Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русские среди славян

Глава 1. Экономический смысл государства на Русской равнине

1.1. География как препятствие


Речка Лиса, на берегу которой лежит деревня Колетино, впадает в реку Ермишь. Та – в реку Мокша. Мокша – в Оку, Ока, соответственно, в Волгу.
А Волга характерна, как известно, тем, что впадает в Каспийское море. В те времена, которые мы сейчас рассматриваем, - времена перед зарождением русского государства – эта очевидность означала следующую важную вещь.
Но сперва необходимо пометить себе ещё одну столь же очевидную, но и столь же важную истину.
На Русской равнине в те древние времена, о которых мы ведём речь, росли леса. Но только что это были за леса? Не нынешние, ох, далеко не нынешние! Сплошные леса. Дремучие. Жуткие. Совершенно непролазные. С тайгой сибирской можно сравнить.
И что это значит? Очень простую вещь – через такой лес нельзя было вести никакую коммуникацию. Даже пешую. Попробуйте, пройдитесь по вековечному лесу пару километров! Взмокнете, проклиная эту прозрачную призрачную зелень, расчерченную вертикалями мощных стволов, горизонталями ветвей, диагоналями лежащих на ветвях товарищей умерших деревьев. И как много вы сможете пронести с собою через этот даже не лес, а мир, словно специально вцепляющийся в одежду корявыми пальцами сучков, кидающий под ноги варикозные шишки корней, норовящий розгами ветвей пройтись по телу и проверить глаза на текучесть?
Про опасность заблудиться в этом бесконечном зелёном мире я уж молчу.
А ежели надо пройти не пару, а пару сотен километров? И при этом у вас не корзинка для грибов, а настоящий вес путешественника – оружие, вода, пища, мешок с необходимым грузом? А протащите-ка телегу с товаром!
И – пометим на полях – представьте себе стоимость того товара, который имело бы смысл перемещать через такие препятствия (прореки и болота тоже не забываем!) хотя бы на сотню вёрст. И после этого – того платёжеспособного покупателя, кой сидит за тем лесом и ждёт того товара. Вот что и кому имеет смысл доставлять, если приплюсовать расходы на подобную логистику? Да весь годовой урожай любого славянского селища столько не стоит! Даже если представить, что этот товар нужен кому-то в таком же селище в ста вёрстах от первого…
Словом, во времена, о которых сейчас идёт речь, покрытые лесом пространства представляли собою настолько серьёзное препятствие, что быстро разделяли ещё недавно единые этносы.
Вот, скажем, археологически днепровско-бужско-припятские славяне представляют одну культуру – лука-райковецкую. То есть материально это – одна общность. Ну, раз обмен товарами и технологиями осуществлялся. Но это археологически. А исторически тут по меньшей мере три племени известно – волынян, древлян и дреговичей.
Почему лука-райковецкая общность состояла из отдельных племён? Или даже вовсе распалась на них?
А просто всё. Как конкретно и когда расселялись славяне по этим местам мы твёрдо не знаем. То ли оседали какие-то общины в этих местах, когда носители посткиевских культур перемещались с среднего Днепра на средний Дунай после гуннских погромов и резкого охлаждения и увлажнения климата (о том в книге "Русские – не славяне?"). То ли, наоборот, дунайские славяне начали переселяться в более жизнесберегающие места, нежели средний Дунай VII – VIII веков, под давлением не то авар, не то франков, не то и тех, и других. Первая достоверно славянская пражско-корчакская культура изначально занимала весь этот регион, а лука-райковецкая стала её неразрывным продолжением.
Но это как раз и неважно. Важно, что как бы и когда бы именно ни расселялись здесь славяне, расселялись они вдоль рек – Западного Буга, Припяти, Стыри, Уборти, Горыни, Лани, Птичи… И представляли ли эти люди изначально единую общность или же набор разных общин, объединённых только единым технологическим укладом, тоже неважно. Ибо в любом случае стояли между реками, по коим они расселялись, леса. Те самые, густые и непролазные. Ведь нет дорог через леса - а по рекам на лодках можно обеспечить товарно-технологический обмен, но не массовые контакты не обеспечишь. И так общая материально-технологическая культура у людей долго ещё сохранялась – а вот этнически они всё дальше друг от друга уходили…
Но разве они не могли строить дороги через эти леса?
Теоретически – могли. А вот экономически… Экономически это должно быть с очевидностью выгодно, дабы люди захотели этим заниматься. В России вон вплоть до начала XXI века экономическая польза от дорог настолько не очевидна была, что бедные дороги вместе с дураками в одну поговорку вошли…
А тогда, во времена даже не былинные, а сильно-сильно раньше?
А в те славные времена хозяйство на наших землях было натуральное. И тут мы вновь возвращаемся к уже обозначенным вопросам. Что возить по дорогам? Мешок овса в город? Так мало того что даже тысяча мешков овса того не стоили – тут медный грошик за богатство считается, - но где его взять, лишний овёс-то, чтобы возить в товарных количествах? Климат далеко не итальянский, почва тоже не чернозём. Сам-два урожай если вырастил – уже экономический успех. Половину съел, половину опять засеял. Потому и хозяйство – натуральное: сам сделал-вырастил – сам съел-потребил.
А значит, нет и товарной массы для перевоза. Каковая, например, в наше время заставляет правительство десятки миллиардов рублей закапывать в Центральную кольцевую автодорогу вокруг Москвы, потому что замедление поставок товара из-за пробок куда дороже обходится. А тут, повторим вопрос, что возить по дорогам из продуктов натурального хозяйства? Дабы хоть отбить стоимость их даже не строительства – Бог с ним, и так две колеи колёсами телег накатали бы, - а хотя бы поддержания? Потому как портятся дороги. Через 3 - 5 лет снова лесом зарастают. Сначала кустарником, а затем и деревьями.
Поэтому когда описывают, будто кто-то в былинные времена ехал по лесной дороге, - не верьте. Где там Илья Муромец повстречал Соловья-Разбойника – неведомо, хотя патриоты Брянщины и указывают на такие места у себя в области, - но из Мурома в Киев он посуху добраться никак не мог. Даже при князе Владимире, что Красно Солнышко, когда сын его Ярослав мятеж поднял, -

- рече Володимиръ: «Теребите путь и мосты мостите» — хотяше бо ити на Ярослава, на сына своего…

Вот оно, аж на три века позднее описываемой эпохи, повседневное состояние тех самых дорог – в уже достаточно могучем для своего времени едином государстве, которое строило города, могучие оборонительные валы, укрепления! Повседневное состояние дорог даже меж двух главных городских центров страны было таковым, что команда "теребить" их, то есть расчищать, поступала с уровня главы государства! И то во времена общегосударственных кризисов.
Так что в реальности сухопутные пути здесь и тогда представляли собою максимум несколько натоптанных-наезженных колей вокруг больших населённых пунктов и городов. Пути от деревенек-весей, жмущихся к центру округи и его, по сути, кормящих. Этакие локальные паутинки из нитей тележных следов.
А "федеральных" дорог нет.
Subscribe

  • Чтобы мальчишки жили вечно…

    Прошло 80 лет с начала войны. Тем не менее дата 22 июня по-прежнему болит. Об этом говорит всё, что говорит: интернет, эфир, ТВ, литература. А уж…

  • С Днём Победы!

  • Вышли "Русские до истории".

    Как забавно! Пока я в Луганске презентовал одни книги, вышла новая. Уже не публицистика - попытка научно-исторического расследования. Вот такую…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments