Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Русские среди славян



Глава 6. Кем были русы

Можно ли узнать с достоверностью, кем были русы? В конце концов, до сих пор мы исходили больше из логики, нежели из фактов, когда представляли их скандинавскими по происхождению торгово-пиратскими ватагами, промышлявшими вдоль восточноевропейских речных транзитов. То, что выгодоприобретатель от этих промыслов археологически оказывается в Скандинавии, - это объективно. Но всё же – не более чем логика. По такой же логике изначальные русы могли быть и арабами, коли те тоже были выгодоприобретателями – только на другом конце транзита…

Что ж, историческая наука обладает весьма надёжным инструментарием для того, чтобы установить, что представляли те или иные исторические персонажи в плане материальной и частично духовной культуры. Это археология. Безусловно, возможности её не бесконечны, выводы на основе обнаруженных вещей часто можно сделать множественные, не исключаются и ошибки. Ну, так и вся вообще история – одно большое предположение. По крайней мере, до тех пор, пока не изобретена машина времени или хотя бы некий фантастический телевизор, по которому можно было бы наблюдать реальную жизнь предков. Но у археологии есть хотя бы один объективно, вне домыслов, вымыслов и суждений существующий материальный объект – артефакт. Глиняный горшок в руках исследователя, меч или украшение – можно дискутировать обо всём вокруг них, но сами они и есть реальность из прошлого. А там уже, в ходе дискуссий, вырабатываются критерии, понимания, определения. Которые затем становятся надёжным инструментом науки, позволяющим более или менее правдоподобно – а чем больше находок, тем более правдоподобно – делать выводы о том, что именно позволяют достоверно узнать эти инструменты.

Итак, археология. Так давайте же пройдёмся по тем археологическим памятникам, которые показывают нам жизнь и быт русов. Что, будем надеяться, даст нам определённое понимание их происхождения, а также социальной и этнической эволюции.

Особняком в списке археологических центров, связанных со скандинавами (положим, что мы ещё не знаем, можно ли русов идентифицировать с ними), выделяются два места – Рюриково городище и археологический комплекс у села Шестовицы.

Рюриково:

Городище состоит из двух частей: крепости на вершине холма и примыкавшего к ней неукреплённого посада. Структура Городища обусловлена его административными функциями, которые начисто отсутствовали в «виках». Не просто военное дело и торговля, а управление огромной территорией – вот была задача Городища. /43/

Отметим: судя по археологии, совершенно объективно вырисовывается задача этого места по управлению, прежде всего управлению окружающей территорией. То есть если в предыдущей главе мы видели большею частью открытые торгово-ремесленные поселения и пункты отдыха и стоянок – фактории в нашей терминологии, - то теперь речь идёт о поселении со столичными функциями. То есть – правительство, армия, финансы.

Крепость здешнюю датируют по обнаруженной в одном слое с брёвнами бронзовой монете 839 года.

То, что Рюриково городище было скандинавским центром, археология показывает со всею возможной чёткостью:

…амулеты с молоточком Тора, бога скандинавов, магические подвески с руническими знаками, и даже серебряная фигурка Валькирии. Дружинников и прочих знатных людей из Скандинавии сопровождали простые шведы: совсем недавно на Городище впервые за всю историю раскопок нашли фрагменты скандинавского лепного сосуда. Им вряд ли могли пользоваться князья: скорее, их челядь. /43/

Здесь также уверенно фиксируются скандинавские ремесленники:

О пребывании на Городище мастера-литейщика из Западной Швеции или Норвегии можно говорить точно: найдена формочка из мыльного камня для отливки бронзовых или серебряных брусков, а такой камень добывают только в Скандинавии (это – вообще вторая находка мыльного камня на Руси, первая – из Гнёздова). /43/

Но задачи этот скандинавский по материальным следам центр решал поистине международные, связанные с торговым оборотом на гигантских пространствах:

…обнаружены византийские монеты, монеты Арабского халифата, в том числе три клада, иностранные бусы, и даже такие лакомства, как грецкие орехи. Купцам принадлежали и обнаруженные в изобилии детали весов с гирьками. /43/

Судя по тому, что на остатках городней, из которых была сложена стена крепости, не позднее 889 года соорудили хлебную печь, можно определить и верхнюю границу существования Рюрикова. Получается примерно полвека функционирования скандинавского центра в районе будущего Новгорода: 840 – 890 годы.

А что мы знаем об этом периоде?

А помните разговор о кладах, с которого, по сути, началась эта книга? Про второй их период? Совпадения ведь поразительные!

Явственным образом, судя по количеству кладов, теряет своё значение – или по крайней мере оно сильно уменьшается – торгово-ремесленное поселение в Тимерёво. Это может быть объяснено только блокадой или даже захватом этой фактории каким-то чужим центром власти. Возможно, конкурентным. Судя же по тому, что увеличилась доля кладов вокруг Гнёздово и на территориях вятичей, там начались боевые действия.

Что за война: А мы её знаем. Та, что началась с громадного пожара в Ладоге на уровне V яруса около всё того же 840 года, после чего город частично запустел, а частично стал застраиваться домами в традиции североевропейского халле. северные халле

Реконструкция дома в Ладоге  (Цит. по: (541)

Кроме северных традиций в строительстве, новые поселенцы в Ладоге археологически характеризуются

- находками деревянной палочки с рунической надписью, подвески «молот Тора», игральных шашек, особой концентрацией в ярусе деревянных игрушечных мечей, копирующих форму боевых каролингских клинков. /225/

Деревянные мечи! Игрушечные. Детские.

Вот что об этом говорит один из ведущих исследователей Ладоги, выдающийся русский археолог Е.А.Рябинин:

Особую группу деревянных изделий образует детское игрушечное оружие. Известная ранее коллекция таких находок из Староладожского городища включала имитации 25 мечей и 2 копья. В ходе новых исследований обнаружены ещё 13 игрушечных мечей и 2 копья. Некоторые поделки отличаются реализмом воспроизведения форм настоящего оружия европейских типов и их деталей. /394/

А вот что говорит хороший восточный автор ибн-Русте в своей книге «Дорогие ценности»:

Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорождённому обнажённый меч, кладёт его перед ребёнком и говорит: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретёшь этим мечом».

Разумеется, любой разумный человек понимает: рус не дарил несмышлёному младенцу настоящий меч. Самому нужен. Да и ценность большая – не у каждого воина таковая наличествовала. А вот подарить младенцу, в ходе торжественной церемонии его признания своим, символический меч из дерева – это хорошо, это правильно. Будет подрастать сынок – а у него развивающая игрушка в руках. А когда подрастёт до возраста первых воинских упражнений – тогда уж ему настоящее оружие выдадут…

Впрочем, в ходе символической церемонии возле младенца могли класть и настоящий меч. На время действия. А затем заменить его на игрушечный. Для постоянного употребления. Одно другому не мешает.

В общем, практически полный аналог с тем, что находят археологи. А мы вдруг неожиданно обнаруживаем идентификационное равенство между русами и вторгшимися в Ладогу в 840 году скандинавами. Разумеется, не факт, что это равенство – тождество, да и в глазах араба, да ещё из более позднего времени разница между русами и чистыми скандинавами могла остаться незамеченной. Но сама похожесть тех и других в глазах иностранца говорит о близости этих двух общностей.

Кроме того, археология показывает нам скандинавскую колонизацию в эти годы всего Поволховья. А далее захватчики Ладоги, как мы видим, покоряют Тимерёво (и наверняка рядом лежащее Сарское), ведут натиск на Гнёздово, отчего и основной поток транзита перемещается на Оку и далее Десну, Днепр и Двину.

Завоевателю всего этого пространства положена была столица? По объёму-то завоёванного он не менее чем на конунгство должен был претендовать! Вот этой столицей и стало Рюриково городище в 840 году.

Правда, сам Рюрик – кто бы ни подразумевался под этим именем – захватил эту крепость около середины 860-х годов. Рюриково городище подверглось тогда форменному разгрому. Опять же – вместе с Ладогой. А также Псковом и Изборском, Новыми Дубовиками, Сясьским городищем, Холопьим городком,  Труворовым городищем, Камно и другими центрами.

Суровый был парень «Рюрик», ничего не скажешь…

Завоевание, вкупе с наведением собственного порядка, продолжалось, судя по археологии, как раз до… тех самых 890-х годов, когда и крепость в Рюриковом перестаёт быть нужной! И на месте стены там ставят печь. А что, страна завоёвана, все довольны, все смеются…

И вот ведь ещё одно совпадение: в эти же годы – чуть раньше - «Повесть временных лет» «приканчивает» Рюрика и «отправляет» князя Олега на завоевание сначала Смоленска, а затем и Киева. Как источник ПВЛ вообще не сильно надёжна, а для анализируемой эпохи – в особенности, но и куда более достоверная археология фиксирует в это время довольно очевидный и быстрый расцвет поселений на месте будущего Киева, как раз тогда и начавших превращаться в полноценный город. То есть получается, что завоеватели севера в 865 году потратили примерно 20 – 25 лет на закрепление завоеваний и упрочение своей власти, после чего и смогли сосредоточиться для дальнейшей экспансии.

Иными словами, мы видим, что само Рюриково городище появились как столичный пункт неких скандинавских завоевателей, пришедших на эти земли около 840 года. Затем оно функционировало в качестве столицы в ходе серии войн и вторжений, охвативших Северо-запад Восточной Европы и продолжавшихся вплоть до 880 – 890-х годов. По закреплении власти завоеватели перестают нуждаться в укреплённом столичном пункте возле Ильменя и столицу свою куда-то переносят. Судя по тому, что в 880-х годах Киев начинает расцветать, а в 890-е годы некие русы, как говорит сразу несколько источников, вмешиваются в бушевавшую там тогда войну степных племён и даже Византии с Болгарией, -

- столица конунгства северных пришельцев перемещается именно в Киев.

Отзвуки какового события и дошли в виде легенд до первых авторов летописи, рассказавших о заявлении князя Олега Вещего, что отныне столица Руси здесь и расположится.

Tags: Русские среди славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments