Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские среди славян

Ещё одно доказательство связи легенд с реальностью найдено в кургане Оттарсхёген близ этих же мест: Уппсала, Вендель, озеро Меларен. Здесь, по преданию, был похоронен сын конунга Эгиля Оттар по прозвищу Вендельский Ворон. Его упоминает эпос "Беовульф" в таком контексте:

…Охтхере, один из сыновей конунга свеев, «старца-воителя» Онгентеова, совершающий вместе с братом Онелой набеги на владения конунга гаутов.

Обряд имеет явное сходство с уппсальскими вообще, но главное, что среди вещей тут найден золотой солид византийского императора (кое-кто называет его самозванцем) Василиска. Это даёт нам точную привязку ко времени: Василиск неудачливо правил всего год: 476-477 гг. Известен тем, что в ходе недолгой но жестокой гражданской войны с другим претендентом на императорский пурпур Зеноном сгорела библиотека, в которой хранилось около ста двадцати тысяч свитков – возможно, бесценные сокровища античной литературы. Во всяком случае, тогда в  огне погибли известные скульптуры античных мастеров - Венеры Книдской, Геры Самосскоц и Афины из Линда.
В то же самое время рухнула и Западная Римская империя – именно тогда свергнувший последнего западноримского императора Ромула Авагустула Одоакр отослал победившему родича Зенону императорские инсигнии.
Таким образом, время захоронения Оттара может быть датировано периодом от 478 по 500 годы.
Совершенно необязательно, но всё же относительная частота, с которой мои генетические родичи в Швеции встречаются в срединной её части, может говорить о том, что род дедушек Хёгни развивался где-то в связи с Уппсалой – древним центром королевской и жреческой власти.
Здесь располагалась резиденция конунгов свеев, здесь располагался в течение 5 столетий - с VI по XI в. - главный храм Одина, Тора и Фрейра. Именно здесь правила, согласно скандинавскому эпосу, династия Инглингов, которая происходила от богов и которая дала все династии первых исторических королей Швеции, Норвегии и Дании IX-XI вв. И те самые три кургана, о которых шла речь чуть выше, как раз и являются важным свидетельством, так сказать, "законности" связи между историческими, легендарными и мифическими скандинавскими конунгами.
При этом короли определённым образом взаимодействовали и взаимо-, так сказать, проникались со служителями культа. С какими-то волхвами, которые были окружены таинственностью, знанием сакрального и пользовались довольно жуткой властью. Во всяком случае, на жертву они могли обречь кого угодно. И жертвы эти, как мы помним, при крайней замедленности смены населений и формаций в этой дальней земле, вполне могли приноситься по унаследованным ещё с эпохи палеолита ритуалам. Ну, или во всяком случае, обычаям и принципам – недаром, видимо, по всей Скандинавии и северной Германии мы находим сегодня брошенных в болота людей. Тем более что –

- Архаический пласт верований сохранялся на Севере по крайней мере до V в. н.э. [Лебедев, 160, с. 14].

Даже клады здесь носят сакральный характер.
При этом жрецы питаются, естественно, от  населения и власти. Их святилища находятся не где-нибудь в сакральных же удалённых местах – а обычно посреди сгустка поселений и могильников. Как утверждают историки, при этом жрецы или жреческие центры –

- объединялись в культовые союзы, которые со времён Тацита, если не раньше, были у германцев, видимо, ведущей формой социально-политической организации.

А внимание этим королям и жрецам я уделил не только потому, что они являются неким звеном, пусть и полулегендарным, но связывающим совсем уже легенду с исторической действительностью. Но и потому, что примерно этим временем открывается важный в истории Швеции "Вендельский период" – последний перед эпохой викингов. В котором Швеция, собственно, и начиналась как Швеция. Хотя таковой ещё, конечно, не была и даже себя таковой не чувствовала.
Но в этом мире, как пишет Г.С.Лебедев, зрели уже силы, готовые взорвать его изнутри.
Что же это за силы?
Разберёмся. Можно видеть, что в Уппсале сидели некие короли, признаваемые таковыми, но бывшие, по сути, вождями собственных боевых дружин и не более. Хотя формально они правили племенем свеев, на деле власть их была не менее, но и не более чем сакральной. Чтобы кормить собственные дружины, жить они вынуждены были грабежом, институт данничества был развит ещё слабо. "На земле", как говорится, господствовали роды и их объединения в форме ежегодных тингов. И если говорить о, так назовём, национальной военной организации, то оная зависела от родов и тингов, которые и выбирали в случае нужды "военного вождя". А тот, в свою очередь, зависел от воли родовых союзов, тинга и наверняка – старейшин. Эти вожди остались в преданиях также конунгами, но, я бы сказал, "конунгами эпизодов".
Хуторские хозяйства в это время становятся довольно крупными, с населением около 50-100 человек, большим удельным весом скотоводства, но и с объёмным выращиванием зерновых, прежде всего ячменя. Не брезговали, естественно, и охотой в собственных лесах, рыболовством на собственных водных ресурсах, различными промыслами. Это было неотчуждаемым наследственным владением большой семьи или "одалем".
При этом и экономика, и идеология в V веке находились на этакой переходной стадии. Одали сосуществовали с более архаичным деревенским укладом, как новые верования, воплощённые в эддическом круге сказаний, сочетались со старыми. Из этого "единства и борьбы противоположностей" и рождалась эпоха викингов со всеми её хозяйственными, религиозными и военными особенностями. Вызревая в недрах архаического уклада, и одновременно взрывая его изнутри.
Впрочем, история показывает, что взрыв этот не был, так сказать, теоретически-диалектическим. Археология показывает, что после 550 года исчезают клады золота, прекращается развитие I звериного стиля, зато распространяются укреплённые поселения:

в пределах бывшей «Державы Инглингов» их насчитывается около 700 – в Средней Швеции, Эстеръётланде, на Готланде и Эланде) [396, с. 213-215; 323, с. 120-121; 343, с. 147-148; 401, с. 355-356].

"Золотой век" Севера заканчивается трагическим финалом, формулирует Г.С.Лебедев и справедливо указывает на свидетельства "Хеймскринглы" о том, что династия Инглингов пресеклась в годину кровавых распрей.
Tags: Русские среди славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments