Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Глава 10. Сарматы

Обычно считается, что развиться скифам-пахарям в заметное историческое общество помешали сарматы. Это они, дескать, сменили в степях скифов. Сменили известно как – как тогда и сменяли. Путём уничтожения. Ну, а заодно досталось и скифам-пахарям.
Так ли это? И кто такие сарматы?
Начнём с Геродота. Всё-таки свидетель. Непосредственный.
«Отец истории» рассказывает, что сарматы жили на воток от скифов, за Танаисом-Доном и Меотийским озером, оно же Азовское море:

21. За рекой Танаисом – уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам. Савроматы занимают полосу земли к северу, начиная от впадины Меотийского озера, на пятнадцать дней пути, где нет ни диких, ни саженых деревьев.

В общем, где-то в Волго-Донском междуречье.
Геродот же называет сарматов родичами скифов. К тому же -

- савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык.

При чём тут амазонки?
О, это очень душещипательная история, с которой будто бы и связано образование сарматов-савроматов как народа. Вот она:

Эллины вели войну с амазонками. После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трёх кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили [всех] мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулём, парусами и вёслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю.


Это, понятное дело, наивная детская страшилка. Понятно, что амазонок никаких не существовало – во-первых, за невозможностью такого существования, а во-вторых, за неимением археологических следов хоть чего-то похожего.
Наконец, как можно одновременно захватить три корабля, будучи запакованными в трюм пленниками? Просто пожмём плечами. В принцие, сочинить на это даже целый роман – не проблема. Прикусывающая губы от ненавистного изнасилования амазонка дотягивается до канделябра… Оглушает, затем прирезывает своего насильника… Открывает люк в трюм и призывает своих подруг…Дальше жестокая резня, когда убивают всех антивагинально устроенных…
Хороший сценарий для боевичка на античную тему.
Но не очень в него верится.
Во-первых, невозможно на кораблях, «гонимых ветром», не умея обращаться с парусом, в целом виде пройти Керченский пролив, чтобы оказаться в Азовском море. Вон недавно современные корабли попытались в шторм то же проделать. Так Украина до сих пор компенсаций добивается за экологический ущерб, что нанесли… аж десять разбившихся кораблей! Современных, с картами и навигационными системами!
Так что сели бы наши амазонки на банку у мыса Тузла, как пить дать! Тем более, что Кубань тогда впадала не в Азовское, а в Чёрное море, и Меотийское озеро действительно было почти озером.
Во-вторых, сами греческие корабли того времени – а у нас есть подбробное описание корабля аргонавтов – никак не были приспособлены для перевозки больших масс пленных. Чтобы мы все понимали, о чём идёт речь: это не более чем баркасы наших русских поморов. Метров 20 в длину и 5 в ширину – максимум.
Отсюда и вопрос, сколько пленных женщин на своих утлых судёнышках могли разместить древние греки. Разве что они их, как англичане-работорговцы - негров, штабелями в том же трюме укладывали.
И то – в том ли количестве, чтобы в дальнейшем целый народ образовать?
Но как бы то ни было, а подвергшиеся ограблению -

- скифы не могли понять, в чём дело, так как язык, одеяние и племя
амазонок были им незнакомы. И скифы недоумевали, откуда амазонки явились,
и, приняв их за молодых мужчин, вступили с ними в схватку. После битвы
несколько трупов попало в руки скифов и таким образом те поняли, что это
женщины. Тогда скифы решили на совете больше совсем не убивать женщин, а
послать к ним приблизительно столько молодых людей, сколько было амазонок.
Юношам нужно было разбить стан поблизости от амазонок и делать всё, что
будут делать те; если амазонки начнут их преследовать, то они не должны
вступать в бой, а бежать. Когда же преследование кончится, то юноши должны
опять приблизиться и вновь разбить стан. Скифы решили так, потому что
желали иметь детей от амазонок.
112. Отправленные скифами юноши принялись выполнять эти приказания. Лишь
только женщины заметили, что юноши пришли без всяких враждебных намерений,
они оставили их в покое. Со дня на день оба стана всё больше приближались
один к другому. У юношей, как и у амазонок, не было ничего, кроме оружия и
коней, и они вели одинаковый с ними образ жизни, занимаясь охотой и разбоем.


Кстати! И над кем же это они разбойные акции устраивали? С одной стороны были скифы, которые этой землёю владели. С другой – интервентки, которые не имели здесь никакой опоры. У кого это они отнимали собственность, пользуясь силой или угрозой её применения?
Вообще говоря, у входа в Азовское море в те времена, когда появлялись первые сарматы, наличествовали многочисленные населённые пункты. Само называние Боспора - Киммерийским - заставляет быть уверенным, что народ живал тут и до греческой колонизации. И что оная осуществлялась на те поселения, которые были построены до греков – по той простой причине, что в этих местах и сегодня населённый пункт размещается не там, где хочется, а там, где позволяет местность.
Посему на пути амазонок должы были находиться:

- деревня Корокондама, расположенная у выхода из Керченского пролива в районе современного мыса Тузла;

- если они не попадали сразу в Керченский пролив, то у них было на пути устье Кубани, которое в те времена часто путали с входом во всякие Северные Приделы – то есть -

…в ста восьмидесяти стадиях (около 30 км) от неё находится Синдский порт и город…

Это - устье Кизилташского лимана, где находится станица Благовещенская. Располагающаяся – ага! –

- в этих местах и сегодня населённый пункт размещается не там, где хочется, а там, где позволяет местность -

- то есть там, где -

издавна известно довольно крупное городище Бугаз.

А Кизилташский лиман и представляет собой затопленное устье одного из рукавов Кубани, когда-то впадавшей в Чёрное море.
Так что, простите, было кому в этих местах и подробно выяснить, что тут за лихие бабы на грабёж вышли, и защититься от них без всяких разведок боем.
Ну, в общем, так или иначе –

юноши… укротили и остальных амазонок.
114. После этого оба стана объединились и жили вместе…
115. Юноши… возвратились к амазонкам, получив свою долю наследства. Тогда женщины сказали им: «Мы в ужасе от мысли, что нам придется жить в этой стране: ведь ради нас вы лишились ваших отцов, и мы причинили великое зло вашей стране. Но так как вы хотите взять нас в жены, то давайте вместе сделаем так: выселимся из этой страны и будем жить за рекой Танаисом».
116. Юноши согласились и на это. Они переправились через Танаис и затем три дня шли на восток от Танаиса и три дня на север от озера Меотида. Прибыв в местность, где обитают и поныне, они поселились там. С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.


Что из этого может быть правдой? А что-то должно быть – ведь на примере со скифами-земледельцами мы вполне чётко увидели, насколько точно сведения Геродота подчас совпадают с тем, что нам даёт современная археология. В случае с сарматами у него полное алиби: ясно, что он записал местное предание о происхождении племени. Наподобие того, как на скифов с неба упали плуг, ярмо, секира и чаша. Но на чём могла базироваться эта легенда?
Ну, во-первых, археология подтверждает, что сарматские дамы действительно были воинственны: в их погребениях нередко встречаются наконечники стрел, а то и остатки хороших доспехов. Это, кстати, единственное свидетельство, которое хоть как-то может интерпретироваться в пользу наличия амазонок – как некоей боевой прослойки среди сарматских женщин.
Во-вторых. Римский географ I века новой эры Помпоний Мела свидетельствует:

сарматы племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами.

Некий Псевдо-Гиппократ дополняет: сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. От него пошло предание, будто сарматским девушкам удаляли правую грудь. То ли для того, чтобы не мешала натягивать тетиву лука, то ли чтобы –

- вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной.

В общем, практически все исследователи сходятся на том, что основой для легенд об амазанках послужили как раз сарматские женщины-воительницы. Иными словами, в геродотова история о вырвавшихся из трюмов амазонках – просто история, переставленная с ног на голову.
Но откуда взялась эта вот воинственность сарматских дам?
А вглянем-ка мы снова на гаплогруппы.

Мумии и костные остатки, найденые в древних скифских курганах, раскиданных от Чёрного моря до Монголии, позволили сказать, что люди, там похороненные, имеют гаплогруппу R1a1.

Об этом мы уже говорили. Ничего удивительного, это мы уже знаем: скифы – те же арии, только более поздней генерации, нежели те, что ушли в Индию. А вот сарматы, которых историки почти без исключения дружно считают если не потомками их, то во всяком случае родственниками с иранской стороны, оказываются скифам далеко не родственниками! Очень далеко. Ибо если судить по прямым потомкам сарматов аланам – нынешним осетинам, – то их гаплотип был из совсем другой группы.
G3 была их гаплогруппа.
Маркер G3 так и называют - сарматским или аланским. Среди осетин его носителей - 75 %. Кроме того, высокая частота гаплогруппы G отличает также мегрелов, адыгов, черкесов и кабардинцев. Иными словами, Северо-Западный Кавказ.
А «родина» гаплогруппы G, согласно недавним исследованиям, - регион, где соединяются сегодняшние Иран и Турция.
И вот тут остаётся нам только вспомнить ту самую легенду, переданную Геродотом:

…скифы 28 лет владычествовали в Верхней Азии. Следуя за киммерийцами, они проникли в Азию и сокрушили державу мидян (до прихода скифов Азией владели мидяне). Когда затем после 28-летнего отсутствия спустя столько времени скифы возвратились в свою страну, их ждало бедствие, не меньшее, чем война с мидянами: они встретили там сильное вражеское войско. Ведь жены скифов вследствие долгого отсутствия мужей вступили в связь с рабами. …
3. От этих-то рабов и жён скифов выросло молодое поколение. Узнав свое происхождение, юноши стали противиться скифам, когда те возвратились из Мидии. Прежде всего, они оградили свою землю, выкопав широкий ров от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского озера. Когда затем скифы пытались переправиться через озеро, молодые рабы, выступив им навстречу, начали с ними борьбу. Произошло много сражений, но скифы никак не могли одолеть противников; тогда один из них сказал так: «Что это мы делаем, скифские воины? Мы боремся с нашими собственными рабами! Ведь когда они убивают нас, мы слабеем; если же мы перебьем их, то впредь у нас будет
меньше рабов. Поэтому, как мне думается, нужно оставить копья и луки, пусть каждый со своим кнутом пойдет на них. Ведь пока они видели нас вооружёнными, они считали себя равными нам, т. е. свободнорождёнными. Если же они увидят нас с кнутом вместо оружия, то поймут, что они наши рабы, и, признав это, уже не дерзнут противиться».
4. Услышав эти слова, скифы тотчас последовали его совету. Рабы же, устрашённые этим, забыли о битвах и бежали. Итак, скифы были властителями Азии; затем после изгнания их мидянами они таким вот образом возвратились в родную страну.


Эпизод с устрашением рабов кнутами оставляю на совести Геродота. Может, отцы тех юношей и помнили своё рабсткое состояние, но уж их сыновья-то никоим образом не должны были сохранить страх перед плёткою. Они-то ведь уже были рождены свободными!
А вот всё остальное, при всей экзотичности истории, сходится с тем, что дают нам история и генетика вместе.
Скифы действительно долго воевали в Мидии. Вообще в Азии. Доходили до Египта, громили киммерийцев на побережье Эгейского моря, покоряли Ханаан, территорию нынешней Палестины.
И в результате они утвердились в северной Персии, оккупировав царство Урарту, взяли под контроль другие территории, расположенные к западу до Халиса. Затем атаковали Сирию и Иудею (таки да, на радость антисемитам, это таки «нами» еврейки пугали своих непослушных деток!), достигли в 611 г. до н.э. Египта, -

где царь Пса-метек откупился от них, чтобы остановить их дальнейшее продвижение.

Косвенным образом скифы содействовали падению Ассирии: ради того, чтобы их выгнать обратно за Кавказские горы, мидийцы вступили в союз с вавилонянами. Сначала была достигнута стратегическая цель последних – Ассирия пала. С большим грохотом. Два месяца шла осада Ниневии, и союзники поначалу ничего не могли добиться. Но затем они додумались перегородить Тигр, с тем, чтобы вода подмывала городские стены. Это удалось, стены обрушились, и после непродолжительных уличных боёв столица Ассирии была взята.
Тогда и попало в нарицательные понятия имя Навуходоносора. По его приказу все жители были истреблены поголовно, а город тотально разрушен.
Мидийцы своих целей тоже поначалу достигли – вытеснили скифов туда, откуда те начали своё вторжение в Азию. Вот только дальше история подтвердила истину о том, что не стоит козлёнку вступать в союз с волком: Мидия не намного пережила Ассирию и вскоре стала обычной персидской провинцией.

…в 480 году до основания города (Рима) царь египетский Весоз, или желая смешать войной юг и север, разделенные почти целым небом и морем пояса, или присоединить их к своему царству, первым объявил войну скифам, отправив наперёд послов объявить врагам условия подчинения. На это скифы отвечают, что глупо богатейший царь предпринял войну против неимущих, ибо ему, наоборот, следует бояться, как бы не остаться, в виду неизвестного исхода войны, без всяких выгод и с явными убытками. Затем им не приходится ждать, пока к ним придут, а они пойдут сами навстречу добыче. Они не медлят, и за словом следует дело. Прежде всего, они принуждают самого Весоза в испуге бежать в своё царство, на оставленное же войско нападают и забирают все военные припасы. Они опустошили бы также весь Египет, если бы не были задержаны и отражены болотами. Вернувшись тотчас назад, они бесконечной резнёй покорили всю Азию и сделали её своей данницей.

Это к вопросу, откуда рабы. И как они появляются на родине скифов, в Причерноморье и Волго-Донских степях. Тот же принцип, о котором мы уже говорили: войско воюет где-то в чужих странах, добывая себе славу и зипуны, а добыча отдельными партиями отправляется домой.
Хотя строго говоря, в этом куске речь идёт, видимо, о киммерийцах. Исторически проверяемые свередния о походах в Азию именно скифов приходятся на более поздние времена. Впрочем, скифы всё равно гонялись в этих местах за киммерийцами. И рабов хватали отсюда же.
Итак, на протяжении 28 лет скифы правили большой частью Западной Азии. Теперь они

возвратились в свою страну… они встретили там сильное вражеское войско. Ведь жены скифов вследствие долгого отсутствия мужей вступили в связь с рабами.

Конечно же, это тоже легенда. Конечно же, при столь длительном воздержании от половой жизни – а ведь надо ещё понимать роль женщины в те времена, когда не было ни наук, ни культур, ни парикмахерских с супермаркетами, и секс был единственным доступным ей удовольствием, - связь хоть бы и с рабами неизбежна и даже оправданна. Но даже и без этой интимной детали женщины самостоятельно не могли на протяжении почти трети века управляться с хозяйством. Хотя бы по той причине, что при этом сугубо женская общность немедленно стала бы объектом агрессии со сторону любой заезжей банды.
Значит, на месте оставалось достаточно мужчин, чтобы исполнять по меньшей мере защитные и оборонительные функции. А следовательно, и управленческие. Ибо всегда – а в те времена в особенности – власть у того, у кого сила. «Винтовка рождает власть» - к этому высказыванию товарища Мао ничего не прибавить и не убавить.
Но поскольку сама легенда не могла базироваться на пустом месте, то остаётся только предположить обычное восстание рабов на родине тех скифов, что воевали Азию. Восстание успешное, при котором удалось взять власть в свои руки. Ну, и женщин…
И снова складываются в непротиворечивую картину мозаика из камушков нелепых легенд, родовых преданий, археологических находок, исторических знаний, линвистических реконструкций. И генетики также.
И получаются сарматы у нас народом, возникшим из мужчин, перемещённых из Передней Азии в ходе боевых действий и обращённых, возможно, в рабов. Отсюда – передающаяся по мужской линии гаплогруппа G3, гаплогруппа населения тех мест, где скифы и вели свою войну. Отсюда же невозможность зарождения сарматов от союза скифский юношей с писающими амазонками. Ибо тогда они несли бы скифскую группу R1a. Отсюда – культурная и языковая преемственность сарматов от скифов. Потому что  таковую преемственность в условиях, когда для многонационального пленного контингента единственным средством межнационального общения был язык скифов, могли обеспечивать только владеющие этим языком женщины. Отсюда – вечная, несмотря на временные союзы, - ненависть между скифами и сарматами, которая привела, в частности, к тому, что последние первых в конечном итоге сгрызли.
Отсюда – и высокое положение женщины, особенно в ранний, савроматский период. Заметная черта общественного быта сарматов, отмечаемая всеми, - женщина тут не только домашняя хозяйка и воспитательница детей, но и - воин наравне с мужчинами. Археология, как мы говорили, это подтверждает:

в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.

Так что, возможно, восстание рабов не обошлось без активного участия, а то и руководящей роли скифских «феминисток»…
Ну, а как из сравнительно небольшой общины возникали в те времена великие этносы и громадные империи, мы знаем. Достаточно было относительно небольшой, но хорошо боеспособной армии, и побеждённые и завоёванные граждане с удовольствием признавали собя теми, под чьим именем армия и действует. Ибо раз она побеждает – с нею боги. И не лучше ли быть в одном лагере с победителями и богами, нежели хранить верность… кому? Покойникам?
Так было и до сарматов, и после. Когда, например, громадные пространства и большие этносы в мгновение ока – по историческим масштабам – становились славянами…
Сарматское завоевание Степи проходило по тому же лекалу. Как, собственно, по нему же проходило предыдущее скифское завоевание.
А ещё бы! Сарматы даже в сравнении со скифами были на ступень выше в конной войне. Во-первых, они изобрели стремена. В результате всадник приобретал не одну точку остойчивости – собственную задницу, - а три. И с опорой на стремена стало возможным не только наносить более мощные удары копьём, добавляя к обычному силовому импульсу ещё и массу свою вместе с массою животного, но и рубить мечом с тем же замахом, что и сухопутный боец. Почему сарматский меч, длиною от 70 до 110 см, стал настоящим оружием истребления и вскоре распространился по всем степям. При том, что длинными копьями эти парни орудовали, как швейными иголками, можно себе представить атакующую мощь их конной лавы. Как писал Тацит, -

Они крайне трусливы в пешем бою; но, когда появляются конными отрядами, вряд ли какой строй может им противиться».

Тем более, что наступательная мощь идеально сочеталась и с надёжностью оборонительного вооружения. С тогдашним оружие сарматского всадника можно смело считать практически неуязвимым. Закованный в доспех из заходящих друг на друга костяных, а нередко и металлических чешуек, на коне, с попоною, бронированной таким же образом, этот боец был, пожалуй, сровни памятнику Юрию Долгорукому на Тверской. Не случайно они дошли до Скандинавии и даже до Англии (туда, правда, кажется, в качестве наёмных отрядов).
К 346 году до н. э. сарматы укрепились до такой степени, что смогли сначала отбросить скифов за Дон, а затем и форсировать его. Противник был вынужден сдвинуться к западу. В конечном итоге скифы под управлением царя Аэрта перешли Дунай и укрепились на территории Добруджи. Её назвали затем «Малой Скифией». К 339 году до н. э. скифы продвинулись до рубежа, находившегося немного западнее современного Балчика. Здесь они столкнулись с македонцами, царь которых Филипп II дал им бой недалеко от Дуная. Как утверждают, ему удалось убить Аэрта, -

- которому в тот момент было более девяноста лет.

Но, как уже говорилось, у римских авторов сохранилось убеждение, что Филиппу всё-таки довелось в целом потерпеть поражение. Не в битве одной, возможно, - но в войне. Косвенно об этом свидетельствует и то, что была организована вторая, несчастная кампания против них, когда наместник Александра Македонского Зопирион был разбит и убит.
Вторая группа скифов отодвинулась в Крым, где заняла степи, а также обосновалась в ряде мелких населённых пунктов, дотоле занимаемых греками. При этом вели себя как сугубая деревенщина. Я лично участвовал в раскопках некрополя под Евпаторией, где мы нередко отмечали, что скифы выбрасывали из склепов тела греков, чтобы затолкать туда собственных покойников. Причём затолкать в прямом смысле слова – мёртвых там складировали в несколько рядов, заполняя склеп под крышу. Впрочем, параллельно кочевники осваивали и прелести осёдлой жизни – винодельня вскоре начала функционировать бесперебойно, а вскоре освоили и земледелие. Да так, что Крым стал житницей материковой Греции.
Скифское царство в Крыму с центром в Неаполе Скифском (нынешний Симферополь) просуществовало до второй половины III века нашей эры, когда было уничтожено готами.
Ну, а часть скифов, как прежде киммерийцы, и как люди, жившие до киммерийцев, отошли на север. Как падают брызги на обочину от разрезавшего лужу колеса автомобиля. Здесь они вместе с сородичами-пахарями дождались вторжения бастарнов. После чего уцелевшие вновь отошли в леса, где слились в этногенезе с венедами и, скорее всего, привнесли в будущее славянское сознание культ коня.
А что сарматы? А что сарматы! Сарматы двигались за ними. И на запад, и на юг, и на север. В частности, тогда же они, незадолго до вторжения бастарнов, появились и в местности скифов-земледельцев. Впрочем, судя по всему, больших успехов не добились и после ряда локальных войн обе стороны, кажется, согласились на выплате разумной дани кочевникам. Но, вероятно, эти войны всё-таки ослабили земледельцев, что прибавило шансов бастарнам.
Сарматы дали начало нескольким народам – аланам, роксоланам, языгам и другим. Их расселение по степям началось в III веке до н. э. и… ну, не сказать, чтобы закончилось в IV веке н.э. – но заставило пересмотреть образ жизни.
Аланы, по мнению исследователей, возникли как самостоятельный этнос в I веке н.э. в результате своего усиления внутри северокаспийского объединения сарматских племён, возглавляемых аорсами. По словам автора IV в. Аммиана Марцеллина, -

- мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них свое имя.

В результате -

- не позднее середины III в. в китайских летописях прежние владения аорсов, локализуемые в арало-каспийских степях, переименовались в «Аланья». Одновременно со страниц источников исчезли названия иных сарматских племен.

Аланы активно поучаствовали в событиях начала нашей эры. Они сыграли весьма активную роль в Степи, разгромив в середине II века городища Нижнего Днепра. Затем заставляли с собою считаться даже всемогущую Римскую империю. Эти всадники делали набеги на Армению и Малую Азию, а ожесточённым соперникам Рима парфянам настолько портили жизнь, что в истории сохранился даже эпизод, когда парфянский царь Вологез искал защиты у императора Веспасиана. Дальше – больше: начали воевать уже и с Римом. Всё в той же Малой Азии, в Каппадокии, в Армении. Рассказывают, что воинский авторитет аланов был так высок, что в Империи создали даже специальное военное пособие - руководство для борьбы с ними.
Лишь в 276 году хороший, хоть и недолговечный, император и талантливый, хоть и сильно пожилой, военачальник Марк Клавдий Тацит отогнал их обратно за Кавказ.
Но всё же главную свою роль в истории аланы сыграли именно в ту эпоху тектонических движений народов, что названа эпохой великого их переселения. Они поучаствовали в сложении большой империи готов в рамках черняховской культуры. Поучаствовали то борясь, то союзничая с ними. А когда вторжение гуннов в IV веке н.э. разрушило этот «биоценоз» народов Северного Причерноморья - вступили в скорее всего вынужденный союз с пришельцами –

- аланов, хотя и равных им в бою, но отличных от них человечностью, образом жизни и наружным видом, они также подчинили себе, обессилив частыми стычками. Может быть, они побеждали их не столько войной, сколько внушая величайший ужас своим страшным видом.

Затем вместе с гуннами они в 375 году разгромили государство остроготского короля Германариха. Чем, кстати, вызвали и новое перемещение племён к северу от Степи и, таким образом, спровоцировав возникновение первых достоверно «славянских» культур. Но то ли с самого начала не желая вступать в состав гуннского войска, то ли уже затем выйдя из союза, значительная часть аланов ушла на запад. В 406 году мы их встречаем уже в Галлии, куда они вторглись в союзе со свеями и вандалами. Часть снова остаётся на месте, в районе Луары (как считается, сегодня во Франции и Северной Италии – туда они сторгались позже, в 450 - 460-х годах, - известно около 300 топонимов с аланскими знавазинями). Часть вместе с вандалами уходит дальше на юг, в Испанию. Там их разбивает в 418 году визиготский король Валлия, после чего вандало-аланское воинство эвакуируется в Северную Африку. Здесь они захватывают Карфаген и в конечном итоге образуют Вандальское королевство. То самое, которое позже прославилось зверским разграблением Рима. Оно существовало до 530 годов.
Впрочем, везде, где прошлись и где остались аланы, они постепенно исчезли. Что ещё раз свидетельствует о том, что, как и обычно, в дальние походы с переселениями отправлялся не народ – что бы там ни писали древние и нынешние историки, - а лишь войско. Которое и растворялось либо в земле, либо в народах, пусть даже покорённых. Если, конечно, не было достаточно сильным, чтобы дать этим народам своё имя. Что, впрочем, от растворения тоже не всегда гаратиировало – где теперь франки? Где теперь визиготы? Где лангобарды? Где гепиды? – а ведь они целой Дакией век владели и гуннов окончательно прогнали.
Зато те, «базовые» аланы, те, кто остался в степи, уцелели и сохранились, Частью, конечно, и они либо легли под гуннами, либо вошли в их состав и, таким образом, «переформатировались». Но сам народ выжил и существует сегодня под именем осетин в горах Кавказа.
Роксоланы исчезли. Им многие отводят роль неких зачинателей будущих русских, но мы увидим ещё, что это не так. Ну, а генетика такую возможность и вовсе отвергает.
Языги какое-то время были в союзе с готами, воевали с Римом, расселились в Паннонии и затем, и без того уже достаточно растворённые в европейских народах, окончательно влились в венгерский этнос.
Были ещё ясы, которых русские источники отождествляли с языгами. Возможно, так и есть – всё тот же пример, когда часть народа в виде войска уходит в дальние земли, а «база» остаётся в родных землях. Потому что ясы продолжали кочевать в степях вплоть до вторжения монголо-татар, когда и ушли в Венгрию же. И растворились тоже.

ФАЦИТ: V - III вв. до н. э. В степи появляются враждебные скифам сарматы, которые постепенно вытесняют их на периферию жизни. Сарматы нападают также на скифов-пахарей и на некоторое время подчиняют их. Однако они являются носителями другой, не «нашей» гаплогруппы и, таким образом, не являются нашими предками. В то же время, будучи, как и скифы, носителями иранского языка, они привнесли довольно заметный пласт иранизмов в будущий славянский язык.
Subscribe

  • Как сделать увлекательным чтение новости

    НАУКА: ФТАЛОЦИАНИНЫ-СИНТЕЗ-РАЗРАБОТКА Российские учёные разработали синтез краунзамещенных фталоцианинов методом темплатного синтеза с…

  • Что творят коты, собаки

    Друг мой посетовала: Из невероятно, но ФАКТ: коты украли мышеловку вместе с мышью, и унесли награбленное через забор. Обидно, воспользовалась…

  • Реально чуть не обдулся

    Прочитал в стороннем ресурсе: Поймал еврей золотую рыбку. Держит ее в руках, радуется. Рыбка смотрит на него и так обреченно спрашивает: —…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments