё 10 дней и затем от моря внутрь
страны до меланхленов, живущих выше скифов, 20 дней пути. Дневной переход я
принимаю в 200 стадий. Таким образом, поперечные стороны [четырёхугольника]
Скифии составляют 40 000 стадий, а продольные, идущие внутрь материка,– ещё
столько же. Такова величина этой области.


Стадий Геродота определить легко. В одном месте (рассказе про войну Дария со скифами же) он описывает пролив Босфор:

Устье этого моря в ширину четыре стадия, длина же этого устья - пролива, названного Боспором… доходит до 120 стадиев.

Мы знаем, что длина Босфора - 33,4 км. Нетрудно подсчитать, что стадий Геродота составляет 278 метров. Пусть 280. Почему это противоречит нашим знаниям про классическую длину стадия (~180 м), я не знаю. Но, следовательно, если верить Геродоту, то северная граница Скифии располагается в 1 100 – 1 120 км от черноморского побережья. Это аккурат от Перекопа до Москвы. Такая география, конечно, может ни разу не быть правдой – слишком уж много искажений должно было быть на пути у этой информации до ушей добросовестного античного историка. Но по крайней мере мы можем представить масштабы, в которых он и его современники мыслили себе Скифию. Особенно в сравнении с размерами материковой Греции.
С другой стороны, есть одно очень знаковое совпадение. Именно в районе Москвы во времена Геродота сидела финно-угорская дьяковская культура. Гаплогруппы N, надо полагать. Хорошие люди: это они подарили русским детям избушку на курьих ножках. Именно их «домики мёртвых» - прямоугольные бревенчатые полуземлянки высотой около 2 м с двускатной крышей и очагом у входа – как считается, и послужили прообразом жилища Бабы-Яги.
Вот как выглядело типичное дьяковское погребение:

В нескольких случаях прах был помещен в сосуды-урны. Некоторые из урн были сильно обожжены с одной стороны, возможно, что во время погребальной церемонии они находились около костра…

А что – всё совпадает! Зашёл себе в избушку передохнуть, водички испить. А тут влетает финно-угорская старушенция, унюхивает чуждую гаплогруппу, кричит: «Здесь русский дух, здесь русским пахнет!», запихивает тебя в горшочек, а его в очаг у входа – и пожалуйте!
А подсказать, кто был соседом дьяковской культуры с юга?
Ага! –

- доказано, что дьяковцы перенимали некоторые технологии у скифов – так, их костяные наконечники стрел подражают скифским формам, найдено также некоторое количество привозных вещей из Скифии.

Так что Геродот-то, похоже, именно дьяковцев он и имел в виду, говоря -

- севернее этих царских скифов живут меланхлены – другое, не скифское племя. Севернее меланхленов, насколько мне известно, простирается болотистая и безлюдная страна.


Севернее дьяковцев действительно болотистая и тогда почти пустынная Вологодчина и Белоозеро.
Раз уж речь зашла о геродотовой географии, нельзя не упомянуть пресловутых скифов-земледельцев:

…Севернее ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, ещё выше их живут невры, а севернее невров, насколько я знаю, идёт уже безлюдная пустыня. Это – племена по реке Гипанису к западу от Борисфена.

То есть по реке Бугу. Далее местопребывание скифов-земледельцев уточняется:

18. За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север
от неё живут скифы-земледельцы. … Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа, а к северу – на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги – особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет.


Геродот идёт с запада на восток в своём описании. Следовательно, Гилея – это область Тавриды, между излучиной Днепра и Азовским морем. Дневной переход Геродот обозначил – 200 стадий или 56 километров. Значит, земледельцы наши живут в 600 км выше устья Днепра и на север от Тавриды. И получается, это район между нынешними Кременчугом и Черкассами. Там сейчас Кременчугское водохранилище. На три дня пути к востоку от него, то есть в 160-170 км, из относительно крупных рек только одна – Ворскла.
Археологи подсказывают:

Именно в этом регионе сосредоточено значительное количество городищ и селищ. Так, только на территории киево-чсркасского локального варианта данного этнокультурного массива, которая протянулась вдоль правого берега Днепра примерно на 380 км, зафиксировано 64 поселения, в том числе 18 городищ. Среди последних самое небольшое — Шарповское (площадь 8 га), тогда как основная масса городищ насчитывает десятки (Макеевское, Хотовское, Млынок и др.) или же сотни (Матронинское, Трахтемировское, Журжинцы и др.) гектаров.
Близкая картина наблюдается и в бассейне р. Ворсклы. Несколько хуже исследованы и, в силу этого, менее известны городища на территории восточно- и западноподолвских локальных вариантов. Однако и тут имеются памятники интересующего нас типа — Севериновское, Переоркское, Григоровское городища, среди которых особое место занимает Немировское площадью около 100 га.


Так что тут можно согласиться с академиком Б.А.Рыбаковым, который тоже помещал сюда скифов-земледельцев, которых, впрочем, уверенно причислял к праславянам.
Это же делает и уже упоминавшаяся Мария Гимбутас, сильная своей систематичностью исследовательница древних славян. Вот её-то мы сейчас с удовольствием и поцитируем, не соглашаясь, впрочем, с её определением населения упоминающихся культур как праславянского. Не будем торопиться. Раз говорит Геродот о скифах-земледельцах – и мы будем следовать его определению. Тем более, что он, в отличие от нас с Гимбутас, был современником этих самых земледельцев.
Тогда, может, это – представители уже упоминавшейся чернолесской культуры?
Давайте рассмотрим её поближе.
Итак, в эпоху раннего железного века - с 750 года до нашей эры до 500 года до нашей эры - интересующие нас места населяли представители этой самой чернолесской культуры. Располагались её поселения в Кировоградской, Черкасской, Полтавской областях Украины, по берегам и притокам рек Ингулец, Ингул, Ворскла, Тясмин и т.д.
Для этой культуры характерны круговые поселения. Например: 22 дома, расположенных по окружности диаметров 250 на 300 метров. Примечательно, что наибольшее количество круглых городищ находится в долине реки Тясмин, что течёт как раз через Кировоградскую и Черкасскую области и впадает аккурат в Кременчугское водохранилище! Неплохое совпадение с геродотовой локализацией!
Вот, правда, не думаю, что это – уже искомые скифы-земледельцы. Чернолесская культура, как считается, - это продолжение белогрудовской. А та, в свою очередь, выходит из срубной. А срубная – да, связывается с киммерийцами. Но сама по себе продолжает ямную. Оно, конечно, незакалённому человеку нетрудно и запутаться, потому скажем лишь одно: всё это – культуры индоевропейского типа. То есть видим снова ту же картину: из Степи исторгаются всё новые волны индоевропейских экспансионистов – а по краям их остаются брызги культур и цивилизаций.
Одной и той же гаплогруппы.
Хорошо, а почему же чернолесцы не тянут на скифов-пахарей?
А потому, что жизнь у них идиллической, как то показывает Геродот, явно не была: часто встречаются городища, даже настоящие крепости – опять-таки круглые, диаметром от 40 до 100 метров, с глинобитным валом с деревянным частоколом поверху, и довольно-таки нехилым рвом - шириной в 9 и глубиной в 3,75 метров.
Судя по такой стратификации, такая защита в первую очередь предназначалась против конницы. Конечно, всаднику спешиться – раз плюнуть, но главная задача будет достигнута - таранной силы при наличии такого рва кавалерия иметь уже не будет.
Так что, судя по укреплениям, от конных скифов ребята и пытались защищаться…
Но, в общем, не очень успешно в перспективе. Постепенно скифские элементы явственно распространяются на востоке среднего Поднепровья, пока, наконец, археология и топонимика (названия рек, в основном) не фиксирует скифской оккупации и западной части чернолесской территории.
Но… во всяком явлении кроется его отрицание, как сказал бы исторический материалист Энгельс, доведись ему в составе скифской дружины занять круглый городишко чернолесцев. Степные богатыри расслабились рядом с несоменно соблазнительными женщинами-чернолешенками. Хлебнули отравленной неги осёдлого существования. Почувствовали, что собственность хороша не только в реквизированном качестве. И –
- превратились в земледельцев. Унаследовали быт покорённого племени. Именно этим наверняка и объясняется тот факт, что так и не выделена отдельная археологическая культура скифов-пахарей. Зато есть скифская культура.
А как конкретно это превращение выглядело?

Археологи достаточно хорошо изучили племена скифов-пахарей....В настоящее время хорошо известны большие городища, окруженные мощной оборонительной системой, указывающий на напряжённые межплеменные отношения. Весь археологический материал, обнаруженный в Киевской и Черкасской областях Украины,
свидетельствует об осёдлом образе жизни племён, основным занятием которых быдо земледелие и скотоводство.На высоком уровне стояла обработка железа и меди. Есть все основания полагать, что металлургия была в руках мастеров, которые готовили изделия не только на свою общину, но и на соседние. … Из городищ широко известны Немировское, Матронинское, Пастерское, Шарповское, возникшие уже в 6-м в. до н.э.


Вот тут-то и возникают уже первые вопросы. А зечем, собственно, земледельцам крупные городища? Вот, например, Бельское:

/Бельское городище/ (конец * - начало III в. до н.э.), самое большое в Восточной Европе (4021 га). Уникальный памятник скифской культуры в лесостепной зоне Северного Причерноморья. Нахождение - село Бельск Полтавской области УССР. ... Мысовое, расположено на возвышенности между р. Ворскла и Сухая Груня. Городище имело сложную фортификационную систему, состоящую из четырех укреплений. Окружено рвом и стенами с деревоземляной конструкцией (бревенчатая основа). Общая длина стен - 33 833 м. Раскопаны жилища - наземные срубы и землянки, хозяйственные помещения, железоделательные и бронзолитейные мастерские, кузница, святилище с многочисленными глиняными жертвенниками и остатками деревянного храма с колоннами. Обнаружено множество культовых предметов из глины: антропоморфные и зооморфные статуэтки, модели зерен культурных растений, плуга, ярма и т.д. Кроме огромного количества находок разнообразных вещей местного производства, представлены и привозные - стеклянные бусы, родосско-ионийская керамика, хиосские, протофасосские и фасосские амфоры. Б.г. отождествляется с г. Гелон Геродота и трактуется как административный ремесленный, торговый и религиозный центр политического объединения гелонов, невров и будинов.


С кем отождествлять – это поле зыбких предположений -

- разнообразие типов погребений в среднем течении Днепра свидетельствует о разноплемённости населения этих мест - здесь все, начиная от погребения в скорченном состоянии… идущий еще от индоевропейской «культуры шаровых амфор», катакомбных киммерийских (?) погребений и до различного типа захоронения пепла после сожжения.

Но вот тридцатикилометровые стены – это, право, даже по-гусарски слишком. Какой армией их защищать? При том, что, кстати, внутри этих стен отмечены очень большие… незастроенные площади! Луга должны они охранять?
К тому же подобные укрепления предполагают сразу несколько вещей:
- очень многочисленное население – хотя бы по бойцу через каждые два метра требуют армии в 15 000 копий; плюс по жене, по отцу-матери, по детей трое-пятеро – это ещё под 100 тысяч населения – и постоянного к тому же!
- очень серьёзную сельскохозяйственную и логистическую инфраструктуру – при тогдашней урожайности на такую прорву народу и площадей нужно не меньше 100 000 га; да мощности по доставке, складированию, хранению и т.д.;
- очень мощный военно-промышленный комплекс, включая рудную, литейную, обрабатывающую промышленность, снова соответствующую логистику, центры обучения, кадры – с семьями опять же, да!
- очень крепкую финансовую сферу – содержать такое войско, по сути, равно содержанию трёх римских легионов, а это и деньги немалые, и необходимость острая их где-то добывать, для чего пока не придумано способов иных, кроме как отнять или выторговать в продажах товара;
- очень сильную государственную власть, наконец, - на такую ораву сколько полиции надо? а заставить людей 30 километров валов накопать, да стены возвести? а держать под контролем сотни офицеров и минимум трёх генералов пятнадцатитысячной армии? наконец, просто организовать и обеспечить всё вышеперечисленное соответствующей политической волею!
Надо ли говорить, что ничего близкого для содержания такого населённого пункта окрестности Бельского городища не предалагают и близко? К тому же такие городища-гиганты появляются –

- практически одновременно в конце VII или начале VI в. до н. э. и не имеют никаких прототипов среди предшествующих им чернолесских городищ.

В общем, понятно, что наличие такого города – фантастично.
Но тем не менее он был. Более того, их было немало, подобных городов.
Чем это объявнить?
Я склонен я в ответе на этот вопрос поддержать остроумную версию В.Ю.Мурзина и Р.Ролле, которые полагают, что речь идёт о центрах господства в регионе скифов-кочевников. Тем более, что здесь немало курганов – типичных погребальных памятников высшей скифской аристократии.
Тогда мы легко разбираемся с вопросом о сильной государственной власти – кто как не грозные скифы-номады, получившие гигантский боевой опыт в ходе походов на Ближний Восток и Переднюю Азию, а заодно и насмотревшихся на функционирование тамошних городов-государств, лучше всего подходит на роль «царей»? Заодно получаем и объяснение введённого Геродотом понятия «царские скифы» - а какие ещё?
Получаем ответ и на вопрос о пустых пространствах внутри городищ –

- здесь могли располагаться кибитки и юрты номадов, что требовало, как известно по этнографическим данным, значительного пространства.

Понятно и с количеством населения: было оно вполне разумных для окружающих географических и ситорических условий. И представляли они собою именно ремесленную и пищевую обслугу кочевнического войска и происходили, скорее всего, из местных племён.
А поскольку скифам и скифской культуре непосредственно предшествовала культура чернолесская, которая как раз –

- сначала была распространена в лесостепи между Днестром и Днепром, а со временем распространилась на бассейн реки Ворскла –

- то есть на эти самые места, -
- то зря, выходит рыли чернолессцы свои Змиевы валы! Всё равно пришлось обслуживать завоевателей, а полученный при строительстве валов опыт использовать для строительства защитных уреплений для скифских таборов…
Кстати, заодно мы начинаем хорошо понимать, откуда тут гаплогруппа R1a в таком количестве. Даже безотносительно того, какую группу несли чернолессцы, понятно, что царствующие – царские! – скифы генофонд их значительно подпарвили.
И понятно, почему их называют скифами-пахарями. Они скифы и есть! Только – пахари…
И хотя -

- начиная со второй половины V века и на протяжении IV и III веков прослеживаются тесные связи культуры лесостепной зоны со скифской степной культурой –

- оставшиеся в степи скифы археологически с «пахарями» уже не смешиваются:

…уже в этот период, несмотря на общую основу, проявляются отличия лесостепной культуры в типах поселений, экономических и общественных отношениях, религиозных верованиях. … За исключением немногих скифских зеркал, стеклянных бусинок, так называемых скифских пуговичных серег и небольшого количества фрагментов греческих ваз, изготовленных на гончарном круге, влияние иностранной культуры практически не ощущается.


Вот у нас и появляются «скифы-земледельцы» - вроде и скифы, но какие-то не такие, вроде и автохтонное население, но какое-то скифоподобное.
Опять прав Геродот, когда не дал им какого-то имени – вроде невров или андрофагов. Потому как и не было у них другого имени! Завоеватели дали своё. Но культуру восприняли – завоёванных! Ничего необычного, впрочем – практически на наших глазах, уже в «письменное» время, то же произошло с болгарами и венграми.
Земледельцы развиваются бурно:

Анализ огромного количества костей животных, обнаруженных в обоих поселениях и в крепостях, показывает, что на 90% они принадлежат домашним животным. Преобладают коровы и свиньи, кости лошадей, овец, коз и собак встречаются реже. Отпечатки пшеницы, ячменя и проса и явные следы муки позволяют сделать вывод о развитии сельского хозяйства. Геродот пишет о том, что «скифы-земледельцы» сеяли зерно не только для еды, но и на продажу, то есть говорит о достаточном количестве сельскохозяйственных продуктов. Хотя основную часть зерна выращивали для домашнего употребления, собранного хватало для продажи и уплаты племенной дани.


Обнаруживаемые во время раскопок в деревнях и укреплениях глиняные формы, шлак, тигли, форсунки свидетельствуют о постоянном совершенствовании приемов обработки металлов. Увеличивается и количество железных предметов: топоров, серпов, иголок и удил для уздечек. Появляются разные виды украшений: бронзовые или железные булавки с плоскими, круглыми или загнутыми в форме пастушьего посоха головками, браслеты, ожерелья, серьги. Обычно их находят в захоронениях.


По берегам рек Тясмины, Роси, Ингульца, верхего течения Южного Буга, Сулы, Псела, Ворсклы, Сейма и Северского Донца обнаружены сотни их поселений. А это, между прочим, - очень даже нехилая география! По сути, большая страна, должного внимания которой Геродот не уделил лишь потому, что далековато до неё было от причерноморских греческих колоний. Стоит ли нам после этиого спрашивать, каким образом арийская гаплогруппа так сильно представлена в крови нынешненго русского народа? Да она всегда тут и была! Вот только периодически обновлялась в ходе новых выплесков новых мигрантов с арийской степной прародины.
Поскольку, однако, на добровольную инъекцию из Степи новообразованный скифо-пахарский этнос был готов не более, чем старый чернолесский, то укрепляться он тоже не забывал. Об этом мы говорили в начале главы. И повторим в связи с эти главное: подобного рода сооружения из чисто экономических оснований не могли обходиться без весьма и весьма сильной власти. И авторитарной. Местное вече, может быть, и в состоянии разобрать покражу свиньи у соседа или принять решение по новому разделению пойменного луга. Но принять решение, выходящее за рамки здорового обывательского эгоизма, может только уже оторвавшаяся от этого обывателя власть. Иначе говоря – власть государственная. Так что можно, не особенно смущённо ковыряясь ножкою в земле, признать, что первое протогосударственное образование у «нас» появилось лет за триста-четыреста до рождества Христова.
Вот только что-то помешало ему сохраниться и развиться.
Или кто-то.
Кто?

ФАЦИТ: VШ - III в. до н.э. Вытеснив из степей киммерийцев, их хозяевами становятся скифы. Это прямые наши предки, также носившие маркер R1a1. Часть скифов подчинила земледельческую чернолесскую культуру лесостепи, вскоре образовав с её населением симбиоз и превратившись, таким образом, в общность, получившую в истории название скифов-пахарей. Таким образом, в лесостепной полосе России закрепилось население, принадлежащее к гаплогруппе R1a1.
Subscribe

  • О трактовке событий вокруг смерти князя Игоря

    А вот скажите мне кто-нибудь добренький, как, по вашему мнению могут быть совмещены следующие события и даты в непротиворечивый ход событий с…

  • Русские - повелители славян

    Интересные аллюзии к скандинавской мифологии предлагает внимательному читателю одна из самых известных русских былин – «Добрыня и змей». Конечно, в…

  • Русские - повелители славян

    Ещё на одно очень важное былинное свидетельство синтеза русов со славянами и прочими нативными элементами в ходе развития от догосударственных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments