Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Глава 17. Гуннский толчок

Вообще-то гунны напали не вдруг. Не внезапно и вероломно.
Просто однажды на готских границах появились люди самого не внушающего доверия вида:

- их образ пугал своей чернотой, походя не на лицо, а, если можно так сказать, на безобразный комок с дырами вместо глаз. Их свирепая наружность выдаёт жестокость их духа: они зверствуют даже над потомством своим с первого дня рождения. Детям мужского пола они рассекают щеки железом, чтобы, раньше чем воспринять питание молоком, попробовали они испытание раной. Поэтому они стареют безбородыми, а в юношестве лишены красоты, так как лицо, изборождённое железом, из-за рубцов теряет своевременное украшение волосами…

Биография их тоже не вдохновляла:

Когда их, бродящих по бесплодным пространствам, увидели нечистые духи, то в их объятиях соитием смешались с ними и произвели то свирепейшее племя, которое жило сначала среди болот, — малорослое, отвратительное и сухопарое, понятное как некий род людей только лишь в том смысле, что обнаруживало подобие человеческой речи.


Цели пришельцев были под стать их внешности –

этот свирепый род… стал тревожить покой соседних племён коварством и грабежами.

.
Избытком гуманизма интервенты не страдали (впрочем, если вспомнить прибытие сюда же готов, то горькие упрёки замирают на устах):

Всех скифов, забранных ещё при вступлении, они принесли в жертву победе, а остальных, покорённых, подчинили себе.


Впрочем, поперву гунны словно бы прощупывали обстановку и в глубь Готии далеко не заходили. Но давление было постоянным и постоянно-жестоким –

- аланов, хотя и равных им в бою, но отличных от них человечностью, образом жизни и наружным видом, они также подчинили себе, обессилив частыми стычками. Может быть, они побеждали их не столько войной, сколько внушая величайший ужас своим страшным видом; они обращали их в бегство…

Ну, и наш герой, победитель неверных жён, -

Германарих, король готов хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племён, призадумался, однако, с приходом гуннов.


Правда, он, говорят, болел после выстрела солью… э-э, после почти удавшегося покушения Сара и Аммия. Вёл растительное существование. Тем не менее, у королей – свои долги. Дважды он выходил на битву с гуннами и дважды был разбит. После чего, как утверждают, от горя закололся.
Или от мужества.
А гунны разлились по Готии пожаром. Как писал Марцеллин, -

- люди неизвестной расы, пришедшие издалека с востока, двигались как лавина и крушили всё, что встречали на своем пути.


Начиная с этого 373 года в течение буквально пары лет многие черняховские поселения полностью исчезают. Погребений на них тоже больше не производится – никто не вернулся. Археологи находят следы разрушений обнаружены в поселениях всего черняховского региона, в степи и на части лесостепной зоны. Свидетельств торговых отношений с югом больше нет. Центры ремёсел и производств уничтожены.
Готский райх распался. Как СССР. Откуда ни возьмись, нарисовались дотоле известные лишь внутри общих границ белорусы, украинцы, чеченцы, татары, узбеки. Одни пошли, как Украина, с гуннами, другие, как Белоруссия, с готами, третьи остались на месте и объявили КамАЗ своей собственностью, но за неумением эксплуатировать и желанием своровать - вскоре сожгли в заводе моторный цех и вернулись к лепной керамике. С насечками.
Но это – будущий разговор. А пока к 375 году гунны заняли всю территорию между Доном и Дунаем. После опустошения причерноморья полчища их надвинулись на придунайскую равнину, достигнув пушты – равнины, прилегающей к реке Тиссе. Здесь номады обнаружили идеальные условия для кочевой жизни. На равнине, где, как пишет византийский историк Приск, «не было ни камня, ни дерева», Аттила устроил свою резиденцию, поселение из множества круглых деревянных домов с крышами из холста. Отсюда гунны совершали набеги на весь бассейн Дуная и Иллирию. В 452 году они захватили Италию, но их влияние закончилось со смертью Аттилы в 453 году.
В результате готы и часть сохранивших с ними союз алан уходят на Дунай и становятся фактом уже западноевропейской истории.
Часть готов запряталась в горах Крыма. Степняки скакть на своих коняжках по кручам, понятное дело, не умели. А те небольшие экспедиции, что они в состоянии были бы выставить, без большого труда должны были парироваться готами. Достаточно разок на Мангуп слазить, чтобы понять, насколько нечего делать здесь степным кочевникам.
Здесь, в Крыму, появилась так называемая «страна Дори». О ней рассказывает Прокопий Кесарийский:

Здесь же, на этом побережье, есть страна Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. Они добровольно остались здесь и в моё ещё время были в союзе с римлянами. Они достигают численностью населения до трёх тысяч бойцов, в военном деле они превосходны, н в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны..., и ещё... эти люди не терпят быть заключёнными в каких бы то ни было стенах, но больше всего любили они жить всегда в полях.

Тут-то, видимо, и жили те готские девы, что ещё в XII веке будут радоваться -

Се бо готскія
красныя
дѣвы
въспѣша на брезѣ
синему морю,
звоня
рускымъ златомъ,
поютъ
время Бусово,
лелѣютъ
месть Шароканю.


Речь идёт, как полагают о местности вокруг крепости Дорос, которая позже была центром епархии Готия. И возможно, это тот самый Мангуп, лишь в пример приведённый, и был:

Учёные локализуют Дорос на Мангупе, где А.Г.Герценом обнаружена система укреплений времён императора Юстиниана (VI в. н.э.). Кроме того, археологами собраны на Мангупе материалы позднеримского и раннесредневекового времени, в том числе, поселения III-IV, V-VIII вв., остатки жилых сооружений, могильник, остатки вырубленных в скале склепов этого времени. Это дает учёным основание предположить, что Дори был не только политическим центром, но и огромным убежищем для готского народа.

Как гласит история Крыма, -

- древний город Мангуп-Кале получил это имя в эпоху турецкого владычества в Крыму, прежде же он назывался Феодоро, Дори. Под эти наименованием он был столицей Готии, резиденцией гото-греческих князей, династия которых окончилась с подчинением туркам всей Готии и взятием последними Феодоро в 1475 году.

Феодоро в цветущем положении существовал ещё в эпоху Юстиниана Великого (527-565), который, как известно, покровительствовал Готии и, защищая её от набегов гуннов, построил крепости Алустон и Гурзувиты.


Вот и объяснение. Не только природная неуязвимость, но природная неуязвимость в сочетании с покровительством Империи.
Однако не все поселения черняховцев были уничтожены и в стеми. Окончательно их культура прекращает существование лишь в первой половине V века. Так что не совсем правы те, кто говорит, что это гунны её разгромили. Скорее, гунны разгромили её политическое руководство. И взяли над ним контроль. А оно покорилось:

по смерти короля их Германариха они, отделённые от везеготов и подчиненные власти гуннов, остались в той же стране причем Амал Винитарий удержал все знаки своего господствования…

И ушли уже позже. Когда их позвал с собою новый и великий гуннский вождь Аттила после 433 года.
Ведь мы позднее встречаем среди военачальников гуннов многих готских деятелей. И даже, как говорят, потомков Амалов. А византийский историк, дипломат и современник событий Приск Панийский, участвовавший в 448 году в византийском посольстве к царю гуннов, в своей «Византийской истории» пишет, что за столом Аттилы –

- смешивают латинскую, готскую и гуннскую речи.


А что же лесостепные пределы черняховцев? Что наша киевская культура7 Как они пережили нашествие гуннов?
Да как всегда.

Племена, жившие в лесостепной зоне, спаслись от нашествия, спрятавшись в лесах.

А -

- по Псёлу и Суле возникают поселения «посткиевского» характера.


Например, -

- городище Демидовка в верховьях Днепра возникло в конце IV в. и основано, вероятно, выходцами из зоны киевской культуры.


А ещё говорят, история – не точная наука! Это уже чуть ли не утомляет повторяемой закономерностью. Степь выплёвывает всё новые и новые орды, которые сначала вырезают предшественников. Остатки тех прыскают под спасительную сень деревьев. Орды наведываются за ними. Тогда беглецы откатываются в ещё более глубокие леса, где начинают вести жизнь непритязательную, венетскую. Как только номадская волна уходит, перемешавшиеся в «партизанском» быту земледельцы возвращаются на родину предков.
Где археологи затем и фиксируют возникновение новой культуры.
Что, в общем, и понятно. Когда на тебя наезжает колесо новой волны нашествия, у тебя только три выбора. Либо ты противостоишь агрессии – и если не хватает сил для эффективной обороны, «колесо» тебя сминает и переезжает. Либо ты покоряешься сильному и присоединяешься к нему. Либо ты со всех сил бежишь в сторону и там пережидаешь грозу. Вливаясь в новую природу, материальную и культурную среду.
Во всех трёх случаях, впрочем, ты перестаёшь существовать как политическая единица. Часто – и как этническая.
Но не как генетическая.
Подобную трансформацию, судя по логике вещей, пережила и киевская культура. Мы помним: когда с готами наладился хоть какой-то модус вивенди, на её территории стали понемногу возвращаться бежавшие к венедам постзарубинцы. Перенявшие, естественно, образ жизни и быта венедов, а также принёсшие с собою их имя. Потому где-то к концу своего времени готы воюют именно с венедами -

- Германарих двинул войско против венетов.


Но после прихода гуннов и ликвидации политического господства готов эти венеты киевской культуры стали приобретать политическую самостоятельность. И процесс этот шёл довольно быстрыми темпами в силу того, что созданная и взросшая под воздействием готов местная элита здесь уже на многое влияла.
Да, и готов она не любила. И потому, надо полагать, усиленно укрепляла свою новую государственность. Используя, очевидно, гуннов как новую «крышу». Прямо один в один – обретшая после распада СССР независимость Украина. И её элита. Изобретающая пусть несчастную, но историю, пусть унылых, но героев, ведущая пусть мелкую, но злобную войну с бывшей метрополией. И всё лезущая в друзья к НАТО…
Трансформация киевской культуры в археологическом отношении прослеживается относительно смутно. Что, в общем, объяснимо. С точки зрения культурной для этих людей ничего не изменилось. К архаике добавилась архаика. А всё, так сказать, прогрессивное отправилось вслед за гуннами. Ремесленники – в обслугу. Воины – в войско. Красивые женщины – в гаремы. Ну, а всякие авантюристы и энтузиасты – в добровольцы.
А основная масса, как уже говорилось, снова сдвинулась в леса. Начав возвращаться уже после гуннов и – другими…
Но ведь то же самое касается и готов! Те же процессы коснулись и их! Тех, кто жил в степях Причерноморья, гунны либо уничтожили, либо увлекли с собою. И инкорпорировали в состав своего войска. Самые независимые – те, которые сумели в относительном порядке и суверенности отступить на Днестр, а затем на Дунай – и то стали союзниками гуннов. Например, Витимер –

- Hunis aliis –

- воевал за них с аланами.
С другой стороны, мы точно знаем, что в пределах бывшей Готии оставалось достаточно жителей и бойцов, чтобы даже поднимать восстания и воевать против гуннов -

- понемногу освобождаясь из-под их власти и пробуя проявить свою силу…


Это речь про некоего Вниитария, любопытнейшего представителя поздней готской власти, который оставил след даже в русской литературе. И в готских девичьих песнях.
По рассказу Иордана, он на год освободил свой народ из-под власти гуннов. Но этого, естественно, -

- не потерпел Баламбер, король гуннов; он призвал к себе Гезимунда, сына великого Гуннимунда, который, помня о своей клятве и верности, подчинялся гуннам со значительной частью готов, и, возобновив с ним союз, повел войско на Винитария. Долго они бились; в первом и во втором сражениях победил Винитарий. Едва ли кто в силах припомнить побоище, подобное тому, которое устроил Винитарий в войске гуннов! Но в третьем сражении, когда оба приблизились один к другому, Баламбер, подкравшись к реке Эрак, пустил стрелу и, ранив Винитария в голову, убил его; затем он взял себе в жены племянницу его Вадамерку и с тех пор властвовал в мире над всем покоренным племенем готов, но однако так, что готским племенем всегда управлял его собственный царек, хотя и [соответственно] решению гуннов.

И вот крайне интересно – где же это скапливались такие силы готов, ежели по степям туда-сюда катались волны озверелых гуннских всадников? Не в знакомых ли нам местах на Волыни, где мы оставили третью часть вторгшихся вельбаркцев? Всё сходится: сюда явно не могли забраться основные массы гуннской конницы – то есть способные на тотальное уничтожение всего и вся. Но вполне могло заявиться достаточное для установления политического господства соединение. Одно-два сражения между войсками, одно-два поражения – и рождается согласие на подчинение и выплату дани. Обыденная схема. Зато без геноцида.
Река Эрак же, где произошло решающее сражение, - несомненно, Днепр. Ещё византийский имератор Константин Багрянородный в своём сочинении «Об управлении империй» что-то знал о таком названии этой реки, упомянув Bapotix
Исследователи сообщают также, что –

- на итальянских мореходных картах-портоланах XIV-XV вв. встречается обозначение Днепра названиями «Erexe», «Eresse», «Elexe», «Elice».


Это тоже – явно от готов. Через готов крымских.
Конечно, в реальности даже такая расплывчатая локализация как Днепр мало что нам даёт для понимания тогдашнего стратегического положения сторон. Да и, опять же, Иордан не был современником событий. Да и слабо вообще представлял себе географию Восточной Европы. Но если всё же не считать его слова простой лишь фигурою речи, то Днепр у нас становится пунктом, до которого отступили либо гунны, либо готы. Гунны – вряд ли, ведь сильнее были на сей раз они. Значит, Дальше Днепра не хотели отступать готы. А поскольку от генов до печенегов география этих мест не очень изменилась, то, надо полагать, Винитартй защищал один из основных бродов – Зарубинский, либо Витичесвский, либо Каневский, либо Переволочненский. В общем, один из тех, по которым позднее перебирались на левый берег реки печенеги, половцы и прочие степняки. А значит, сердце страны Винитария мы можем без больших натяжек – если, конечно, всё вышесказанное не считать одной большой натяжкой, как лично я и склонен это назвать, - поместить всё в тех же волынских, древлянских местах.
А на левом берегу, там, где сидят киевцы и ранее была линия контакта между ними и черняховцами, теперь никто не мешает союзу венедов с гуннами. И принятию решения об пересмотре итогов давнишней, германариховой ещё победы…
А значит, период «разборок» между древлянами и их соседями можно удревнить как миниуи до конца IV века. И раз об этих столкновениях помнил даже автор «Слова о полку Игореве» в XI веке, то, следовательно, существовала определённая историческая преемственность между населением Древней Руси и теми, с кем бился Винитарий.
Ибо -

- время Бусово -

- очевидно коррелируется вот с таким рассказом Иордана:

Про них известно, что по смерти короля их Германариха они, отделённые от везеготов и подчиненные власти гуннов, остались в той же стране причем Амал Винитарий удержал все знаки своего господствования. Подражая доблести деда своего Вультульфа, хотя и был ниже Германариха по счастью и удачам, с горечью переносил подчинение гуннам. Понемногу освобождаясь из-под их власти и пробуя проявить свою силу, он двинул войско в пределы антов и, когда вступил туда, в первом сражении был побеждён, но в дальнейшем стал действовать решительнее и распял короля их Божа с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покорённых.

Ну, а дальше – про то, что именно усиления Винитирия не потерпел вождь гуннов Баламбер, про битвы с ним и гибель рикса готов.
Отрывок благодатный. Потоптались на нём тысячи исследователей – учёных и энтузиастов. А также сотни писателей – начиная с автора «Слова о полку Игореве». Не буду и я прерывать традицию, тем более, что эта война готов с пока ещё неведомыми нам антами знаменует важнейший этап в сложении нас, русских, как этноса.
Когда же произошло это столкновение?
Винитарий, как свидетельствует Иордан, был внуком брата Германариха. То есть рождён максимум лет через пятьдесят после того. Мы не знаем, когда могучий двоюродный дед воевал против венедов, но мечом его проткнули где-то незадолго до гуннского нашествия:

Узнав о несчастном его недуге, -

- это про Германариха, пострадавшего за нерыцарское отношение к женщине, -

- Баламбер, король гуннов, двинулся войной на ту часть остроготов… Между тем Германарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни.

Так ли он на самом деле долго жил, нет ли – сейчас не определить. Но коли так, то Винитарий к моменту безвременной смерти старика сам был уже сильно в возрасте.
Про Божа и про его возраст мы ничего сказать не можем вообще. Но вот третий участник драмы, всё тот же Баламбер, даёт нам ещё одну опорную точку.
Он является интервентом в королевство Германариха и косвенным виновником смерти дедушки. Но он же впоследствии стал и победителем Винитария. А это означает, что вторжение гуннов, смерть Германариха, восстание Винитария, война его с антами и гибель пришлись на не очень длинный промежуток времени. Коли уж всё уместилось на протяжении жизни Баламбера. Последний же едва ли мог стать царём гуннов в двадцать или двацать пять лет – не наследственная ещё монархия. Лет тридцать – тридцать пять минимум. И вряд ли было ему больше шестидесяти, коли являл он такую агрессивную энергию. Так что будем без большой ошибки считать его человеком 340 года рождения, а значит, война готов с антами была где-то в последней трети IV века.
Что же случилось между антами и готами, между Бозом и Винитарием? А затем и Баламбером?
К сожалению, ничего реального сказать тут невозможно. Археологических следов эта война не оставила. А исторический источник один – Иордан. Который «болел» за готов.
Но если попробовать реконструировать на базе тех скудных сведений, что мы имеем, то получается примерно такая картина.
1. У нас есть война между антами и готами.
2. У нас есть уничтоженные готские поселения в зоне соприкосновения культур киевской и Черняховской.
3. У нас есть гунны, которые объективно выступили за антов.
4. У нас есть анты не просто разгромленные, но разгромленные государственно, с уничтожением верхушки племени.
5. У нас есть анты, которые сразу же после гуннов появляются близ дунайского лимеса Империи и начинают активно с нею воевать.
Попробуем увязать эти, скажем, прямо, кисловатые данные в одну непротиворечивую картину.
Появляются гунны, и готы терпят от них тяжёлое поражение. В результате которого переходят в вассальную зависимость от победителей.
Тем не менее, позднее, наплевав на присягу и риск подвергнуться теперь уже тотальной зачистке, готы нападают на другого гуннского вассала. То есть формально – на своего союзника.
После ряда столкновений готам удаётся победить. Судя по тотальному попаданию в плен и Божа с сыновьями, и всей племенной элиты антов, враги, скорее всего, захватили их столицу.
Вот бы найти теперь её остатки!
Чем же анты так раздосадовали соседнюю «союзную республику» гуннской федерации, что та пошла на неё войною, едва только обозначился признак собственного суверенитета? Что-то допустили, видно, ужасно непростительное.
Думаю, современному россиянину и подсказывать не надо. За что пошла Грузия на Южную Осетию и Абхазию? Отчего схлестнулись Армения и Азербайджан? Отчего узбеки с таджиками резались?
Отзвуки старых кровавых счётов – раз. И два – попытка местного населения обеспечить свой контроль над собственными землями против новой титульной нации.
Что случилось, когда гунны обрушились и на черняховцев, и на киевцев? Археология говорит, что селения последних пострадали от вторжения не менее первых. Надо полагать, кочевники не сушили себе мозги прнципиальными отличиями одних от других. Земледелец? Дом есть, имущество есть, женщина есть? Теперь это моё. А по какому обряду уцелевшие похоронят погибших – дело ваше. Так что о союзничестве антов с гуннами, ради которого будето бы те впоследствии наказали готов, говорить как минимум рано.
Но что интересно. Судя по данным археологии, если до гуннов черняховские поселения чересполосно вползали на земли собственно киевской культуры, то после вторжения их тут не осталось ни одного! И возникает ощущение, что вовсе не все готские хутора были сожжены гуннами…
Кстати, в этой связи очень ценным представляется одно примечание к Иордану, что приводится на сайте «Востлит»:

Здесь Иордан употребил термин римского права. Антов он назвал dediticii, этим именно словом отметив, что они были покорены, имея оружие в руках. Иногда этим термином обозначались рабы, отпущенные на волю по закону Элия Сенция.

В общем, освободилась Грузия от власти Советского Союза, и повёл Тенгиз Китовани своих гвардейцев на Сухуми покорять отбившихся от рук абхазов…
Результат, правда, оказался другой. Президента Ардзинбу не распяли. Наоборот, бесследно исчезло грузинское «оккупационное» правительство Абхазии. Винитарию удалось больше, чем Шеварднадзе. Даже имя его, как подозревают, родилось из прозвища.
Ибо Винитарий (Vinithario – даёт Иордан) по-готски –

- Winiþarius

- происходит от

Winiþ-s – «венет», «сорб», «славянин».

Некоторые исследователи изображают вторую часть его так:

Vinithaharjis –

- и переводят как «Победитель венетов». Из чего кое-кто быстро сделал «Потрошителя», в качестве которого Винитарий и разгуливает по страницам исторических трудов.
Между тем, если быть совсем точным, то -

Harjis -

- переводится как –

- войско, армия.

То, что и сегодня по-немецки значится как -

- Heer.

От коего продуктивного понятия мы имеем, к примеру готский аналог «герцога» -

- harja-tug-a.

А тонкий знаток готского языка wiederda дополняет-исправляет это толкование ещё и следующим основательным замечанием:

Мужские имена по модели ‘этноним’ + о.-герм. *χarjaz «войско» (> гот. harjis στρατιά, λεγεών) широко представлены в древнегерманской антропонимике. Ср. ещё в Гетике 80 Vuandiliarius (с вариантами uuandalarius, uuandilarius, uuandaliarius) и Βανδαλάριος у Прокопия (V. 18. 29, 30-31) < гот. *Wandila-harjis, букв. «вандалов войско».. Имя Винитарий встречается в д.-в.-н. (Winidhari), д.-исл. (Vindarr) и др. Такие имена могли даваться в знак победы (состоявшейся или чаемой) над соответствующим племенем.

И поясняет, при чём тут победа, а не просто войско:

Необходимо иметь в виду семантические коннотации германского *χarjaz. Это не просто «войско». Это войско убивающее, грабящее и насилующее (feralis exercitus, по словам Тацита). Производный глагол о.-герм. *χarjōnan, откуда д.-а. hergian, д.-в.-н. heriōn, д.-исл. herja и др., имеет значение «опустошать», «подвергать разграблению» (ср. англ. to harry, нем. verheeren). Это этимологическое гнездо тесно связано с т. н. «одинической» мифологией (ср. д.-исл. Herjann, одно из имён Одина). И именно эту семантику имеет элемент *-χarjaz в личных именах рассматриваемого типа. Гот. *Winiþa-harjis – «разграбивший, опустошивший винитов».

Чудесно, я считаю. «Венетоопустошитель».
Но говорит нам это прозвище и ещё об одной очень важной вещи. Воевал-то Винитарий, может, и с антами. По в истории остался победетилем венедов. То есть на данном этапе в изложении Иорданом событий анты и венеды – одно и то же понятие. И воюет Винитарий, следовательно, как и Германарих, с венедами киевской культуры.
Но тут до него и дотянулась тогдашняя «рука Москвы».
Как мы знаем, поначалу гунны никаких союзников не искали. Им всего-то и нужно было чужое добро. Да место, где можно кочевать и пасти свои стада. Поэтому здесь, не в Степи, у уцелевших после первого натиска был шанс вполне мирно продолжать свою жизнь. Но, естественно, уже не бесконтрольно со стороны победителя. И вот тут и начинается разговор о форме мирных отношений.
Только это уж никак отношения не союзнические. Какие, к Тенгри, союзники, если ты полностью во власти моего меча, и всё, что мне надо, я смогу забрать у тебя бесплатно? То есть даром. Вот откупиться от такой перспективы – это ты можешь. И откупаться далее. На регулярной основе. Не всё ж нам воевать, верно? Надо и о будущем подумать, о детках, внуках. Да и бабе – тяжело ей одной-то. А мы люди незлобивые. Можно даже сказать, добрые. Думаешь, не болит у Баламбера Лютого душа за каждую сироту-сиротиночку?
В общем, остаётся только повторить трюизм, что ничто не ново под Луною. Мы прекрасно знаем, как организовали мирные отношения с покорёнными русскими победившие их татаро-монголы. Это ведь тоже не была постоянная оккупация, нет. Русские княжества даже сохранили некие огрызки суверенитета. Но было политическое подчинение. Иначе говоря – вассалитет.
Так какие у нас основания думать, что в абсолютно аналогичной ситуации (с поправкой, конечно, на время, ибо за девять веков формы общественных договоров изменились; впрочем, татары были в своё время ничуть не прогрессивнее гуннов) – словом, в той же ситуации отношения гуннов и ими покорённых племён должны были складываться иначе? С какой радости гунны должны были кого-то брать в союзники? Побеждённых берут в слуги, берут в вассалы – но союзничество всегда было и есть отношениями равных.
Да и источники про этот вассалитет под гуннами говорят вполне отчётливо. Со степняками на Византию и Рим пошли значительные массы германцев. Вполне сохранивших свою политическую организацию. Во главе с риксами и герцогами. На Каталаунских полях в знаменитой «Битве народов» на стороне Аттилы сражались кроме гуннов также и восточные аланы, и остроготы, и гепиды, и герулы, и франки. Вот бургунды не сражались, да. Потому что их Аттила вырезал почти под корень. Да что говорить! – того же самого Винитария вместе с гунном Баламбером наказывал гот Гезимунд, сын Гуннимунда.
Собственно, говоря о нём, Иордан сам и называет кошку кошкой –

- …который, помня о своей клятве и верности, подчинялся гуннам со значительной частью готов.

Воля ваша, но слова «подчинялся», «клятва» и «верность» означают в лучшем случае именно вассалитет. И никак не союз.
А следовательно, гунны наказывали Винитария за нападение на антов не за то, что он напал на их союзников. А на том же основании, на каком Золотая Орда посылала царевича Неврюя покарать непослушного вассала Андрея Ярославича, подравшегося с послушным вассалом – Александром Ярославичем.
Но самое интересное – чем же закончилась война антов с готами.
Мы уже можем догадаться решительно, что на захват своих земель гуннами и карательный поход груз… э-э, готов киевцы отреагировали привычным образом. Значительная часть рассеялась по лесам, где стали развиваться посткиевские культуры.
Зато другие естественным образом присоединились к гуннам. Вместе с которыми постепенно сместилась на юг, к Дунаю и позднее в Паннонию. Где византийцы затем застают гуннов празднующими «страву» и запивающими еду «мёдом». Если, правда, то гунны были, а не вполне уже освоившиеся в их конгломерате киевцы-посткиевцы. Тем более, что у того же Приска есть указание, что –

- эти люди жили в деревнях, использовали «моноксилы» , т.е. лодки-однодеревки (изготовленные из выдолбленных древесных стволов), пили мед и ячменный напиток, который они называли камоном.

А по пути поселения носителей посткиевских культур распространяются на территорию собственно черняховской культуры. И можно предположить, что киевцы-посткиевцы действовали под «крышей» гуннов. А то и с использованием их отрядов в качестве сил вооружённой поддержки.
И вот тут, собственно, во время этого продвижения венедов-антов на юг мы и видим последний акт военной драмы между готами и венедами. Во многих местах – там, где черняховцы не были дотоле вырезаны гуннами и сохранили свои традиции – можно видеть, как эти традиции прекращают своё существование. Обратная волна пошла. «Вот она, проклятая Германия!» - мог бы гласить плакат, вывешенный на черняховском пограничье, если бы у антов был свой Илья Эренбург и Управление пропаганды среди войск и населения противника в составе ГлавПУ КА. И теперь уже у готов сохраняются крайне неприятные воспоминания об этом времени. Как в 1945-1947 годах прусская культура была ликвидирована вплоть до Одера, так и тогда в ходе «освободительного похода» - правда, продолжавшегося куда дольше нашего, - исчезла, вымерла черняховская. Так что естественно, что когда половцам удалось спустя 700 лет неким образом наказать наследников антов, готские девы тут же расцветают и поют народные песни о «времени Бусовом»…

ФАЦИТ: 340 г. – конец IV в. На готскую державу нападают гунны, в результате чего она распадается политически и этнически. Одним из отпадших от неё кусочков является венедское общественное образование, известное нам как киевская археологическая культура. Очевидно, что это было возможно только при условии замены сюзерена с готов на гуннов, то есть вступление с гуннами в отношения вассалитета. Готы, не ушедшие от гуннов, а оставшиеся на месте также на условии вассальной зависимости от гуннов, по какой-то причине напали на неких «антов» - которые, по словам древних авторов, были то ли потомками, то ли частью венедов. Присоединившись к гуннам, эти венеды-анты окончательно решают «нотский вопрос» путём полного выкорчёвывания черняховской культуры.
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments