Третье из "списка Святослава" – воск и мёд (уж объединим их).
По какой цене их продавали, точных данных не имеется. Собственно, и исследований на эту тему крайне мало. Да и те привязаны к тем же ганзейским документальным свидетельствам об объёмах новгородского экспорта за границу в XIV—XV вв. и ценах на русские товары; в частности по воску есть работа М.П. Лесникова "Торговые сношения Великого Новгорода с Тевтонским орденом в конце XIV в. и начале XV в.". /Лесников М.П. Торговые сношения Великого Новгорода с Тевтонским орденом в конце XIV в. и начале XV в. / «Исторические записки», юн. 39, 1952; Зимин А.А., Пашуто В.Т. Международные связи России до XVII в. Сборник статей. 1961/. По объёмам вывоза историки согласились с оценкой до 300 тонн в год только из Новгорода, а с добавлением оборота между Смоленском и Литвою – до 500 тонн.
По ценам приходится ориентироваться на данные по тому же Новгороду в 1170 году: 10 кун за пуд. В том XII веке в одной гривне считалось 50 кун. /Котляр Н.Ф. Статьи в кн.: Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Институт всеобщей истории РАН под общей ред. Е.А.Мельниковой, В.Я.Петрухина. – М.: Ладомир, 2014/. За 5 пудов – гривна, за кадь, около 230 килограммов, - 3 гривны. Цена на воск, по заключению учёных, была минимум в 10 раз дороже, а когда – и до 15 раз. Значит, 2 – 3 гривны за пуд, 24 – 36 гривен за "вощаную четверть".
Но и без глубоких поисков можно заключить, что цена и воска, и мёда была весьма серьёзной для экономики той эпохи вообще. Если уж в "Русской правде" специально оговаривалась охрана пчеловодства, причём с чувствительными санкциями, то значение этих продуктов понималось на самом высоком уровне – на уровне государственных законов. Более того, штрафы-виры за одно только уничтожение знака собственности на борти были равны как раз вире за кражу мехов:
69. Если кто украдет бобра, то 12 гривен…
71. Если кто уничтожит знак собственности на борти, то 12 гривен. /http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/russkaya-pravda-prostrannaya/russkaya-pravda-prostrannaya.htm/
За покражу роя пчёл штрафовали так же, как за кражу морской ладьи – 3 гривны! Даже во времена Петра I на заготовку и сбыт воска имелась государственная монополия – такая же, как за важнейшие экспортные товары России - соль, лён, кожу пеньку.
Так что вывод однозначен: князь Святослав не только воителем великим был, но и в современной ему экономике разбирался. В качестве основных экспортов чётко определил наиболее "валютную" добычу. Надо полагать, транзитные охотники за арабским серебром были не глупее. А если и были – то рынок со своим спросом быстро и самых тупых ориентировал на то, что нужно везти с бедного Севера на богатый Восток…