Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские и славяне

16.6. Чудь и другие финно-угры

Чудь – тоже отдельный феномен.
На первый взгляд, в нём нет ничего странного. Чудь – собирательное существительное, термин для…
Для кого?
По той же семантической форме называли другие народы. Так называли, как мы помним,  весь. Вспомним список данников Руси:

И се суть инии языцѣ, иже дань дают Руси: чудь, весь, меря, мурома, черемись, мордва, пѣрмь, печера, ямь, литва, зимѣгола, корсь, нерома, либь: си суть свой языкъ имуще, от колѣна Афетова, иже живуть на странахъ полунощныхъ.

Итак: чудь, весь, черемись, пермь, ямь, корсь, либь. Из других списков сюда можно присовокупить русь, водь, сумь.
Есть ли тут какая закономерность?
Собирательность? Да, безусловно. Это явные этнонимы, под общей "крышей" которых подразумевалось наличие разных если не племён, то этнических групп.
Финнскость? Да, похоже. Большинство в списке – финноязычные народы, включая самих суоми. Но чёткость картины портят черемисы – то есть марийцы, то есть волжские финны, - и курши, которые вообще принадлежат к западным балтам, родственным западной голяди и происходят, скорее всего, от носителей культуры западнобалтских курганов. Да и ливь-ливы к финноязычным относятся, конечно, но это балтийские финны. Как мы помним, с северными и волжскими генетически не тесно связанные.
Итак, первый вывод можно сделать такой: под термином чудь значилось несколько разных этнических групп, с большой вероятностью финноязычных.
Подтверждение этого тезиса мы видим немедленно: в той же "Повести временных лет", но в другом списке, чудь уже делится на два отряда:

русь, чюдь –

Причём эта чудь –

- чюдь присѣдять к морю Вяряскому –

- наряду с ляхами и пруссами; и вторая чудь, заволоцкая, в составе –

- и вси языцѣ: меря, мурома, всь, мордва, заволочьская чюдь…

Что нам даёт это место? Как минимум, две разные чуди – соседку руси на Балтике и далёкую в Заволочье. На сей раз Заволочье вполне определённое: между Онегой и Белым морем, за Кенским волоком.
Что даёт последнее? То, что в этих местах "бесхозные" финские древности находятся по реке Сухоне и её притокам, а также в верховьях реки Луза, правого притока реки Юг, впадающей в Северную Двину. И поскольку именно по этим рекам шёл непременный путь новгородских сначала переселенцев, затем колонистов и, наконец, хозяйственников к низовьям Северной Двины, а также на восток и к Уралу-Оби, то почти наверняка под чудью заволочской (на новгородском диалекте – заволоцкой, отчего я буду далее предпочитать именно такое написание) имелось в виду население, упомянутые древности и оставившее.
А что это за древности? А они, оказывается, характерны керамикой с ямочно-гребенчатым орнаментом типично финскими "шумящими" подвесками в виде уточки или конька.
Таким образом, в виде заволоцкой чуди мы застаём какие-то реликты культуры ЯГК, пришедшие, однако, когда-то давно с Урала в составе первых урало-финских экспансий. То есть ребята, скорее всего, монголоидного облика, с гаплогруппой N1, без особых собственных технологий, раз с радостью ухватились за технологии ЯГК. То есть как бы не те самые, которые и разбавили собою реликтовое население "первоевропейцев" из I1a. Впрочем, есть археологические данные, что и носители фатьяновской культуры сюда тоже доходили. И льяловской – тоже.
Могли ли они быть похожи на чудь балтийскую, в которой все видят эстонцев? По антропологическому облику – едва ли. А вот по генетическому сказать что-либо трудно, коли мы до сих пор так и не идентифицировали чудь на Сухоне с каким-либо известным племенем.
Разве что попробовать.
Итак, что-то понятное здесь после льяловской культуры появляется около середины III тысячелетия до н.э., когда сюда с юга, с Поволжья, приходит население волосовской культуры. Люди эти оказались и с коммерческой, и с художественной жилкой: у них орудия достаточно совершенной формы, у них кремнёвые фигурки животных, птиц и рыб, выполненные в реалистическом стиле, у них торговля с Прибалтикой, откуда им поставляется даже янтарь. Вопрос: чем таким особенным могли прельстить владельцев янтаря обычные вологодские охотники и рыболовы? Какое такое уникальное товарное предложение они сделали? Меха? Так в те поры ещё и Прибалтика вся в лесах стояла, живыми шкурками кишела…
Нет ответа…
В эпоху бронзы, во II - начале I тысячелетия до н.э., здесь появляется население, связанное с камско-уральским кругом культур. Тогда же, около 3,2 – 3 тысяч лет назад сюда вторгаются с запада фатьяновцы, причём какая-то часть их, накрепко связанная с "топорным" происхождением, ибо своими топорами поделились с будущими археологами не скупясь.
В результате, как и положено, тут начинает отмечаться керамика с отпечатками тканей или сетки – да, знакомая уже культура сетчатой или текстильной керамики, квантовый синтез ЯГК и фатьяновской. Начинает, судя по этому, складываться население северно-финское, если позволено будет так сформулировать. Следовательно, предковое для коми, вепсов, самих финнов, возможно, перми.
Около 2860±60 лет назад (т.е. IX век до н.э.) здесь народ вдруг (!) осваивает плавку железа и железоделательное производство. Тут же возникают укреплённые поселения, по многим признакам – внимание! - близкие поселениям дьяковской культуры. Ага – только та возникла 200 лет спустя и не здесь. Но происходила из того же круга культур сетчатой керамики, да.
Ещё одна загадка, тем более интересная, что ближе к началу новой эры здесь появляются характерный, известные нам погребальные сооружения в виде "домиков мёртвых" – наземные срубы размером 5 на 4 метра с остатками погребений по обряду трупосожжения. И разу – ещё одна загадка: в этих погребениях оказались и предметы степного вооружения! Причём не из бедных, а мечи и кинжалы, навершие ножен и так далее. Не просто воинов хоронили по "дьяковскому", финнскому обряду, в – богатых воинов, очень богатых воинов. Вождей. Вопрос: что они делали в вологодских лесах?
Часть ответа есть: если учесть женские украшения, имеющие аналоги в Волго-Окском междуречье и Прикамье, то оттуда же могут быть и всадники. Но до новой эры? Кто такие? А если добавить находки в "домиках мёртвых" золото-стеклянных бус из Египта, где технология их изготовления как раз и была разработана в последние века до новой эры в Александрии, - то эти богатые всадники с так богато ухоженными подругами становятся загадкой прямо-таки жгучей…
Но и позже сюда наведывались всадники из степей. И не так просто, а – оставляя здесь свои курганы. С вещами в них, близкими – догадаетесь? – да, инвентарю "домиков мёртвых"!
Напомню: это реки Сухона, Юг, Северная Двина вон в близкой доступности. А тут в IV - V веках новой эры начинают огромные погребальные курганы возводиться - высотой до 8 метров и диаметром до 30. Это вообще о финно-уграх речь идёт или о ком?
Ну, да, чуточку лукавлю: как раз это уже практически не загадка. Это время гуннов, которые со своего пути от китайской границы загоняли за Можай всех, кто не покорялся и не вливался в их орду. Так у нас угры, будущие венгры близ Урала возникли. Могли они или некто, им подобный, до Сухоны доскакать? Вполне. Булгары степные чуть позже вообще себе родину среди Камских лесов нашли. И тем не менее…
Вот, похоже, из вот этих слагаемых и получилась чудь заволоцкая. Не дикари лесные, стрелами с костяными наконечниками скудную добычу в дебрях выцеливающие. А народ, вполне достойный в одном ряду стоять с раннефеодальными племенами, которые вольны торговать, вольны драться, вольны выносить сперва варягов, а затем друг друга, -
- легенда, да! Но отражающая определённый уровень цивилизованности, в котором чудь, весь, меря, словене, кривичи и скандинавы из-за моря стоят на примерно одинаковой степени культурного и социального развития. А та чудь, которая заволоцкая, - равна чуди местной, прибалтийской. Да ведь и летописец чётко ставит чудь на одну доску с прочими племенами-«призывальщиками»…
Ещё одно надо отметить: "чудь" – вряд ли от "чудные". Чудный – не от чудного, а от чудного. Сиречь, от существительного "чудо". Далее филологи низводят его через праславянское *čū́do "чудо, чары" к древне-индусскому ā́-kūtiṣ "умысел".
А вот "чудной" в нынешнем русском сближается со "странный". А от того один шажок до "чужой". То есть в этом смысле "чудь" можно было бы отобразить как "чуждь". Что, кстати, с нами готовно и делает подсознание, ненавязчиво, но диктующее именно такое понимание этнонима "чудь".
Хорошо, тогда от чего пошёл наш "чужой", "чуждый"? В древнерусском, говорят нам филологи, это было "чужь", в древнеславянском – якобы "штоуждь", в праславянском - *tjudjь. Опа!
Нет, эти версии я привёл не потому, что верю в их подлинность. Нет – потому, что убеждён в, скажем так, пониженной социальной ответственности многих лингвистов. Не всех – и за то можно быть только благодарным Провидению. Но и для сожалений поводов более чем достаточно…
И вот когда праславянское *tjudjь очень привычно называют производным от готского "þiudа" – "народ", начинаешь задумываться, нет ли у филологов-лингвистов предков среди наполеоновских солдат, попавших в плен в 1812 году. Ну, тех, которые заслужили тёплое прозвище "шаромыжники".
Вот кто бы мне раскрыл суровую тайну тайн, кто такие праславяне? И как они называли себя и другие народы до того, как во II веке нашей эры готы вошли в соприкосновение с теми, кого можно было тогда хотя бы теоретически отнести к праславянам? Мы знаем по меньшей мере три общности, которые могут быть условно соотнесены с праславянами в ту эпоху. Это оксывские и пшеворские группировки в районе нынешней Польши. Это днепро-двинские и производные от них общности, наследники ямных земледельческих диссидентов. И, наконец, это носители киевских древностей, производные от зарубинецких и далее вниз, до скифов и киммерийцев.
И у них у всех не было термина для понятия "народ"? Они судорожно сучили ножками в беспомощных попытках хоть какое-то слово подобрать для совокупного поименования себя самих, дожидаясь, когда придут готы? А если бы готы не пришли?
Те же филологи утверждают, что "народ" – термин происхождением от "народити", от "рода". Ну, это понятно. Даже можно забыть про всякие там палатализации, диссимиляции, конъюгации... Или это у инфузорий? Неважно. Факт, что если внять филологам, то процесс рождения людей как-то проскользнул мимо внимания праславян. И потому они набили себе шишки на лбу, прикладывая к нему ладошки козырьком в стремлении поскорее узреть, не торопятся ли там готы принести им правильное именование слова "народ"…
Впрочем, что-то похожее с готским в слове "чудь" всё же присутствует. И даже не с готским. А с древнесеверным. И вообще – с древнегерманским theod – «люди», «народ». Оно, в свою очередь, пошло от прагерманского Þeudā, обозначавшего "народ". То - от ещё более раннего *teuta в значении «народ», «люди». Эта изначальная форма сохранилась, скажем, у тех же скандинавов для обозначения немцев – tysk у шведов, норвежцев, датчан, þýska у исландцев.
Да, так в конечном итоге стали обозначать немцев. Но кто-то воздвигал запреты на обозначение прагерманцами других народов тем же термином?
А теперь вспомним совсем древнюю историю, когда в описанных позднее в эпосе битвах сходились будущие скандинавы, из, условно говоря, исконно-европейских общностей с маркёром I1, из культур топорников-шнуровиков с R1a и из любителей колоколовидных кубков с R1b. Про генетику те люди тогда ничего не знали, но у R-носителей индоевропейских диалектов наверняка должно было сложиться определение для доиндоевропейского населения, с коим они встретились.
И далее – в Скандинавии и на севере Германии они постепенно слились. Но не забыли о древних идентификациях. И когда уже германоязычные пришельцы оказались на севере Восточной Европы, они вновь увидели там людей, до боли напомнивших прежних врагов-партнёров, продолжавших традиции ямочно-гребенчатой керамики. Они, конечно, каким-то этнонимом себя тоже идентифицировали. Каким – мы уже вряд ли когда узнаем. Но германоязычные пришельцы определили их по старой легендарной памяти как þiudа. Возможно, как раз от их самоназвания и оттолкнувшись.
Но, может быть, и нет. Потому что, сообщают филологи, слово «чудь» финно-угорской этимологии не имеет. И более того: сами финны не склонны себя с этим понятием идентифицировать. Так, например, именем «thiudе» в сказках собственно финского народа саамов называли врага, притесняющего лопарей, а также разбойников.
Примечательно также, что хотя народ весь-вепсов вплоть до XX века называли «чудью» даже в официальных документах, сами вепсы называют себя lüdikeled (северные вепсы) и  vepsläižed (средние). Южных вепсов величали «чухари» - от самоназвания čuharid. Тоже, в общем, не "чудь".
Итак, получается, что "чудь" для северных финнских народов – этноним внешний, не собственный. Кем-то навязанный некогда северному сообществу племён и народов. Кем?
Вспомним, что здесь, возле Ладоги, проживали с 750-х годов не только кривичи, словене, весь и так далее. Здесь существуют совершенно неоспоримые следы скандинавского присутствия. Это ещё не русы, это именно выходцы из Скандинавии, точнее, по профессиональным ощущениям археологов, - с острова Готланд. Зачем они сюда пришли, мы поговорим в следующих книгах, но факт, что именно скандинавы стали основателями первого поселения на месте города Ладога.
От них, тогдашних готландцев, до исторических готов, разогнанных гуннами, – дистанция, конечно, длинная. Лет в пятьсот. И тем не менее готское thiudа – «народ» - более всего походит на основу для термина «чудь». Восходит, как говорилось выше, к древнегерманскому theod – «люди», «народ».
Скандинавы в Приладожье появляются ранее славян. Их, как говорится, и тапки в первых обозначениях живших здесь финнских племён. Славяне, впрочем, тоже отметились: то же название lüdikeled - «говорящие по-людиковски» - восходит к русскому «люди».
Может ли такое быть? – что какой-то народ обозначается не своим самоназванием, а чужими словами? Сколько угодно! Вспомним тех же немцев, которые у славян обозначаются именно этим словом, хотя сами называют себя по-другому. Возможно, и чуть именовала себя совсем иначе – но за отсутствием собственной письменности и этнографических экспедиций в древние времена это самоназвание до нас не дошло.
Оглянемся, скажем, на вепсов – та же абсолютно история; разве что с этнографическими экспедициями им повезло:

В вепсском языке народ называется словом rahvas, как и в родственных прибалтийско-финских языках. Прежде всего, это слово обозначало «людей определённого круга, известных говорящему если не лично, то хотя бы допускающее возможный непосредственный контакт». Такая ситуация была обусловлена особенностями расселения и социального развития вепсов. В значении же «народ, этнос» это слово приобрело в последнее время. До XIX в. у эстонцев слово rahvas выступало составной частью эндоэтнонима maarahvas (дословно «народ земли»), имеющего прозрачную этимологию.
Вепсские же этнонимы не имеют однозначного толкования. средние -vepsläized, хотя некоторые из них называют себя и lüdileized, liidinikad. Южные вепсы именуют себя vepsläzed ~ bepsläized ~ bepsal'zed (см. об этом также Joalaid М., 1998, lk. 54). Со своей стороны добавим, что в дополнение к уже названным этнонимам во время наших последних экспедиций в 1995-1998 годы у средних вепсов нами зафиксированы meiden rahvaz или icemoi rahvaz «наш, или свой, народ» и meiden kel'cced или meiden küucced (последний - это вариант вологодских вепсов, у которых звукосочетание el'>üu) «говорящие на нашем языке». (http://kunstkamera.ru/files/doc/egorov_diss.pdf)

О том же свидетельствуют практически все исследователи:

Единое название народности «вепсы» повсеместно в сознании носителей языка и в официальной статистике утвердилось лишь на рубеже 1920-1930-х годов в период национально-государственного и языкового строительства. …Поскольку этноним в основной массе представлен на востоке вепсского ареала, а если, кроме того, принять во внимание, что в письменных источниках весь устойчиво привязывалась к Белозерью и в списке по разным поводам перечисляемых племен и народов следовала между мерей и муромой, то есть основания для поиска восточных, не прибалтийско-финских, корней этнонима. Он, возможно, пришел в прибалтийско-финскую среду вместе с иным этнокультурным влиянием, которое исследователи склонны отмечать в разных срезах вепсской культуры (Муллонен И.И., 2001). (Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/vepsskiy-glagol#ixzz56rT2l0pA)

Таким образом, "чудь" получается у нас внешним, так сказать, этнонимом. И самоназвание племён, объединяемых некогда под этим термином, мы, скорее всего, даже знаем: в одном месте это эсты, эстонцы, в другом, например, ижора, в третьем водь, в четвёртом ещё кто-то, к нынешнему дню, возможно, ассимилированный и ставший тем самым "северным русским" с генетикой, аналогичной северным финно-уграм.
А что термин этот германского происхождения, тоже вполне закономерно. Как уже сказано, первыми из будущих слагаемых русского этноса с чудью контакт начали скандинавы, готландцы. Вполне закономерно получилось, кстати: "Вы кто, как называетесь? – Рахвас. – Что это значит? - Народ, люди! – А-а, чудь, значит!".
А поскольку в дальнейшем скандинавы из Приладожья практически не уходили, эволюционируя постепенно в русов, то и этноним закрепился, став нормативным для иноязычных пришельцев – кривичей, словен и так далее.
И так сходится вообще всё. Русы - скандинавоязычны. Русы – современники чуди. Русы с чудью участвуют в совместных, как бы сегодня сказали, проектах. Русы и навязали фактически всем этноним для обозначения потомков древнего доиндоевропейского населения Европы.
Соответственно, мы вряд ли можем что-то содержательное сказать о жизни и быте чуди. Потому что это – собирательное понятие для разных народов. А те жили так, как в целом характерно для прибалтийско-финнских племён (в частностях, понятно, по-разному).
Поэтому для беглого обзора остальных финно-угров я воспользуюсь несколько старой, но замечательной работой П.Н. Третьякова «На финно-угорских окраинах Древней Руси».

Исторические и археологические данные свидетельствуют о том, что до последней четверти I тыс. н.э. финно-угорские группировки Поволжья и Севера ещё в значительной мере сохраняли свои старинные формы быта и культуры, сложившиеся в первой половине I тыс. н.э. Хозяйство финно-угорских племен имело комплексный характер. Земледелие было развито сравнительно слабо; большую роль в экономике играло скотоводство; ему сопутствовали охота, рыбная ловля и лесные промыслы...  Люди жили кое-где по берегам озер и по рекам, имевшим широкие поймы, служившие пастбищами. Необозримые пространства лесов оставались незаселёнными; они эксплуатировались как охотничьи угодья, так же как тысячелетие назад, в раннем железном веке.
Конечно, различные финно-угорские группировки имели свои особенности, отличались друг от друга по уровню социально-экономического развития и по характеру культуры. Наиболее передовыми среди них являлись чудские племена Юго-Восточной Прибалтики - эсты, водь и ижора. Как указывает Х.А. Моора, уже в первой половине I тыс. н.э. земледелие стало у эстов основой хозяйства, в связи с чем население обосновалось с этого времени в областях с наиболее плодородными почвами. К исходу I тыс. н.э. древние эстонские племена стояли на пороге феодализма, в их среде развивались ремёсла, возникали первые посёлки городского типа, морская торговля связывала племена древних эстов друг с другом и с соседями, способствуя развитию экономики, культуры и социального неравенства. Родо-племенные объединения сменились в это время союзами территориальных общин.

А вот – относительно разницы между племенами:

Водь и ижора во многом приближались к эстам. Среди поволжских финно-угров наиболее многочисленными и достигшими сравнительно высокого уровня развития были мордовские и муромские племена, жившие в долине Оки, в среднем и нижнем её течении.
Указывая на связь поселений и могильников древних финно-угров с широкими речными поймами - базой их скотоводства, П.П. Ефименко обратил внимание на инвентарь мужских погребений, рисующий мордву и мурому I тыс. н.э. как конных пастухов, несколько напоминающих по своему убору и вооружению, а следовательно, и образу жизни кочевников южнорусских степей.

Это, кстати, может подтвердить гипотезу, согласно которой первоначальная мордва – это иранояычное племя (скорее всего, известное нам как буртасы, в VII веке перебравшееся на север, в Поволжье, уходя то ли от хазар, то ли от арабов, что вели в это время жестокие войны против хазар, то ли ещё от кого…
Tags: Русские и славяне
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments