Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские и славяне

Как же жила весь, чем была занята, какой её видели современники?
Ну, за её плечами, как видим, вся история северо-европейского кластера – от первых пришельцев, охотников за северными оленями и носителями Y-хромосомы I1, до прихода сюда уральских носителей N1c, от культуры ямочно-гребенчатой керамики до распада культуры сетчатой керамики дальнейшего постепенного обособления прибалтийско-финнских народов друг от друга. Собственно, вепсы, как считается, и стали одним из продуктов такого распада, выделившись во второй половине I тысячелетия нашей эры в межозерье между Онежским и Ладожским озёрами. Там и была их основная этническая территория, откуда они закономерно продвинулись в самом конце тысячелетия в юго-восточное Приладожье.
Почему продвинулись? А потому, что Ладожское озеро то позволило. Потому что вплоть до VII века местная геология была устроена так, что Ладога не имела тогда выхода в Балтийское море через Неву; Невы тогда не было, между реками Тосна и Мга был водораздел. Поэтому и уровень озера был выше нынешнего настолько, что Волхов тёк в Ильмень, а не наоборот, как сегодня. Соответственно, площадь его тоже была больше.
Но при этом получилось так, что весь оказалась здесь новым племенем для уже успевших поселиться в южном Приладожье кривичей и словен. Поэтому вновь совершенной ерундой представляются мне попытки интерпретировать сообщение Иордана о «васинабронках» - в том самом перечне народов, о котором уже шла речь, - как первое упоминание о веси. Не было в VI веке никакой веси! Все разумные данные – археология, могильники, арабы, русские летописи – синхронно начинают их видеть лишь в X веке!
Правда, весь поселилась вдоль реки Свирь и вплоть до Белого озера, так что особо тесных сношений с обитавшими в устье Волхова словенами и кривичами не имели. Более того, похоже, что сама Ладога была таким же удалённым форпостом веси, как и собственно Приильменских словен и ещё более далёких кривичей.
Кстати, именно арабский автор, знаменитый Ибн-Фадлан оставил первое бесспорное упоминание веси:

Царь рассказал мне, что за его страной на расстоянии трёх месяцев пути есть люди (народ), которых называют Вису. Ночь у них меньше часа.

В русских летописях, правда, весь упоминают уже в связи с событиями 860-х годов. Но поскольку сами анналы были созданы лишь в XI веке, то полностью доверять их свидетельству, опрокинутому на 200 лет назад, не безопасно. Тем более что в дальнейшем в писцовых книгах, а также в житиях святых, в Земле Русской воссиявших, вепсов чаще всего величают как «чудь».
Вообще говоря, складывается ощущение, что весы/вепсы проявили себя этакими живчиками. Из своего межозёрного угла они добрались до Карелии, где стали частью карельского этноса под именем людиков и ливвиков. Часть забралась ещё севернее и стала северными вепсами. Часть ушла на северо-восток, в Обонежье и Заволочье — этих прозвали в русских источниках заволочской чудью. Часть дошла, судя по топонимике, до Архангельска и даже до Мезени. А часть удалилась южнее и, как полагают, приняла участие в формировании западных коми.
Некоторые авторы именно весь связывают с легендарной Биармией скандинавских саг. Возможно, так и есть. Во всяком случае, по географической привязке подходит…
Экономика веси, как показывают раскопки, строилась на охоте и рыбной ловле. А вот земледелия археологи не отмечают. Скорее всего, именно поэтому древняя весь не оставила после себя ни остатков хорошо выраженных долговременных поселений, ни погребальных памятников.
С другой стороны, сразу после участия в «призвании» - или, иными словами, после вхождения в состав первого древнерусского государства – втянутая в его состав весь зашагала вперёд, что называется, семимильными шагами. Находки в появившихся здесь курганах показывают достаточно высокий уровень социально-экономического развития веси в XI-XIII веках: здесь в подарок мёртвым не жалели оставлять оружие, ювелирные украшения, монеты, причём как восточные, так и европейские:

В Южном Приладожье имеются курганы конца IX-Х в. с сожжениями, своеобразные по погребальному обряду и принадлежавшие, возможно, веси, но уже подвергшейся славянскому и скандинавскому влиянию. Эта группировка уже порвала с древним образом жизни. Её экономика и быт во многом напоминали экономику и быт западных финно-угорских племен - води, ижоры и эстов. На Белом озере имеются древности Х и последующих столетий - курганы и городища, принадлежавшие веси, уже испытавшей на себе значительное русское влияние.

Понятное дело: курганы оставили явно люди, втянутые в экономические отношения Руси. И руси. То есть элита, обосновавшаяся вне традиционных для племени хозяйственных процессов. А остальное население продолжало себе охотиться и путешествовать, в результате чего, как сказано, дошло до аж до Архангельска.
Tags: Русские и славяне
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments