Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русские. Начало.

Дошёл, что называется, до терминальной стадии. Решил, что надо срочно заканчивать почти доделанную работу и приступать к новым.
Итак, уже, можно сказать, чистовой вариант "Русских среди славян" под другим названием.

Книга 8.

Русские. Начало.

Введение

Я разыскиваю своего прадеда.
Точнее, не совсем так. Своего прадеда Петра Ивановича я знаю. Не лично, конечно, - не дожил он до моего рождения, - но знаю о нём.
Нет, я другого прадеда разыскиваю. Того, который мог передать всем моим предкам по отцу – и мне, собственно, - гаплогруппу I1a1b3- Z74.
Для начала несколько слов о том, что это такое.
У каждого из нас есть определённый набор отметок о мутациях в хромосоме. Этот набор называется – гаплотип.
А гаплогруппа – ряд людей с похожими гаплотипами.
Похожесть гаплотипов объясняется тем, что отметки о мутациях передаются от предков потомкам. То есть гаплогруппы – это люди, имеющие общего предка, получившего начальную для них всех мутацию.
Мутации относительно регулярны, что позволяет примерно определить дату, когда ту или иную из них приобретали рассматриваемые персоны. Так можно выйти на эпоху, когда жил этот их общий предок.
Оценки эпохи, когда появлялись те или иные мутации, у разных исследователей, как водится, разнятся, но грубо, в пределах одного порядка они коррелируют. Следовательно, можно, образно говоря, спуститься по «лестнице» предков в своё родовое прошлое. Хоть к самому первому первопредку с самой первой мутацией. Для твоего рода или для всего человечества. Потому что генетика доказала однозначно: у всех миллиардов ныне живущих людей разных рас и наций, даже разных цивилизаций – от папуаса Новой Гвинеи до эскимоса Аляски – есть один общий праотец. Этакий «Адам».
Относительная частота носителей той или иной гаплогруппы в той или иной местности позволяет примерно определить не только эпоху, но и место на планете, где жили её предки. А также определять пути их перемещений. Совмещение этих данных с данными археологии, лингвистики и письменных источников помогает увидеть эти перемещения в историческом контексте.
Это, в свою очередь, позволяет увидеть историю формирования различных этносов. А иногда и подправить, а то и пересмотреть эту историю. Например, определиться, какая из версий загадочного происхождения этрусков ближе к правде, или узнать, что с генетической стороны евреи-ашкенази вышли из древних греков Малой Азии.
Одна из таких поправок и напрашивается при рассмотрении истории моего личного рода.
Дело в том, что мой род по отцу – то есть род носителей гаплогруппы I1a1b3- Z74 – происходит из деревни Колетино Кадомского района Рязанской области. При этом по своей самоидентификации, культе, языку, истории и отец, и дед мой, и прадед из деревни Колетино – русские! До самого, можно сказать, исподнего, до хруста: сколько ни скреби, не обнаружишь в нашем роду представителя иной крови, кроме русской.
Проблема, однако, в том, что самые близкие генетические родственники моего рязанского рода живут… в Швеции. В исторических областях Йончёпинг, Эребру, Западный Гёталанд и Сконе.
Как это может быть? Откуда, скажите, в Кадомском районе, который и в самой Рязани называют «медвежьим углом» области, мог появиться скандинавский генетический материал? Туда и в наше-то время едва ли не грунтовая дорога ведёт. А всего полвека назад надо было до Еромчина – Колетина целый день из Сасово добираться. На трёх видах транспорта, одним из которых была телега с лошадью, вторым собственные ноги, а третьим – паром через реку Мокшу. Мостов не было на главной дороге района! Что уж говорить о доступности этих мест для какого-нибудь выходца из Скандинавии!
Нет, понятно было бы – Новгород. Или Псков. Там шведы в Смуту шалили. И при Иване Грозном. И до того. Понятно: пограничье.
Но сюда-то - как скандинав угодил? И не так просто угодил, не на разок в деревеньке девку соблазнить, на сеновал затащить. Тогда бы за счёт простого генетического дрейфа, да жизненных случайностей разных даже и следа от его хромосом не осталось бы. А тут целый род пошёл. И да - мы все с предками моими друг на друга похожи, если на игривые мысли кого-то потянуло. Причём не только отцы – деды, но и братья между собою.
Да к тому же не один род здесь такой. Судя по данным Рязанского ДНК проекта (Ryazan DNA project), носители гаплогруппы I1 (нескольких разных субклад) отмечаются в Рязанской области – и особенно в Кадомском районе! – по меньшей мере с начала XIX века. И среди них есть люди с субкладой (так сказать, «под-гаплогруппой») L22. А она является не только предковой для моей субклады Z74, но и хорошо была представлена среди… викингов! Есть в Кадомском районе и носители субклады Z60. Опять же – скандинавской по происхождению…
Что же получается? Что как минимум не один скандинав по Кадомскому району гулял, потомство за собой оставляя? Целая, получается, ватага их тут с девками шалила?
Может, пленные шведы то были, взятые в битвах Северной войны? Но тех отправляли туда, где можно было использовать на принудительных работах. Петербург военнопленные строили, к примеру. А кому могла прийти в голову мысль отправить ценную рабсилу в леса тёмные, дремучие, рязанские и мордовские? Что ей там делать? Лесоповал и то нет смысла здесь организовывать, когда вон под боком у Петербурга целые чащи стояли…
Нет, не было бы никаких вопросов, будь у нашего рода гаплогруппа какого-нибудь из ближних этносов.
Скажем, судя по истории рязанской моей прародины, своё потомство в деревне Колетино Кадомского уезда запросто мог оставить татарин. В 1595 году сельцо Еромчино всего в паре вёрст от Колетино (и откуда мой дед жену себе взял, мою бабушку Марию Семёновну Селезнёву) принадлежало Девлет-Килдею-мурзе Биглову с сыном Жданом и племянником Собаем. Пожаловано при царе Фёдоре Иоанновиче за храбрость в набеге на шведов в октябре-ноябре 1592 года, когда русские летучие отряды дошли до Выборга, Гельсингфорса и Або. Чем и принудили шведов, одержавших до того победу при Нарве, пойти на переговоры. Вообще из рода кадомских служилых татар был человек. Мог он на правах барина порезвиться с еромчинскими да колетинскими девками? Да запросто! Но –
- нет во мне его генетики! Потому что генетический тест рода Девлет-Кильдеевых показал их принадлежность к гаплогруппе R1b1a1-М73/М478.
И представитель мордовского народа эрзя мог вполне закономерно затесаться в мои предки. Соседи ведь! Места эти – у самой границы с Мордовией, даже лес тут назывался – Мордовский угол. Мог эрзя-воин оставить своё потомство в русской деревне? Конечно! Мог и жить в этих местах изначально, до прихода славянского населения. А потом обрусеть – этнически, но не генетически. Но –
- и мордовское участие в моей генеалогии генетика опровергает! Потому что хотя и присутствует среди народов эрзя и мокша от 12 до 24 процентов обладателей маркёра I1, но – в виде субклады Z140. И её носители очень давно - 4200 лет назад - расстались с носителями Z73. Последний их общий предок принадлежал к той самой субкладе Z60, о которой мы упоминали выше как о сплошь представленной в Северной Европе. То есть часть предков эрзян и мокшан также вышла из Скандинавии. Но – раньше и другим путём, нежели предки нашего рода.
И я уж не говорю о том, что мне, русскому, вроде даже на роду записано быть человеком славянского происхождения! Скажем, из племени вятичей. Вятичи достаточно последовательно заселяли бассейн реки Ока с X – XI веков. Но для восточных славян характерна гаплогруппа R1a-Z280. И получается, что по генетике –
- нет, не славянский род наш тоже…
Итак, вопрос остаётся один: как носители древней скандинавской генетики могли появиться не просто на территории России, но в предках русского – ни одной инонациональной примеси! – крестьянского рода в голимой русской глубинке?
Ответу на этот вопрос посвящена эта книга.
Tags: Русские среди славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments