Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Кто такие - летописные русы?

И что же нам говорит история о происхождении русских?
Много чего она говорит. Перефразируя слова легендарного дона Рэбы из «Трудно быть богом», история может рассказать что угодно. Что русские ходят на руках и что русские ходят на боках. Э-э… То есть не ходят. А происходят. Да. Происходят от славян и происходят от варягов. От скандинавов и от алан. От скифов и от невров. От готов и от финнов.
Вообще, история с появлением русских настолько запутана, что это стало неким анекдотом. Гомер, Мильтон и Паниковский. Вернее, Атлантида, НЛО и происхождение Руси.
Причём первой проблему создала – и тут же запутала! – сама русская летопись.
Вот что в ней говорится о руси/русах.
Начинается с иафетовой доли в народах:

По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.
Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.
Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты, Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.


Передадим это чуть точнее – в древнерусском написании по Лаврентьевскому списку:

…Илюрикъ Словѣне Лухитаӕ…
…сѣдѧть Русь Чюдь и вси ӕзъıци…
…к морю Варѧжьскому по сему же морю сѣдѧть Варѧзи сѣмо ко въстоку до предѣла Симова по т[о]муже морю сѣдѧть къ западу до землѣ Агнѧнски и до Волошьски. Афетово бо и то колѣно Варѧзи Свеи Оурмане [Готе] Русь Агнѧне Галичане…


Кто, что и когда добавлял в эти списки или исключал из них, для нас неважно. Тайна сия покрыта мраком. Ясно одно: что бы ни делали с летописью руки переписчика, в одном месте у него собраны территории, обозначенные вполне светски, по названиям древних стран, а в другом эти внятные географические термины разбавляются названиями просто народов. Зато неведомо где сидящих – то ли вдоль моря, то ли до пределов Симовых…
Любопытно, что народы эти вставлены только в Иафетову часть. То есть ту, куда наш автор относит себя и славян с русами.
Любопытно и другое: если в этой самой Иафетовой части отделить географическую номенклатуру от этнической, то мы снова увидим деление на неравные доли. В одном месте – страны, в основном входящие в состав Византии (за исключением невесть как прилепленной Британии), а в другом – народы, практически составляющие Западную Европу.
Отчего так? А отчего у нас византийские же территории входят в долю не только Иафета, но и других братьев? Вот ведь были Египет, Сирия, Финикия в составе империи, а тут они – у Сима. А Хаму и вовсе половина прежней Западной Римской империи отдана! Вся Малая Азия!
Ларчик, думаю, открывается просто. В основе нашего летописного географического обзора лежит какой-то список явно византийского происхождения. Где разъясняется порядок подчинённых и сопредельных территорий. Кстати, для дипломатии той поры – документ необходимый и неизбежный, являющийся камнем в фундаменте тех или иных территориальных разборок. А уж обоснование претензий до времён Ноя – не дураки же сидели!
И в составе одной из византийских хроник список этот попал на Русь. А дальше словно собственными глазами видишь, как пыхтели сменяющие друг друга соавторы ПВЛ, пытаясь привести свои сведения в соответствие с уже заданным каноном. Всё здорово, говорит себе отечественный дополнитель, - но где же мы? Мы что, в состав цивилизованного человечества вовсе не входим? Приходи любой и забирай всё? Непорядок! И он вносит в демаркационную карту ноевых сыновей знакомые ему страны… И видит:  Иллирик, Скифия, Фракия – территории определённые. А на какой земле живёт, с позволения сказать, чудь?
Значит, надо соответствующие страны обозначить. А их и нету! Живёт себе чудь или там корсь, а как это место звать – в каноне не обозначено. И начинается дорисовывание пространства. Тигр-то, конечно, течёт меж Мидией и Вавилоном, но старина Иафет забыл, что в его владениях ещё и Днепр имеется! И Дунай. С горами чуток подзапутались, то ли Кваказские, то ли Карпатские, но даже и неплохо получилось – ещё разок Днепр упомянем. А также, чтобы два раза не ходить, Десна, Припять, Двина и так далее, включая Волгу, которая течёт на восток, к народам Симовым. Не наша уже территория. Да и ладно, не очень-то хотелось. Всё равно там, судя по дальнейшей летописной традиции, народишки подобрались, по мнению русских, неладные. Оторви и выбрось. Когда монголы в первый раз обнаружились около Руси и излупцевали русских и половцев, их тут же немедля записали в полные орки:

Того же лѣта явишася языци, их же никто же добрѣ ясно не вѣсть, кто суть, и отколѣ изидоша, и что языкъ ихъ, и которого племени суть, и что вѣра ихъ. И зовуть я татары, а инии глаголють таумены, а друзии печенѣзи. Ини глаголють, яко се суть, о них же Мефодий, Патомьскый епископъ, свѣдѣтельствует, яко си суть ишли ис пустыня Етриевьскы, суще межю встоком и сѣвером. Тако бо Мефодий рече: «Яко къ скончанью временъ явитися тѣм, яже загна Гедеонъ, и поплѣнять вся землю от встока до Ефранта, и от Тигръ до Понетьскаго моря, кромѣ Ефиопья». Богъ же единъ вѣсть ихъ, кто суть и отколѣ изидоша, премудрии мужи вѣдять я добрѣ, кто книгы разумно умѣеть. Мы же их не вѣмы, кто суть, но сдѣ вписахом о них памати ради русскых князий, бѣды, яже бысть от них.


Так что за Волгой для нас земли нет. Пускай Б-г разбирается.
Так, географию подрисовали, теперь этногеографию впишем:

сѣдѧть Русь Чюдь и вси ӕзъıци

Теперь следующий переписчик недоволен: а ляхи и прочие пруссы откуда? «Не знаю никаких пруссов с ляхами», - мог бы ответить ему первый соавтор. Но беда – умер! Это потом они появились – в кругозоре нового переписчика. Нет, сидят они вдоль Варяжского моря, старательно вписывает анахорет-преемник. Заодно и чудь вписывает. Сидит ведь? Сидит. Вот и ладушки. А славяне? Какие славяне? Те – вона, в Иллирии. А у нас – русь. И никаких славян.
А время идёт. Контактов всё больше, народов тоже. Надо бы и их как-то расставить в имеющейся системе координат. А её-то и не хватает. Когда Ной между сыновьями землю делил, он про Варяжское море не знал ничего! Не беда, поправим. Море-то есть! А Ной уже не поправит. Так что пишем: около моря есть варяги. На восток – до Волги, на запад – до Англии.
Подозрительно широко живут варяги. Кто бы это мог быть, чтобы осел так широко, сохранив при этом достаточно этнической самости, дабы и монах в полутёмной келье через столетие-два не перепутал?
А легко находится такой народ. Кто у нас от Англии до Волги жил в те времена? В Англии – даны. Своя область даже – Дэнло. Ещё часть – в Нормандии. Это норманны норвежские у франков отняли. А дальше – само Варяжское море – опять же даны, свеи, урмане, готе. А дальше? Там же русские земли!
Вот именно.
Красиво, многозначительно так уронил…
Поясню. Как раз на русских землях – тех, что мы знаем под таким именем, - народы скандинавского корня явно сидели в Ладоге, под Новгородом, под Смоленском. А также – внимание! – между Ростовом и Ярославлем! У той самой Волги-матушки. А уж за ними начинались земли волжских булгар и прочих «народов Симовых».
Так что как хотите, а получаются у нас варяги – скандинавами. А русы тогда…
Подождём. У нас ведь ещё одно перо гусиное к пергаменту летописному рвётся. Тоже поправить желает. Там, где варягов предыдущий брат-монах записал, много других народов живёт. Исправлять не будем – кто мы такие, чтобы историю переписывать?! – но поясним: варяги там сидят, а также шведы, норманны, готы, русь, немцы… И прочие с запада люди…
И что же получается в итоге?
А в итоге получается следующее.
1. Славяне и русь – народы разные. Разделяются географически: одни в регионе Иллирики, Лихнитии, Адриатики, другие – где-то ещё в иафетовой части. Точнее – тем, где «всякие народы»: меря, мурома, чудь, мордва…
2. Славяне и русь различаются статусно: славяне указаны среди стран – то есть среди внятных географических субъектов, а русь – в числе просто «языцев».
3. Славяне и русь различаются, если тут подходит такое слово, «цивилизационно»: славяне указаны среди древних известных территорий, а вот русь – среди тех «колен», то есть потомков Иафетовых, что обозначены лишь названиями народов.
4. Славяне и русь различаются исторически: славян разок записали на Дунае, и то в виде заметной заплаты, вставки, и забыли – а русь продолжает своё победоносное шествие по страницам и временам.
И что интересно: и никаких племён славянских летописцы наши на русской территории не знают. Вспомнили ляхов в связи с Варяжским морем – и всё. Нет славян на Руси!
Что? Кажется, мы зарапортовались? А как же славянские племена, что названы в той же летописи?
А вот это, похоже, понимали и древние русские летописцы. Есть славяне на Руси, а традиция их поминать не велит! А историю мы не переписываем – чай, не идеологический отдел ЦК. А вот пояснить, добавить – это пожалуйста!
И пишет наш летописец про Русь следующие строки:

Се бо токмо словѣнескъ языкъ в Руси: поляне, деревляне, новъгородьци, полочане, дьрьговичи, сѣверо, бужане, зане сѣдять по Бугу, послѣже же волыняне.

И се суть инии языцѣ, иже дань дают руси: чудь, весь, меря, мурома, черемись, мордва, пѣрмь, печера, ямь, литва, зимѣгола, корсь, нерома, либь: си суть свой языкъ имуще, от колѣна Афетова, иже живуть на странахъ полунощныхъ.


То есть получаем мы практически те же народы, что были на предыдущей карте, только здесь они – по византийской же дипломатической кальке – подаются в своём отношении к государственной власти: есть такие-то племена славянского происхождения, и есть племена не славянского происхождения, которые, однако, тоже дают дань Руси.
Конечно, истый славянский националист (кстати, какого славянского народа конкретно националист? - полян, древлян, вятичей?) немедленно вскидывается на этом месте. Как же так, написано же:

Вот только кто говорит по-славянски на Руси… А вот другие народы, дающие дань Руси…


Что неясно?
Да нет, ясно всё. Место это стоит в контексте рассказа о Кие с братьями, что держали княжение у полян:

И по сей братьи почаша дѣржати родъ ихъ княжение в поляхъ, а въ деревляхъ свое, а дрьговичи свое, а словѣне свое въ Новѣгородѣ, а другое на Полотѣ, иже и полочанѣ. От сихъ же и кривичи, иже сѣдять на верхъ Волгы, и на вѣрхъ Двины и на вѣрхъ Днѣпра, ихъже и городъ есть Смолѣнескъ; туда бо сѣдять кривичи. Таже сѣверо от них. На Бѣлѣ озерѣ сѣдять вѣсь, а на Ростовѣ озерѣ меря, а на Клещинѣ озерѣ сѣдять мѣря же. А по Оцѣ рѣцѣ, кде втечеть въ Волгу, языкъ свой — мурома, и черемиси свой языкъ, и мордва свой языкъ.

Откуда логично становится пояснить, кто же из этих полочан, кривичей, мери или муромы – от славян пошёл, а кто – от других. Ибо сейчас они все находятся под Русью: вот это – славяне, а вот другие, что тоже дают дань Руси. Ибо как ещё можно понять фразу: «и есть иные, которые дают дань»? Особенно, если сам же летописец нам позже честно и рассказывает:

Многы варягы съвокуписта и начаста владѣти польскою землею.

Олегъ нача городы ставити, и устави дани словѣном, и кривичемъ и мерямъ.

Поча Олегъ воевати на древляны, и примучивъ я, поча на них дань имать по черьнѣ кунѣ.

Иде Олегъ на сѣвяры, и побѣди сѣверы, и възложи на нихъ дань легъку.

Посла Олегъ к радимичем, ркя: «Кому дань даете?» Они же рѣша: «Козаром». И рече имъ Олегъ: «Не давайте козаромъ, но мнѣ давайте». И вдаша Олгови по щелягу, якоже и козаромъ даяху. И бѣ обладая Олегъ деревляны, полями, радимичи...


Вот уж действительно – что не ясно? Кто бы или что бы ни было такое эта Русь, но ясно, что:
1. Русь и славяне – снова разные понятия;
2 Славяне живут под Русью на одной синонимической ниточке с племенами, что дают Руси дань.
3. Летопись многократно говорит, что варяги владеют славянскими землями, а славянские племена дают дань русским князьям.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments