Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Глава 15. Черняховская культура

Впрочем, пора проследить дальнейшую судьбу готов. И как она повлияла на судьбу будущих славян.
Судя по всему, именно здесь, на Волыни готы разделились на две больших части – остроготов и визиготов.
Остроготы двинулись, скорее всего, вдоль Южного Буга к нижнему Поднепровью, обходя днепровскую излучину по степям, либо сообразуя свои движения с дозволением тех, кто уже образует киевскую культуру. Вероятно, сферы влияния были разграничены по порогам, на что указывают смутные, но всё же упоминания о готской крепости около них под названием Dnaprastadir. По пути они оставляли за собою свои поселения, видимо, не очень боясь агрессивных действий со стороны местного населения. Похоже, что отныне -

- продвижение готов в Причерноморье не имело характера завоевания. Германцы вливались в местные общины, составляя их определенную часть и быстро воспринимая элементы их культуры. В отличие от северных регионов, культура готов не подставлена здесь в чистом виде.

Визиготы же направились к Балканам по прямой, вдоль Днестра, вскоре уперевшись в границы Империи в Дакии и на нижнем Дунае.
Вслед за готами в том же направлении проследовали гепиды – племя, которое, как считают, представляло собой отколовшуюся часть готов. Согласно преданию, -


- готы вышли из недр Скандзы со своим королем Берихом, вытащив всего только три корабля на берег по эту сторону океана, т. е. в Готискандзу. Из всех этих трех кораблей один, как бывает, пристал позднее других и, говорят, дал имя всему племени, потому что на их [готов] языке «ленивый» говорится «gepanta». Отсюда и получилось, что, понемногу и [постепенно] искажаясь, родилось из хулы имя гепидов. Без сомнения, они родом из готов и оттуда ведут свое происхождение; однако, так как «gepanta» означает, как я сказал, нечто «ленивое» и «отсталое», то имя гепидов родилось, таким образом, из случайно слетевшего с языка попрека; тем не менее я не считаю его чересчур неподходящим: они как раз отличаются медлительным умом и тяжелыми движениями своего тела.

Гепиды действительно задержались на побережье Балтики и лишь во второй половине III в. тоже двинулись на юг.
Тем временем остроготы сюда уже добрались. Как рассказывает Иордан, -


- их первое расселение было в Скифской земле, возле Меотидского болота, второе в Мизии, Фракии и Дакии, третье - на Понтийском море, снова в Скифии.

Вот тут готы снова перестали быть паиньками:

Раскопки закрытых комплексов (жилищ, культовых сооружений, хозяйственных построек) и массовые находки из верхних слоёв последних датируют их гибель III в. н.э. Так, при исследовании городища Амич-Кармен обнаружен ряд построек с многочисленными находками III в. н.э. Объекты IV в. отсутствуют. Зато в верхних слоях памятника засвидетельствованы следы пожаров, другие свидетельства единовременного разрушения большинства построек. На улицах найдены скелеты погибших людей.
Такая картина отмечена исследователями при раскопках столицы Малой Скифии - Неаполя Скифского, Усть-Альминского, Балта-Чакракского городищ.
В Танаисе, также погибшем в середине III в., найдены лепные сосуды, костяные трехчастные гребни, фибулы западного типа. Они, по мнению Д.В.Шелова, свидетельствуют о проживании здесь, после гибели города какого-то населения западного происхождения, возможно, принадлежавшего к готскому союзу.
Вместе с городищами и селищами в III в. прекращает функционирование целый ряд могильников Юго-Западного Крыма. О катастрофе, наступившей в это время в Крыму, свидетельствуют и клады римских монет, зарытых не раннее первой четверти III в. По мнению исследователей, появление кладов следует объяснять угрозой появления готских отрядов.

О причинах такого отношения можно особо и не гадать. Пока шли по лесостепям и степям, брать с местного населения было почти что и нечего. Разве что глиняный горшок, серп, мешок зерна или женщину. Если что в этом смысле и отнимали, то материальных следов это, разумеется, не оставило. Зато среди самих готов наверняка находились группы людей, коих не тянули дальние страны, зато вполне нравилось на новых землях. Бояться им было действительно нечего: «крыша» их была для немногочисленный местных слишком крутой. И ничего, что она уходила – она уходила, оставаясь.
Зато в богатых приморских городах, накопивших за века большие материальные ценности, поживиться было чем. И дошло до них войско, состоявшее из тех волков, что тянулись на запах добычи за тысячи километров.
В общем, плохо пришлось тут всем. С 239 по 269 годы интервенты разрушают множество античных центров на побережье, сокрушают скифское царство в Крыму, уничтожают ряд позднескифских нижнеднепровских городищ. Таким образом, скифы перестали существовать как этнос вообще. Во всяком случае, о них никто уже не вспоминает.
Экспансия готов и их союзников вызывает восхищение! К середине III века готы -


- установили политическое господство над всеми племенами, обитавшими в Лесостепной части Украины в Причерноморье, Приазовье и Крыму, создав готский союз.

Материальное выражение этот союз получил в черняховской археологической культуре.


Накопленные благодаря систематическим исследованиям сведения позволяют представить основные особенности данного культурного комплекса. Устройство черняховских поселений, отсутствие массивных фортификационных сооружений и курганных захоронений отличает черняховский период от других культур I в.н.э. Неукрепленные поселения располагаются на склонах и прибрежных песчаных террасах вдалеке от качественных сельскохозяйственных земель. В отличие от раннего железного века, для которого характерно большое количество укрепленных поселений и фортификационных сооружений с общими особенностями, в этот период не сложился тип единого укрепленного поселения, даже в районе, расположенном к востоку от Днепра, для которого характерны минимальные перемены в устройстве жилищ и организации хозяйства. Раскопанные на Волыни, в Подолье и в Молдавии поселения состоят из построек, архитектура которых не соответствует славянским традициям средневекового периода. Деревни отличаются своей величиной, некоторые простираются более чем на несколько километров, расположены на террасах реки и состоят не менее чем из семидесяти домов. Жилища, из которых состоят. Деревни в Волыни и Молдавии, являют собой жилые дома со службами. Усадьба насчитывает от двух-трех до десяти или более построек, каждая из которых имеет конкретное сельскохозяйственное назначение: амбар, зернохранилище, конюшня, хлев и др. Прямоугольные в плане дома располагались над землей и имели прочные стены из обмазанных глиной прутьев. В них были плотно утрамбованные глинобитные полы усиленные деревянными настилами. Многие из домов состояли из двух комнат, в одной — жилой половине — располагался очаг, во второй половине находились конюшни и клети для животных. Подобная планировка характерна для жилищ германцев. Длина дома могла превышать 12 метров.

При этом не надо, однако, думать, что черняховская культура является готской. Или хотя бы – продолжением готской вельбаркской культуры. Нет, вельбаркские поселения и памятники продолжают существовать, как существовали. Как на той же Волыни, например.
А в других местах вельбаркские и черняховские поселения шли чересполосно. А где-то черняховские вовсе составляли до 90%. Было и так, что возникала – особенно в Поднепровье - смешанная вельбаркско-черняховскую культура. А с другой стороны, даже в Крыму вельбаркские памятники незамутнённо располагались среди черняховских.


Готские селища расположены, как показывает картографирование, отдельными территориальными группами, каждое из которых объединяло определённую социальную единицу, очевидно, племя. Наиболее часто такая группа занимает бассейн небольшой речки или озера. Наиболее чёткими и заметными являются скопления селищ вельбаркской культуры в Волынской и Ривненской областях, в бассейне Южного Буга.


Одним словом, готы как народ сохраняли свою идентичность. И в то же время очевиднейшим образом распространили новую культуру на всё то пространство, которым овладели. И так мы отмечаем прелюбопытнейший феномен того, как политическая идентификация становится и материальной. По сути, готы стали – вряд ли продуманно и по плану, но тем не менее – выстраивать новую «политическую» нацию. Возьмём и это слово в кавычки, ради историографической скрупулёзности: «нацию». Начали создавать, можно сказать, империю – почти по полной аналогии с теми далёкими римлянами, что некогда развернули экспансию одного маленького племени на полмира. У тех тоже когда-то был один городок и предание о братьях, воспитанных волчицей. И они тоже создавали поначалу лишь политически – но не этнически – единое пространство из чисто своих, смешанных, колонизованных и союзных поселений. И племён, конечно. А затем кто-то получал права римских граждан и только по предкам помнил о своём происхождении, скажем, от сабинов. Кто-то незаметно вливался в римское население – как этруски. Кого-то уничтожали, как самнитов. И так далее.
И если нам – в силу гораздо больше информированности – достаточно легко и не тревожно представить себе генезис Римской империи, то совершенно непонятно, отчего так много историков и неисториков яростно дискутируют об этнической принадлежности черняховской культуры. Да никому она этнически не принадлежала! Политически – да, готам. Но в процессе дальнейшего развития с ними вполне могло бы произойти то же, что с латинами: и не поймёшь, чьего наследия они больше взяли с собой в будущее – своего или этрусского. А пока готы живут по-своему, осевшие сарматы – по-своему, эллинизированное прибрежное и скифское население – по-своему, прочие племена – тоже по-своему. Но над всем политическим пространством готов жарко веют и объединительные ветра. Или, скажем точнее, идёт развитие тенденций к взаимному влиянию.
Рассмотрим эту ситуацию чуть подробнее.
Черняховская культура -

- характеризуется относительным единством гончарной керамики и металлических изделий - продукцией ремесленных мастерских, но значительной разнотипностью погребальной обрядности, домостроительства и лепной посуды, отражая неоднородную этноструктуру населения


Всего на территории Украины, Молдавии, Румынии и России открыто около 3,5 тысяч памятников черняховской культуры, раскопано около 200 поселений и 120 могильников. Эти памятники делят на три группы.
Первая - «типа Косанов» - несёт явные элементы вельбаркской культуры и, следовательно, оставлена готами. Точнее, германцами вообще, так как заметно влияние и других германских культур.
Вторая - «типа Черепин». Её отдельне горячие головы относят к славянскому наследию. Но я бы осторожнее сказал так: есть элементы, которые характерны для будущих достоверно славянских культур. Хотя и не только для них. Например, жилища в виде квадратных землянок и полуземлянок, печь в углу. Лепная керамика в основном в виде горшков, в том числе близких к будущим «пражского» типа. Германская «мисочная» посуда, впрочем, тоже представлена довольно обильно.
Третья - «причерноморский тип». Судя по характеру находок, его особенности определяют поздние скифы, сарматы и аланы. В лепной керамике, к примеру, преобладают горшки «позднескифского» типа. Дома каменные. Значительная часть захоронений характерна для аланов.
И они при этом готы сами по себе занимали свою строго определённую экологико-хозяйственную нишу –

пространство в границах бассейна какой-то речки или вокруг озера занимало более широкое социальное объединение, чем род… Судя по количеству поселений, выявленных, например, в бассейне р.Черногузки (приток р.Стырь), в состав такого объединения входило 18-25 патриархальных семей к оно насчитывало от нескольких сотен до тысячи человек.


Далее многие авторы вступают на путь спекуляций на тему, кто есть кто и кто родил кого. Мы же знаем твёрдо, что Исаак родил Иакова, а все прочие этнические процессы были гораздо сложнее. И мнений, соответственно, по этому поводу много. Проще повеситься, чем их все не только разобрать, но даже и перечислить.
Потому остановимся на одном безусловном выводе: археология доказывает, что черняхзовская культура – не национальная, а полиэтническая. Следовательно, политическая, объединяющая этносы сверху. Но тем самым, естественно, вызывающая известный тренд объединения и снизу. Советские свинарка и пастух, что встретились и подружились в Москве – феномен не только СССР. В «единую общность – советский народ», как показывает история, объединяли этносы многие империи. Разве что до Советов они не додумывались, но всё остальное присутствовало. Ибо ничто не ново под Солнцем.
Если же говорить конкретно, то черняховская же «империя», судя по археологическим и письменным памятникам, состояла или включала в свою орбиту такие народы как:
- гепиды, с которыми связывают позднюю фазу вельбаркского проникновения на юг;
- вандалы, которые присоединились к «империи» из пшеворской культуры;
- герулы, которые в середине III века были вытеснены данами с Ютландского полуострова;
- бургунды (впрочем, они быстро ушли на Запад);
- певкины, которые вошли в черняховский конгломерат потому, что жили на границе с римлянами и подвернулись по дороге;
- тайфалы, про которых не известно практически ничего, ибо их археология не выделена;
- бораны, которые будто бы специализировались на мореходстве.
Это – германцы.
Кроме них, в состав «черняховцев» входили:
- эллинистические группы, прежде всего эллинизированные скифы;
- поздние скифы, кто уцелел после первого готского натиска;
- сарматы, которые осели на землю;
- аланы;
- языги;
- роксоланы;
- аорсы.
Сармато-аланы составляют в Причерноморье примерно 20% всех захоронений.
Наконец, в державу готов вошли гетские, дакийские и фракийские племена, а также представители культур:
- Черепин-Теремцы как продолжение зубрицкой;
- киевской.
Последняя, правда, с оговорками того порядка, что, скорее, соседила с черняховцами, нежели входила в их состав. Но во всяком случае, во второй четверти IV века черняховские памятники образуются в лесостепной зоне на левобережье Днепра, которая входила в ареал киевской культуры.
Как бы то ни было, -

изделия ремесленного производства распространялись по всей территории черняховской культуры среди её населения независимо от принадлежности к тому или иному этносу. Многочисленные находки римских монет и «варварских подражаний» свидетельствуют о становлении в черняховской среде товарно-денежных отношений с внутренним и внешним денежным обращением


Что бы это могло значить? Что вообще могла значить черняховская культура? Жили люди своим обычам, жили – а затем кто-то пришёл, и они с удовольствием переключились на изготовление гребешков?
А означает это прежде всего две вещи.
Высокую мобильность власти, вообще – государственного управления. И – выгодность сотрудничества с нею.
Начнём со второго, ибо это яснее всего. Невыгодность сотрудничества означает отказ от сотрудничества. Отказ от сотрудничества – в особенности по тем временам – означал использование ответных мер по принуждению к оному. В случае упорствования – вырезание оппонента. Либо – в случае, если на то силёнок не хватает, - отсутупление и отказ от дальнейшего взаимодействия. Возможно – временный.
Скажем, очень нужны Европейскому Союзу русские энергоносители. Можно прийти и отнять. Не нежелательно – исторический опыт лучших армий мира показал, что такой подход весьма рискован. Вопи потом, что мстительные азиатские орды перенасиловали всех твоих женщин. Второй вариант – договориться так, чтобы через какую-нибудь «Энергетическую хартию» получить дешёвый доступ к желанному товару и путям его транзита. Но всё-таки – договориться. Но когда Россия и на это не согласилась – в ходу уже идут другие аргументы. В частности, инвестиции.
Это не зряшный разговор – о столь дальних от черняховцев временах и проблемах. Взаимодействие меж людьми и странами в принципе всегда одинаковые. Если можно - отнять. Если нельзя – обмануть. Если не вышло – купить. И если в отношениях между людьми свою гигантскую морализаторскую роль сыграли религии – буддизм, христианство, ислам, зороастризм, -
- то судьба несчастного Ирака показывает, что между государствами всё осталось на уровне язычества.
Потому в распространении черняховских вешей на огромном пространстве, где продолжали по своему жить различные этносы, можно видеть действие политических технологий, так и технологий, так сказать, технико-экономических.
Что касается политики, то она в времена была немудрёной: платишь дань, а за это говоришь всем, что ходишь под, скажем, риксом Книвой. Не хочешь платить? Ну, дальше тем, кто пережил Россию 1990-х годов, всё ясно: паяльник в анальное отверстие, утюг на животик и так далее. И никакой фактической разницы из-за того факта, что не додумались тогда до паяльников. Меч в анальном отверстии тоже вводит в весьма болезненное состояние.
Ну, или вариант третий из тех, что мы только что обсудили. Получить в ответ неприемлемый ущерб уже на свою агрессивную задницу – и решать, как жить дальше.
Кем был этот главный черняховский рикс Книва по национальности – как обычно для нашего реального взгляда на историю, неважно. Хоть и согласно большинство исследователей, что именно готы стояли во главе черняховской цивилизации, на самом деле это вполне могло быть и не совсем так. Подмять под себя фактически всю территорию нынешней Украины силами одних готов – такое могло и не «прокатить». В конце концов, по степям довольно оживлённо курсировали сарматы с аланами и роксоланами – и при отсутствия взаимопонимания с ними готы были бы обречены на голодное сидение по своим бургам. Ибо даже сотня всадников в состоянии эффективно разрушить сельскохозяйственное поселение.
Так что примем за лучшее не назначать главного у черняховцев. Он вообще мог быть размытым, коллективным. Даже у каждого племени мог быть свой главный, а зоны контроля/ответственности разделены. Принципиально, чтобы это были союзники.

Интермедия про коалиции варваров

Для начала ещё раз оговорюсь: черняховцы были не только готами. Просто у других – у тех же гепидов, например, - не оказалось собственного апологетичного историка. Национал-влюблённого, я бы даже сказал, - вроде нынешнего свидомого украинского. Может, гепиды те вовсе не тупоголовые были. Но вот написал про них Иордан как про несколько тормознутых – и пошла гулять характеристика…
Так что истинную политическую роль готов во всей Черняховской державе мы доподлинно не знаем. В конечном итоге, геннам за её разрушение отомстили при Недао как раз больше всех те самые гепиды…
Так вот. В так называемых «готских войнах» с Римом, судя по письменным иточникам, участвовали:
- готы (их даже делили - гревтунги, тервинги, остроготы, везеготы);
- бораны;
- герулы;
- гепиды,
- вандалы,
- тайфалы,
- бургунды (или уругунды – Oujrougoundoi),
- астринги,
- бастарны,
- певкины,
- карпы.
Они, конечно, не все входили в состав черняховского государства (карпы, например, вообще неизвестно чьи и откуда приходили), но большинство выступало совместно или в союзе с готами. По отдельности, впрочем, тоже нападали.
И тут просится совсем маленькое замечание на эту важную тему.
Ведь мы знаем: гордыня варварских вождей непомерна. А тут ведь речь идёт об объединениях даже не двух племенных войск, а нескольких. А значит, надо подчиняться единому командованию. Что в те времена и в той психологии означало – просто подчиняться. То есть отдавать свой суверенитет, свои руки и меч, свою голову, наконец, совершенно чужому вождю. Возможно даже, риксу, с которым не далее как в прошлом году люто дрались из-за Козлиной Пустоши и который у тебя сжёг два села.
Вспомним наши, русские, более близкие к нашему времени дела. Битву на Калке, например.

В лето 6731 (1223) по грехам нашим пришли народы незнаемые при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве.

И начали князья собирать воинов каждый в своей волости. Тогда был Мстислав в Киеве, а Мстислав Козельский в Чернигове, а Мстислав Торопецкий в Галиче. То были старшие князья в Русской земле. Князья же великого Юрия Суздальского не было на совете том.

Русский князь Мстислав Мстиславич повелел Даниилу перейти реку Калку с полками и другим полкам с ним. А сам после них перешёл и зашёл за реку Калку. И послал в сторожу Яруна с половецкими полками, а сам поспешно поехал за ним. Увидел он полки татарские и, приехав, велел скорее вооружаться. А князь Мстислав Киевский и другой Мстислав сидели в стане и ничего не знали. Мстислав же Мстиславич не сказал им из-за зависти, ибо была между ними вражда великая.


И пришли в смятение все полки русские. И была сеча лютая и злая из-за наших грехов.

И были побеждены все князья русские, как никогда не бывало от начала Русской земли.
Сам же великий князь Мстислав Киевский, видя это зло, не двинулся с места.

А другие татары погнались за русскими князьями и били их до Днепра.

А из других князей, бегущих к Днепру, 6 было убито, а из простых воинов только десятый дошел. И Александр Попович тут был убит, а с ним 70 храбров.
И тогда же князь Мстислав Мстиславич Галицкий прибежал к Днепру и велел ладьи сжечь, а другие рассечь и оттолкнуть от берега, боясь по себе погони татар. А сам едва убежал в Галич. А молодые князья прибежали с малым числом людей. А князь Владимир Рюрикович прибежал в Киев и сел на столе.


«Прибежал и сел на столе» - это особенно внушает. Вдохновляет. А в целом – так, типичное поведение коалиционных сил при равноправии их командиров.
А готская (будем уж так её называть, традиционно, тем более, что готы всё равно душою почти всех походов были) коалиция не с татарами дралась. А с регулярными вооружёнными силами первой по военной мощи державы того мира. И наносила ей поражения. Это как Хуго Чавес во главе со своей Венесуэлою собрал бы коалицию из Эквадора, Панамы, Коста-Рики и Никарагуа - и полтора столетия с успехом разорял бы южные штаты США. А в конечном итоге овладел бы ещё и Вашингтоном и построил на развалинах собственное государство.
Одним словом, готы владели каким-то секретом, чтобы многочисленные создаваемые ими коалиции не только не разваливались, но и действовали под единым командованием.
Что за секрет? Да не тот ли самый, что и державу их цементировал? Вероятно, да. И заключался он в двух вещах. В собственной силе готов, делавшей их сильнее любого по отдельности племени, входящего в их конфедерацию. И в том, что предлагали они приз, во много раз больший, нежели даже сотня Козьих Лужков где-нибудь на берегах Ингульца.
Империю они предлагали. Приходи и бери. С нами. Под нашим руководством. Ибо ты, конечно, можешь и сам попыцтаться. Но, во-первых, силёнок у одного всяко меньше, чем у двоих. А во-вторых, готы не ангелы, а продукт своего времени. И вряд ли благородно гарантировали каким-нибудь карпам, что не придут на их земли, пока те ромеев щиплют…
И вот он, приз.
Аммиан Марцеллин:

разрушен был Филиппополь… варвары свободно бродили по Эпиру, Фессалии и всей Греции


Тогда готская коалиция разорила Боспор, побережье Пропонтиды (Мраморного моря), множество островов, Памфыилию, Македонию, Фессалоники, Кизик, Анхиал, Никополь (ныне Тырново, Болгария).
Иордан сообщает: готы вторгались в Мёзию и Фракию, где разорили Маркианополь, Новы, Никополь, Филиппополь. В Вифинии они разграбили Халкедон, «Трою и Илион». В провинции Азия разрушили множество городов, в том числе Эфес, где сожгли храм Дианы. Чтоб два раза не ходить, на обратном пути опустошили Фракию.
Исидор Севильский: готы разорили Грецию, Македонию, Понт, Азию и Иллирик. Причем Иллириком и Македонией они владели в течение пятнадцати лет, пока их не победил император Клавдий.
Зосим:

перешли уже и в Азию и опустошили области до Каппадокии, Питинунта и Ефеса...


И так далее. Собствепнно, этого достаточно, но интересно ещё, как стратегически организовывали готы свои операции. Тут я сошлюсь на замечательную подборку сведений древних авторов, сделанную в замечательной работе интересного автора В.В.Лаврова «Готские войны III в. н.э.: римское культурное влияние на восточногерманские племена Северного Причерноморья»:

Бораны, готы, карпы и уругунды - племена, живущие вдоль Истра, - напали на Италию и Иллириду, а бораны, взяв корабли у жителей Боспора, переправились в Азию (Zos. 1, 31, 1). На боспорских судах бораны совершили поход вдоль восточного берега Черного моря: «пристали» вблизи Фасиса «где, как говорят, было построено святилище Фасианской Артемиды и дворец Аэта» (Zos. 1, 32, 3; перевод В.В.Латышева), однако взять святилище им не удалось, и варвары отправились на Питиунт, после чего покорили Трапезунт. Другая группа варваров совершила морской поход вдоль западного побережья Понта Евксинского. При этом часть войска шла параллельно с судами по суше. Они «миновали по правую руку Истр, Томей и Анхиал и пристали к Филеатинскому озеру, лежащему у Понта на западном повороте к Византии» (Zos. 1, 34, 2; перевод В.В.Латышева). Затем варварами был взят Халкедон, после чего они пошли на Никомедию, где захватили большие сокровища (Zos. 1, 35, 1). «Скифы» также совершили набеги на вифинские города Никею, Киос, Апамию и Прусу. Одновременно с захватом в плен Валериана (262 г.) одна часть «скифов» опустошила Иллирию, другая заняла Италию и дошла до Рима (Zos. 1, 37, 1). После разграбления Эллады варвары взяли штурмом Афины и заняли Фракию, но на борьбу с ними выступил Галлиен (Zos. 1, 39, 1). Когда пришел к власти Клавдий, «скифы» соединились с герулами, певками и готами, собрались у реки Тиры и на шести тысячах судах двинулись по Понту (Zos. 1, 42, 1). Варвары напали на Томей и на мёзийский Маркианополь, но в обоих случаях неудачно (Zos. 1, 42, 1). Затем, миновав Геллеспонт, они подошли к Афону и, исправив суда, осадили Кассандрию и Фессалонику. Вскоре они удалились в глубь страны и «опустошали все селения по Доберу и Пелагонии» (Zos. 1, 43, 1; перевод В В.Латышева). Какая-то часть «скифов» объехала морем Фессалию и Элладу (Zos. 1, 43, 2). Далее «варвары объехали морем Крит и Родос, но ничего не сделали достойного внимания и возвратились».

Пометим себе: координация высочайшего уровня! И удивительная уверенность в собственных силах! Вполне оправданная, судя по тому, что взяли в плен аж самого императора – Валериана! А императора Деция вовсе убили…

В правление Галлиена эрулы (герулы), переправившись на пятистах судах через Меотийское озеро и Понт, взяли Византий и Хрисополь (P. 467 / A. Mosshammer); затем они прошли через устье Евксинского Понта и переправились у Кизика, опустошили острова Лемнос и Скирос (Ibid.), прошли через Аттику, подожгли Афины, Коринф, Спарту и Аргос (Ibid.).

Когда Валериан был в плену (Gall. 5, 2-6), «часть готов <...> захватив Фракии, опустошили Македонию, осадили Фессалонику, и нигде не было видно ни малейшего успокоения» (перевод С.Н.Кондратьева).


А добыча? Она была велика.

По свидетельству Иордана (Get. 91) готы, перейдя Дунай, опустошили Мёзию и подступили к Марцианополю, но взять город штурмом не смогли и, получив выкуп от осаждаемых, отступили.

После смерти Деция готы возвратились домой, взяв добычу и пленных, в том числе из знати, захваченной в Филиппополе (Zos. 1, 23-24). Согласно Иоанну Зонаре, в период грабежей Боспора Деций сразился с варварами и многих из них уничтожил. Оказавшись в безвыходном положении, его противники предлагали возвратить награбленную добычу взамен того, чтобы им позволили уйти (Ioan. Zonar. 12, 20).
В «Хронике» Дексиппа сообщается, что скифы, называемые готами, взяли Филиппополь и возвратились домой со множеством пленников и добычи (Dexip. Chron. fr. 22 / Jacoby F. Fr.GH).


На боспорских судах варвары отправились на Питиунт. Взяв город, скифы захватили большое количество судов и поплыли к Трапезунту. В этом городе варвары овладели большим количеством сокровищ и пленных, после чего, «опустошив всю его область... возвратились на родину с огромным количеством кораблей» (Zos. 1, 33, 3; перевод В.В.Латышева). Увидя привезенные ими богатства, «соседние скифы» решили совершить подобный поход и вторглись в Малую Азию. Взяв Никомедию, варвары захватили сокровища и «изумились изобилию найденных [богатств]» (Zos. 1, 35, 1; перевод В.В.Латышева). «Предав пламени Никомедию и Никею и сложив добычу на повозки и суда, они стали думать о возвращении на родину, положив таким образом конец второму нашествию» (Zos. 1, 35, 2; перевод В.В.Латышева).


 
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment