Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Глава 13. Киевская культура

Таким образом зарубинецкая культура приказала долго жить. На её – и вокруг неё - пространстве теперь находятся древности, которые называют постзарубинецкими. Они явно оставлены теми жителями, которые пережили и вторжение бастарнов, и их исчезновение под воздействием сарматских клинков. А после того, как ушли и сарматы – государство Фарзоя оказалось недолговечным, - «партизаны» из состава венедских «разбойничьих шаек» стали возвращаться. Тех самых шаек, о которых писал Тацит. Как всегда партизаны возвращаются, когда пустеет пространство, занимавшееся дотоле вражескими гарнизонами…
И образовали на прежней родине так называемую киевскую культуру.
Необходимо сделать одну важную оговорку. Киевская культура не образовалась одномоментно. Помещение её в это место книги носит отчасти предварительный характер, ибо формировалась она при участии и под вилянием воздействий, о которых ещё только пойдёт речь. Так что формально говоря, на данном этапе это – постзарубинецкая культура. И в то же время она и в этом качестве является достаточно серьёзным фактором, который в свою очередь воздействовал на окружающий мир других людей. А потому я посчитал правильным охарактеризовать её в целом сейчас, помня, что развивалась и видоизменялась она и в ходе тех процессов, о который пойдёт речь дальше.
Итак, киевская культура возникла на территории бассейнов днепровских притоков Псёла и Сейма. Это Сумы, Обоянь, Путивль, Полтава – знакомые уже нам места.
Образовали её выходцы – а прямо говоря, эмигранты – из среднего Поднепровья, «отчины» скифов-пахарей. Потеснили (или те сами ушли, не очень понятно археологически) они при этом балтские племена юхновской культуры. Кое-что из неё при этом неизбежно впитав. Например, элементы штрихованной керамики. При этом, однако, в самой киевской культуре керамика отличается собственным, только ей присущим свойством – своеобразной «расчёсанностью». Именно это позволяет всегда отличать посуду этой культуры от прочих. А в целом для «киевцев» характерны полуземлянки с очагом, горшки, обряд трупосожжения. Поразительно похоже на будущие славянские культуры!
Считается, что непосредственными «создателями» киевской культуры были представители –

- так называемого горизонта Рахны-Почеп — Почепской группы на Десне и Судости, Лютежской в Среднем Поднепровье, Рахны в среднем течении Южного Буга, Картамышево-Терновка в верховьях Сейма, Псла, Донца и Оскола.

При этом –

- при наличии определённой преемственности с собственно зарубинецкой культурой и даже нового проникновения некоторых западных элементов, вновь образовавшиеся группы представляют собой явления специфические, не сводящиеся только к зарубинецким традициям.


Вот как это выглядело.

Жилища все имеют относительно стандартную планировку. Это углубленные на 0,2 - 1 м полуземлянки, в плане прямоугольные, длина их стен в среднем колебалась от 2,5 до 3,5 м, хотя иногда была несколько больше или меньше. Это, вероятно, связано с наиболее распространенным размером бревен, из которых возводились стены срубной конструкции. В центре жилища располагался открытый очаг, фиксируемый археологами как пятно прокаленной глины или суглинка и скопление углей и золы.

В III веке, с переходом к «киевскому» этапу развития резко снижается изготовление лощёной посуды, почти исчезает орнаментация горшков по венчику, а сами горшки несколько изменяются по форме, становятся более приземистыми.

Среди украшений довольно многочисленны и разнообразные, часто привозные прибалтийские и провинциально-римские фибулы, изредка встречаются стеклянные античные и византийские бусы…
Среди орудий труда на киевских поселениях наиболее многочисленны пряслица, имеются железные наральники, косари, тёсла, долота, кольца, шилья и швейные иглы, рыболовные крючки, ножи.
Все жилища расположены компактно, в линию, отдаленно напоминающую улицу. В заполнении котлованов полуземлянок встречены обломки ножей, фибул, шильев, стеклянная бусина. Тазовское второе поселение… с остатками пяти жилых построек было особенно богато находками - это ножи, ли
тейные формы, пряслица, костяной гребень, игла, удила, а так же бронзовые проволочные височные кольца и колокольчик.

Любопытно, как располагались поселения людей киевской культуры. Этакими «кустами» они строились, замкнутой общностью из нескольких деревенек, вокруг которой было незаселённое пространство. Мы ещё увидим аналогичную структуру размещения поселений у ранних славян.
А помните, мы говорили о лесных «партизанах», которые «всегда возвращаются»? Вот что отмечает археология:

Особый же интерес представляет… группа Грини-Вовки, сравнительно редкие памятники которой разбросаны по широкой полосе от устья Березины (Абидня) до среднего течения Псла (Вовки), отмечены в устье Припяти (Грини), в Среднем Подесенье (Змеевка, Мена 5) и в устье Трубежа в Среднем Поднепровье (Решетки). Эта полоса как бы разрезает на две части ареал остальных памятников горизонта Рахны-Почеп.
Керамика этой группы зачастую покрыта расчесами или штриховкой… Во всяком случае, обитатели поселений типа Грини-Вовки, составившие затем и существенную часть носителей киевской культуры, были выходцами с севера, из южной части лесной зоны.


По оценкам исследователей, это движение с севера происходило на протяжении II века. То есть как раз, когда и зарубинецкая культура сгинула под ударами сарматов, и сами сарматы ушли в свои злые степи. А время новых интервентов – готов – ещё не пришло.
Таким образом, киевская культура образована действительно теми самыми местными, которые пережили бастарнскую и сарматскую оккупацию, но затем снова вернулись к своей прежней жизни. Их бьют - они крепчают, что называется. И, вероятно, именно вторжение готов заставило эти всё ещё на живую нитку сшитые группы репатриантов сплотиться в новую, хотя и наследную прежней, общность. Ибо постзарубнецкие группы были просто вынуждены потеснее сплотиться, чтобы дать им отпор. И, что характерно, дали. Но об этом речь чуть впереди.

ФАЦИТ: I – II вв.н.э. На базе постзарубинецких групп и возвращающихся после уничтожения бастарнов и ухода сарматов эмигрантов из лесной зоны образуется киевская культура, по многим деталям похожая на позднейшие славянские. Это позволяет причислить её к первой действительно предславянской культуре.

Subscribe

  • Местами очень трогательно, местами мило, местами поучительно

    Оригинал взят у bulochnikov в Столкновение цивилизаций в детях: традиционное воспитание против европейского. Отсюда: Они выбрали…

  • Навеянное в Краматорске

    Прошёлся по городу, как люблю: познавать в слиянии. Прислушивался к диалогам. Хоть бы одно слово на том обсценном диалекте услышал! самая мелочь в…

  • Симметрия

    С начальником связи полка едем в Андреаполь. Там - рота, где наши бойцы тянут ТСО. Нам с ним туда. Мне – связь подсоединять, ему – контролировать.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments