Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские. Начало.

Глава 1. Экономический смысл государства на Русской равнине

Речка Лиса, на берегу которой лежит деревня Колетино, впадает в реку Ермишь. Та – в реку Мокша. Мокша – в Оку, Ока, соответственно, в Волгу.
А Волга характерна тем, что впадает в Каспийское море. В те времена, которые мы сейчас рассматриваем, - времена перед зарождением русского государства – это означало для прошедших речным путём по Волге доступ к следующим вещам.
Первое – через Каспий в нынешние Иран и Азербайдажна, откуда шли торговые пути в богатый арабский Восток. В сказочный Багдад и далее.
Второе – через низовья Волги и степи в Хорезм, один из важнейших тогда цивилизационных, ремесленных и торговых центров, лежащий на Великом Шёлковом пути.
Третье – доступ к более мелкому, но тоже одному из важнейших торговых центров на пересечении путей в низовьях Волги город Итиль, столицу Хазарского каганата. Оттуда – путь на Дон, в Азовское море, Крым и в Ромейскую империю с её не менее сказочным, нежели Багдад, центром в Царьграде-Константинополе.
В общем, всё это – богатые центры цивилизации и торговли. Волга – дорога к ним.
На другом же конце этой дороги никаких торговых и тем более цивилизационных центров в ту эпоху не было. А жили в тех Валдайских лесах фпнские и славянские племена, находившиеся, с экономической точки зрения, в стадии натурального хозяйства. Которым, в силу этого своего полоежния, нечего было предложить дальним восточным центрам, а потому незачем ходить по волжской дороге.
А ещё в этих лесах жили меха. Прагали по деревьям, бегали по земле, копали себе норки. Но уж тем более ничего не понимали в товарной экономикеи не давали себе отчёта, что они сами – ценный товар. Впрочем, даже если бы и понимали это, то вряд ли торопились бы обменять собственную шеуру за арабское серебро.
Но если с верховьев Волги по её притокам проплыть вверх, а затем переволочь корабль в одну из рек, ведущих в Балтийское море, то уже по этому пути можно было попасть в бедные всем, кроме вооружённых людей места, экономически пребывавшие уже в стадии имущественного расслоения и перехода к свободному отчуждению общинных земель. Можно назвать это ен принятым в науке, но более удачным, с моей точки зрения, тернмином «первоначальное феодальное накопление» - по аналогии с тем, что определяют для раннего капитализма. Ибо процессы, в общем, похожие: сильный и энергичный приваивает чужое, а зщитить от его притязаний распадающаяся прежняя форма собственности не может.
Впрочем, это вопросы терминологии. А по факту те земли вокруг Балтики, о которых идёт речь, находились тогда в стадии перераспределения собственности и образования новых её форм. То есть примерно в таком же процессе, который проштормил Европу во времена распада Западной Римской империи. Балтийские народы нередко принято называть «циркумбалтийской цивилизацией», и это верно: море было такой же дорогой, как и реки, разве что его уместнее было бы назвать перекрёстком. Жившие на этом перекрёстке народы в силу тех или иных причин отстали от тех процессов, что происходили в Европе во времена распада Империи и сразу после, - но с тем большим пылом они включили в процесс перераспределения нажитого другими имущества.
В бытовых и жизненных понятиях это означало военную экспансию, грабительские набеги и пиратские налёты. Эпоха викингов, да.
Действующими элементами этих процессов были ешё не сложившие феодальные дружины и воинства, а нечто вроде нынешних частных военных компаний – этаких временных товарищеских сообществ, концентрировавшихся вокруг удачливых вождей или (и) платёжеспособных заказчиков и занимавшихся в зависимости от заказа, обстоятельств и возможностей набегами, пиратством, охраной, торговой экспедицией. Причём никакого принципиального разделения этих занятий не делалось: торговая экспедиция по пути могла захватывать то, что плохо лежит или слабо охраняется, сбор дани по поручению короля мог сопровождаться захватом территорий, а пиратство самым непосредственным образом превращалось в торговлю. И наоборот.
Эти компании, ватажки называют фелагами, и их природу и особенности мы рассматривали в работе «Русь нерусская?». Они необходимо должны были быть достаточно интернациональными – хотя, конечно, для тех времён, когда понятия нации не существовало даже в зародыше, это слово надо брать в кавычки. Точнее скажем – «циркумбалтийскими», когда в одной фелаге собирались скандинавы, только начавшие делиться на данов, свеев и норманнов, славяне с Рюгена и южной Балтии, пруссы, балты, а то и англы и фризы. Судя по тому, как определяли эти воинские дружины окружающие народы, основу фклаг-товариществ составляли, тем не менее, скандинавы, и древнесеверный язык был для них «языком межнационального общения».
Tags: Русские среди славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments