И образовали на прежней родине так называемую киевскую культуру.
Необходимо сделать одну важную оговорку. Киевская культура не образовалась одномоментно. Помещение её в это место книги носит отчасти предварительный характер, ибо формировалась она при участии и под вилянием воздействий, о которых ещё только пойдёт речь. Так что формально говоря, на данном этапе это – постзарубинецкая культура. И в то же время она и в этом качестве является достаточно серьёзным фактором, который в свою очередь воздействовал на окружающий мир других людей. А потому я посчитал правильным охарактеризовать её в целом сейчас, помня, что развивалась и видоизменялась она и в ходе тех процессов, о который пойдёт речь дальше.
Итак, киевская культура возникла на территории бассейнов днепровских притоков Псёла и Сейма. Это Сумы, Обоянь, Путивль, Полтава – знакомые уже нам места.
Образовали её выходцы – а прямо говоря, эмигранты – из среднего Поднепровья, «отчины» скифов-пахарей. Потеснили (или те сами ушли, не очень понятно археологически) они при этом балтские племена юхновской культуры. Кое-что из неё при этом неизбежно впитав. Например, элементы штрихованной керамики. При этом, однако, в самой киевской культуре керамика отличается собственным, только ей присущим свойством – своеобразной «расчёсанностью». Именно это позволяет всегда отличать посуду этой культуры от прочих. А в целом для «киевцев» характерны полуземлянки с очагом, горшки, обряд трупосожжения. Поразительно похоже на будущие славянские культуры!
Считается, что непосредственными «создателями» киевской культуры были представители –
- так называемого горизонта Рахны-Почеп — Почепской группы на Десне и Судости, Лютежской в Среднем Поднепровье, Рахны в среднем течении Южного Буга, Картамышево-Терновка в верховьях Сейма, Псла, Донца и Оскола.
При этом –
- при наличии определённой преемственности с собственно зарубинецкой культурой и даже нового проникновения некоторых западных элементов, вновь образовавшиеся группы представляют собой явления специфические, не сводящиеся только к зарубинецким традициям.
Вот как это выглядело.
Жилища все имеют относительно стандартную планировку. Это углубленные на 0,2 - 1 м полуземлянки, в плане прямоугольные, длина их стен в среднем колебалась от 2,5 до 3,5 м, хотя иногда была несколько больше или меньше. Это, вероятно, связано с наиболее распространенным размером бревен, из которых возводились стены срубной конструкции. В центре жилища располагался открытый очаг, фиксируемый археологами как пятно прокаленной глины или суглинка и скопление углей и золы.
…
В III веке, с переходом к «киевскому» этапу развития резко снижается изготовление лощёной посуды, почти исчезает орнаментация горшков по венчику, а сами горшки несколько изменяются по форме, становятся более приземистыми.
…
Среди украшений довольно многочисленны и разнообразные, часто привозные прибалтийские и провинциально-римские фибулы, изредка встречаются стеклянные античные и византийские бусы…
Среди орудий труда на киевских поселениях наиболее многочисленны пряслица, имеются железные наральники, косари, тёсла, долота, кольца, шилья и швейные иглы, рыболовные крючки, ножи.
Все жилища расположены компактно, в линию, отдаленно напоминающую улицу. В заполнении котлованов полуземлянок встречены обломки ножей, фибул, шильев, стеклянная бусина. Тазовское второе поселение… с остатками пяти жилых построек было особенно богато находками - это ножи, литейные формы, пряслица, костяной гребень, игла, удила, а так же бронзовые проволочные височные кольца и колокольчик.
Любопытно, как располагались поселения людей киевской культуры. Этакими «кустами» они строились, замкнутой общностью из нескольких деревенек, вокруг которой было незаселённое пространство. Мы ещё увидим аналогичную структуру размещения поселений у ранних славян.
А помните, мы говорили о лесных «партизанах», которые «всегда возвращаются»? Вот что отмечает археология:
Особый же интерес представляет… группа Грини-Вовки, сравнительно редкие памятники которой разбросаны по широкой полосе от устья Березины (Абидня) до среднего течения Псла (Вовки), отмечены в устье Припяти (Грини), в Среднем Подесенье (Змеевка, Мена 5) и в устье Трубежа в Среднем Поднепровье (Решетки). Эта полоса как бы разрезает на две части ареал остальных памятников горизонта Рахны-Почеп.
Керамика этой группы зачастую покрыта расчесами или штриховкой… Во всяком случае, обитатели поселений типа Грини-Вовки, составившие затем и существенную часть носителей киевской культуры, были выходцами с севера, из южной части лесной зоны.
По оценкам исследователей, это движение с севера происходило на протяжении II века. То есть как раз, когда и зарубинецкая культура сгинула под ударами сарматов, и сами сарматы ушли в свои злые степи. А время новых интервентов – готов – ещё не пришло.
Таким образом, киевская культура образована действительно теми самыми местными, которые пережили бастарнскую и сарматскую оккупацию, но затем снова вернулись к своей прежней жизни. Их бьют - они крепчают, что называется. И, вероятно, именно вторжение готов заставило эти всё ещё на живую нитку сшитые группы репатриантов сплотиться в новую, хотя и наследную прежней, общность. Ибо постзарубнецкие группы были просто вынуждены потеснее сплотиться, чтобы дать им отпор. И, что характерно, дали. Но об этом речь чуть впереди.
ФАЦИТ: I – II вв.н.э. На базе постзарубинецких групп и возвращающихся после уничтожения бастарнов и ухода сарматов эмигрантов из лесной зоны образуется киевская культура, по многим деталям похожая на позднейшие славянские. Это позволяет причислить её к первой действительно предславянской культуре.