Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Русские среди славян




Таким образом, что здравый смысл, что исторические и археологические свидетельства привели нас к простому, но для многих кабинетных историков нетривиальному выводу: везде по речным руслам транзитных путей на Восток – в подходящих для этого местах, конечно, - должна была возникать судостроительная и судоремонтная инфраструктура. Не мгновенно, но – неизбежно.

Откуда сама собою рождается практическая вещь номер два: на этой транспортной структуре должна была постепенно нарастать обслуживающая инфраструктура.

Во-первых, это очевидно. Раз уж реки – дороги, то к ним, как к дорогам, стремилось и обслуживание тех, кто по ним передвигается. Via est vita ещё и не в философском, а в чисто утилитарном смысле: чтобы проехать, надо прожить, а чтобы прожить, надо прожевать. Пищу. И запить её. И желательно не только водою из самой речки. Поэтому моряку ли, солдату, пирату, варягу или русингу нужны на дальнем пути ночлег, еда, удовлетворение сексуальных и прочих естественных надобностей. То есть необходим сервис. Про рембазы мы только что говорили – но ведь не зря же и сегодня при бензозаправках не только автосервисы, но и кафе да туалеты оборудуют!

А для местного населения заработать на питании-сопровождении-развлечении путешествующих – святое дело. И вновь налицо совпадение интересов.

Да, конечно, при взгляде на реальную историю мы видим, что без всего вышеозначенного воины, что пешие, что морские, что речные, могли обходиться и обходились. Сервисы, о которых зашла речь, - дело, скорее, последнее. Когда транзит уже налажен, а контакты между пришельцами и автохтонами уже миновали неизбежную стадию начальной враждебности. Но если говорить конкретно о русских реках, то они требовали сервисов, без которых транзитникам обходиться  было трудно. Или вовсе невозможно.

Например, кто-то должен был проводку кораблей через пороги обеспечивать. И через волоки. Ведь, если говорить опять же о том пути, с которого началась история Руси, о Неве-Ладоге-Волхове, то даже по большой воде можно было пройти на судне лишь немногим дальше Ильменя. Не дальше бассейна этого озера. А из одной речной системы в другую можно было попасть лишь через волок. Да не через один. Привязаться хоть к тому пути, который мы уже разбирали выше: от Ладоги до озера Ильмень, а далее по рекам Ловати, Кунье, Сереже, волок в Торопу, далее по Торопе, Западной Двине, Каспле, озеру Касплинское, ещё раз волок - в речку Катынь и лишь оттуда – в Днепр.

Как эти волоки преодолеть? Поднять кораблик на плечи и понести? Между прочим, водоизмещение знаменитой ладьи викингов, найденной в позапрошлом веке вблизи фермы Гекстеда (относительно небольшой лодки: длина - 23,8 метра, ширина - 5,1 метра) составляло 28 тонн.

корабль из гостада чб

Осебергский корабль (Цит. по: XVIII)

Вес корабля не равен, естественно, водоизмещению, но, в общем, деревянную конструкцию соответствующего объёма тоже на закорках много не потаскаешь. А судно на сорок человек сколько весит?

Значит, катить его? Ну, конечно. Корабли на колёсах, что якобы так изумили греков в Царьграде, наверняка всего лишь – корабли на катках. Не дырки же в бортах под оси колёсные пробивали?

Но ведь суда не только переволочь надо. Надо их ещё от груза освободить. А куда деть? В котомку за спиною?

А ведь ещё кто-то охранять всю эту процессию должен. Мало ли людей лихих? Или других таких же воинов мощных и гордых, которые дорогу уступить требуют. А глазом этак на добычу твою косятся…

А покормить – да, покормить! - творящих тяжёлую физическую работу мужчин? Где взять? Отправить кого-то на охоту? Можно представить себе, как быстро сделает ноги любая потенциальная добыча, почуяв запах пота от сорока ворочающих тяжкий груз мужиков и услышав размеренное: «Эх, родимая, сама пойдёт!».

Я ведь почему так подробно эти очевидные вещи излагаю? Потому что в гигантском массиве исторической научной литературы, описывающей материальные следы былых культур и народов, довольно редко можно встретить подобные размышления об инфраструктурной составляющей жизни. Фраза типа «для данной культуры характерны венцевидные что-то там…» - характерно характерна. Или – «в 882 году князь Олег собрал большое войско и отправился на Киев».

А чем, например, кормил он это войско, пока оно собирается? Это ж не советский солдат срочной службы. Это мощный профессиональный воин, его на перловке и пустых щах не продержишь. И это не «дух» - его свободное время мытьём туалета зубной щёткой не займёшь. А армия, не имеющая занятия, обычно склонна находить его сама. И это – точно не самые благовидные дела. И если даже и в наши дни матроса, не занятого делом по самые гланды, сравнивают с сорвавшейся с креплений пушкой, то что могли сотворить тогдашние профессиональные убийцы с гипертрофированным самомнением и стремлением к славе?

Правильно, убийства. И прочие уголовные преступления, из которых даже изнасилование становится едва ли не самым извинительным. Всё ж был шанс, что с прибытком девушку оставят…

И это не сальная шутка. Так тогда и верили. Преступлением было то, что посягнули на женского рода собственность мужчины – отца или мужа. А понести дитя от могучего богатыря… Это даже почётно. Да хоть сказки русские вспомните.

Но командиру в любом случае, если он не хочет полной деморализации войска, приходится думать о том, как удержать военных от подобного рода увлекательных занятий. И о том, например, как переволочь эту массу вооружённых сорвиголов из Волхова, например, в Днепр?

Ведь местные люди на волоках сидят! И давно приспособились и обслуживать их, и защищать. И потому у тебя выбор простой: с ними или против них.

Предположим – против. Разметал ты «владельцев» одного волока. Воины у тебя хорошие – могут. Но значит, обратно ты по этому конкретному месту не пройдёшь. Завалы-засеки вместо ровного пути окажутся. Потаскай-ка кораблик на плечах или катках вопреки воле туземцев! Вон князь Святослав попробовал – потом долго чашей для вина печенежскому хану служил. Ну и что, что это случится много позже! Природу порогов и навигации через них время не отменяет. Разве только конкретика другая – конкретика того, как используют твой череп лесные лучники, в отличие от степных…

Да что там говорить, когда совсем недавно – во времена Крымской войны – происходили события, один в один иллюстрирующие то, что могут даже слабо вооружённые туземцы сделать против боевых судов и морской пехоты:

Поморы, вооружённые охотничьими ружьями, обстреливали высаживавшиеся с кораблей десанты моряков-мародёров, не давали им провизии, прятали в лесах скот, не шли на переговоры с врагом, прибегали к тактике партизанской войны. /330/

И ведь так ничего и не добились англо-французские агрессоры на Белом море!

Но даже если в самом лучшем случае ты «партизан» отловишь и перевешаешь… А дальше-то что?

Во-первых, опять же получается, что корабли придётся самому тянуть. Плюс – деревья на катки самому рубить-обтёсывать. Плюс груз на закорках перетаскивать.

А во-вторых, свято место пусто не бывает. И на следующий раз, когда ты здесь окажешься, тебя снова встретят стрелами. Ибо репутация у тебя уже будет подмочена. Так что если ты намереваешься ходить здесь не раз и не два – проще и для здоровья полезнее дать мзду малую ватажке местной, которая за то уж на себя все твои транспортные заботы возьмёт…

В общем, хочешь не хочешь, а надо договариваться с кем-то из местных, чтобы оказали содействие как в перевалке грузов, так и в замене плавсредств.

Вот что пишет, например, директор Института археологии Российской академии наук академик Николай Макаров, системно исследовавший Ухтомский волок возле Белого озера:

На юго-восточной окраине деревни Волок начинается старая тележная дорога. Она соединяет Волоцкое и Долгое озера. Далее дорога идёт лесом. Её ширина составляет два — четыре метра. На стволах деревьев хорошо заметны старые «грани» — затёсы, отмечавшие повороты и служившие для обозначения основного пути. Хорошо заметно, что проложена она была по ровным, сухим участкам, без крутых подъёмов и спусков, затруднявших перевозку грузов. /271/

В общем, даже простой переволок – это серьёзная операция, требующая соответствующей инфраструктуры. А значит, волоки тогда обязаны были представлять собой некие комплексы из средств обслуживания переброски кораблей, персонала, который этими средствами владеет, жилых комплексов для персонала, коммунальных служб этих комплексов, финансовых учреждений, которые все это обслуживали и, естественно, средств охраны, правопорядка и обороны комплексов. И даже в догосударственный период, до всякой княжеской или прочей власти эти функции должны были выполняться хоть родом-племенем, хоть деревней, хоть засевшей на волоке ватагой. Когда дело требует организации, организация появится.

Ну и, понятно, что смазкой для этой системы, чтобы она на детальки не разваливалась, являются деньги:

Начало «старому волоку» было положено около X века, когда небольшая группа колонистов построила маленькое, площадью всего 400 квадратных метров поселение на берегу Волоцкого озера.

…Много лепной керамики найдено на селищах Пиньшино II и III, богатый набор украшений той эпохи извлечен из могильника Погостище северо-восточнее Ухтомского волока. /271/

Украшений богатый набор – значит, не бедовали волочане!

Впрочем, есть и точные финансовые данные. Вот каковы, к примеру, только налоговые обороты - и только одного волока. Правда, сведения содержатся в относительно поздней – 1585 года - «Писцовой книге ездовых дворцовых волостей и государевых оброчных угодий Белозерского уезда». Но картина от эпохи до эпохи принципиально не меняется – пока люди переволакиваются, до тех пор и платят. А государство уж свой алтын с исполнителей заберёт:

…А оброку дают с села Ухтомы 2 рубли да пошлин гривна. Да с Шубацкие волости оброку рубль и 22 алтына 2 деньги да пошлин 3 алтына без деньги. Да с волоцких деревень и починков, что были в пусте, оброку дают полтину да пошлин 5 денег. /271/

Платить, конечно, не хотелось. И –

- …надо думать, новый волок белозерцы устроили, чтобы не платить крестьянам Шубацкой волости, села Ухтомы и волоцких деревень сборы за перевозку судов и товаров или, по крайней мере, уменьшить эти выплаты… /271/

Но куда денешься! Одно дело – крестьяне одних деревень через волоки, принадлежащие другим, не пойдут. Все равны, все сами всё готовы сделать. А ежели большой караван с профессиональными купчинами идёт? Те же, повторюсь, катки под днище – поди их, наруби, обтеши, сучки убери, сам волок расчисти, товар выгрузи, да перевези, да телеги для этого сооруди, да пленников-рабов поохраняй, да оружие наготове держи – не дома находишься…

И в этом свете стоит ли удивляться, что в самые далёкие времена начала Руси проход от Новгорода до Ладоги стоил три марки кун или пол окорока, проезд вниз по Неве и обратно – 5 кун или окорок. Кто кому платил? Естественно, владельцы кораблей местным лоцманам да грузчикам на волоках в районе Гостинопольских и Пчевских порогов.

Да и лоцман нужен. А потому только естественно, когда археологи находят свидетельства того, что, например, на Волховском пути существовала целая корпорация лоцманов, которые переводили суда через пороги. А оплата их услуг проводилась в Гостинополье. Тут же происходила и выплата мыта или проезжей пошлины.

Tags: Русские среди славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments