Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские среди славян

Итак, будем считать, что герулы добрались до утерянной было родины годам к 520-м. Что тогда произошло, вернее, - что должно было происходить?
Очевидно же: споры и земле. И всех можно понять. Местные видят, что пришла банда отморозков из-за моря, принесла чужие новые нравы, требует земли, причём не робко и предупредительно, а мечом в горло. Герулы же, даже внедри в их воинство Толстого Льва Николаевича, тоже иного выхода, кроме как отнять  поделить, не видят. Кушать-то надо. Детки просят.
Вот и начинаются первые замятни, движения, битвы и локальные геноциды. И –новые короли. С новой династией. И вот тут, кстати, в глаза бьёт разительное отличие в том, как проработана в сагах история Инглингов, и как в сравнении с нею фрагментарна и неубедительна история Скьёльдунгов. По сути, перед Иваном Широкие Объятья там и нет ничего определённого: Какой-то сына бога Одина Сигрлами, отец берсерков и король Гардарики, которой ещё не было и быть не могло, какой-то Свафрлами с волшебным мечом. Потом династия вообще прерывается, и новые её представители восходят уже к неким 12 берсеркам, потомкам великана Арнгрима. Откуда-то берётся король готов Ангантюр – личность уже полуисторическая, так как упоминается  в "Беовульфе" под именем Онгентеов. Опять дочь прерывает род, причём родил её Ангантюр от брака с женщиной опять с востока, с Альдейгьюборга-Ладоги…
Какие мотивы очевидны? Не "гладкость" династии – раз. Присутствие материковых мотивов – два. Легендарность всего – три.
Как хотите, а очень это походит на искажённую передачу легенд о некоем королевском роде, пришедшем с материка, со сложной историей, переосмысленной в Скандинавии уже под скандинавские мифологические реальности…
И это же очень подходит для объяснения того, откуда взялся вендельский стиль вообще:

Ещё Б.Аррениус в своих работах убедительно продемонстрировала явно восточногерманские черты, которые носят ранние образцы вендельской культуры  (погребение «сарматской» женщины в Восточном холме, умбон щита из Венделя XIV и т.д.), сыгравшей значительную роль в развитии всего скандинавского субконтинента. На смену «династии» указывает и изменение обряда погребения в районе Упсалы – появление пышных курганов (схожих с предположительно герульскими курганами Моравии) и погребальных ладей.

Чем ещё должны были заниматься герулы, нагряну в дом, где их никто не ждал? Тоже очевидно: заняться грабежом. Что в тех конкретно условиях означало снарядить корабли и заняться пиратством. Только не встречные корабли шерстить, где вместо добычи больше была вероятность нарваться на таких же любителей чужого добра, а совершать нападения на сухопутные цели. На деревни, хутора, мелкие бурги мелких конунгов. И могу предположить, что понятие "викинг" родилась именно тогда. И означало оно действительно "заливник" (vik-ing), но не по месту дислокации разбойничьих кораблей, а по направлению нападений.
Отсюда – рост опустошений и миграций при одновременном возведении множества укреплённых поселений. Отсюда и появление упоминаний скандинавских королей в "Беовульфе". Отсюда и появление ценных вещиц с юга Европы и из Византии в родовых королевских сокровищницах в Англии – в конце концов, пиратствовали герулы не ради нервы пощекотать и разрубленный ими же щит встречного бедолаги приобрести, а ради землицы. Что тогда понималось как – землицы с людишками, её обрабатывающими. Не мог же воин соху-орясину в руки брать? Невместно ему.
Оттого герулы и в "пустынных местностях" бывшей страны ругов не остановились: огни ж пустые, кто будет землю пахать, воина кормить?
И так бы, возможно, и вписались бы герулы в местные расклады и местную действительность, породив новые конунгства и новые династии (впрочем, они и так и вписались, и породили), не произойди большого несчастья сразу для всех – новой глобальной климатической аномалии. Хоть и недолгой, но крайне жестокой.
Как уже упоминалось, в конце IV века началось, а в V столетии достигло пика серьёзное похолодание. Причём – "мокрое", с дождями и затоплениями громадных территорий болотами и озёрами, а также за счёт трансгрессии морей. Но когда климат стал налаживаться (хотя вернулся в норму по-настоящему только в VIII столетии) по планете в 535 году ударило ненастье: в атмосфере появился "дымный покров", Солнце "помрачилось", начались "годы без лета".
Теперь-то мы знаем, что это такое: природа напасти явно вулканическая, и "виновником" её мог стать какой-нибудь Эйяфьятляйокудль на ещё не освоенной Исландии, а то и что-нибудь поглобальнее. Знаем же мы, в конце концов, что одним из триггеров, вызвавших Смутное время в России в начале XVII века было извержение вулкана Уайнапутина в Перу. А взрыв вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 году тоже повлиял на весь мир. Кстати, есть учёные, которые обвиняют этот вулкан и в климатической катастрофе 535 года.
Как бы то ни было, вулканическое явление 535 года породило нечто вроде "ядерной зимы", когда в атмосфере на долгие месяцы подвисла мутная пелена из вулканического пепла и аэрозоль из сернистых газов. То есть не только солнце не пробивает, как следует, этот подвешенный над планетою полог, так ещё и дожди идут кислотные…
У того же Прокопия Кесарийского читаем: «И в этом году произошло величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть. Тогда шёл десятый год правления Юстиниана".
Солнце потемнело, и оставалось тёмным в течение 18 месяцев, пишет другой современный ему автор. Каждый день оно светило лишь четыре часа, и свет этот был не более, чем слабой тенью. Некто ПсевдоЗахарий из Митилена уточные даже день: 24 марта 535 г. как о дне, когда солнце в первый раз «потускнело днём, а луна ночью… в то время как океан бурлил и волновался".
Соответственно, синхронные авторы упоминают низкую температуру на протяжении года, неурожай. Причём неурожай случился в 536, 537 и 539 годах. В эти же годы много смертей вызвала пронёсшаяся по миру "чума Юстиниана", а в северном Китае, говорят вымерло под 80% населения.
А всего пертурбации с погодой – включая глобальные засухи и наводнения - продолжались 25 - 30 лет! Об этом могут свидетельствовать, например, проведённые Вальмором Ла Марке из Университета Аризоны исследования колец на соснах в Калифорнии. Как оказалось, действительно ширина колец начала снижаться в 535–536 годах, а 539 году кольца стали предельно узкими, и в норму вернулись лишь в конце 550-х годов. Аналогичный результат – падение ширины колец в 536–542 годах с восстановлением в 550-х – показывают кольца на деревьях в Скандинавии и Западной Европе.
Словом, забегаешь тут, задвигаешься, ища соседа, за счёт которого можно прокормиться в такие годы. Вот вам и ещё одно объяснение запустению Скандинавии около этого времени. Ну, а история Смутного времени может нам подсказать, что как раз такие периоды и становятся самыми щедрыми на смены династий.
Тот же Ингъяльд Коварный, может, не потому злой был, что у него велосипеда не было, а потому, что его "сменщик" Авар ему "плохую прессу" обеспечил. Вот ровно как Романовы – Борису Годунову. Тем более что только это и оставалось делать Ивару кроме обычных королевских дел – обеспечивать идеологический фундамент под новой династией. И не особенно выпячивать то, что он – из герулов-пришельцев. И что земли англов, данов, саксов, сконцев он контролировал не потому, что там расселились его герульские соратники-вассалы-ярлы, а потому, что он такой могучий конунг. Такой могучий, что всех завоевал, - а потом в Карелии лёг от меча местного князька. Великую, видать, армию набрал…
В общем, в сложившихся природных условиях герульские пришельцы, уже начавшие сливаться с местным населением во втором поколении, могли предложить местным удальцам и резвецам нечто более заманчивое, чем сведение лесов под всё новые и новые делянки с далеко не гарантированным урожаем. Над урожаем – вернее, по нынешним временам, неурожаем - пусть горбатятся другие. А мы лучше сядем на кораблики и пограбим их. И урожай у нас будет, и девки, и золотишко какое-никакое…
Как представляется, такая незамысловатая идеология и выковывала сознание будущих викингов. Конечно, пока дело не доходило до того, чтобы каждый крепкий бонд мог слепить себе боевой корабль, оснастить его и, главное, заполнить командой из хорошо вооружённых воинов. Покамест это было прерогативой "конунгов-пиратов", в будущем "сэконунгов", а пока – нормальных королей, которые дополнили набор своих вооружений ещё и морскими кораблями. Но корни будущих "сэконунгов" – отсюда, от герулов, не вовремя появившихся в Скандинавии и теперь усиленно пытавшихся найти там свою собственную нишу.
Кстати, из этого вытекает и отмеченное археологами явление: викинги продолжили обрядовые традиции ингумации в ладье – но вот только из этих традиций ушло показное, нарочитое богатство. У викингов уже нет роскоши, парадного оружия, относительно мало погребальных приношений. Нет в целом атрибутов власти и могущества.
Зато этот обряд – ингумации в ладье – становится шире и "демократичнее": он распространяется по всей Скандинавии и начинает включать в свой круг женщин.
Для нас же самым важным в этой картине является то, что с этого, вендельского, периода начинается постепенная экспансия скандинавов по всем направлениям. Именно в среде эмигрантов появляется дальнейшее развитие погребального обряда - захоронение в ладье постепенно уступают место сожжению в ладье. И где-то к началу эпохи викингов такие переселенцы занимают практически все свободные земли и острова в Северной Атлантике, на Балтике и начинают продвигаться дальше. Но – в полном соответствии с герульско-вендельскими традициями: эксплуатировать не ненадёжную землю с ненадёжными урожаями, а – местное население и доступные ресурсы. И так складывается известный нам по истории тип поведения скандинавов в Восточной Европе: присваивать местные ресурсы и их же использовать для торговли, причём часто – за тридевять земель от места присвоения.
При этом моральными терзаниями эти люди себя не обременяли: если можно было присвоить чужие ресурсы насилием – так делали, если нельзя было – открывали торговлю. При этом изначально передвигались под видом купцов, а не воинов.
В дальнейшем такое поведение станет характерно в этом регионе именно для неких русов.
Tags: Русские среди славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments