Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские среди славян

Глава 3. Что есть русы как явление

3.1. Тяжкие сложности присвоения…


Итак, с путями, по которым серебро Востока в огромных количествах попадало в Скандинавию, мы разобрались. С географической точки зрения будущая Русь лежит как раз на пути между благословенным восточным серебром и загребущими лапами скандинавов. Таким образом, эта территория служила транзитной зоною для перемещения ценностей и людей, которые желали ценности получить.
Более или менее понятны теперь также выгодоприобретатели в этом процессе – в основном, скандинавы, и исполнители –посредники и перевозчики – скандинавы же.
Оно и логично: не гендиректоры фирм нанимали дальнобойщиков с фурами, чтобы те отвезли одно и привезли другое. Нет – сам захотел подняться, сам подумал, как добыть деньжат, сам придумал, что для этого надо сделать. А поскольку вариантов немного, то и определиться несложно: или к фелаге какой присоединиться или, если авторитет и богатство позволяют, самому сколотить банду-команду.
Но и дальше путей – не изобилье. Решать, по сути, опять из двух вариантов. В викинги ли податься, попиратствовать, монастыри и селения европейские позахватывать. Или же пройтись по Восточному пути до стран неведомых, богатых, расторговаться там, набить мошну серебром звонким, горячим. А там и домой вернуться - зажиточным, уважаемым человеком!
Так что они, транзитники наши, одновременно и выгодоприобретатели, и генподрядчики, и посредники, и перевозчики. А потому ещё раз напомнив самим себе, что фелаги эти не принадлежали ни к какому-либо государству, ни к нации, ни к народу, а только самим себе, подряжаясь, и то не всегда, на разве что наёмную службу, и попробуем разобраться, что они делали на Восточноевропейской равнине и как они добывали своё серебро.
Понятное дело, хорошо – съездить куда-то за денежкой и привезти её домой. Понятны и механизмы исполнения: прибился к ватажке полувоинов-полукупцов, просквозил по Восточному пути на юг, выручил за свой товар деньги, доставил их в свой дом. Второй вариант: нанялся со всей своей фелагой охранять подобную купеческую ватажку, сопроводил её туда и обратно, получил расчёт, доставил денежки в свой дом. В какой-нибудь Страндбигден, где на них можно соорудить хороший собственный кораблик и заняться выгодным дельцем по добыче и продаже рыбы.
С одного похода, конечно, на кораблик не соберёшь, но за то время, пока будешь по таким походам ходить, удаль свою теша и денежку хорошую зарабатывая, - скопишь и на кораблик. А то и на именьице-бю – грабить-то и отжимать имущество у тех, кто послабее, никто тебе по пути не запрещал.
А можно и вовсе не наниматься – а так, сразу на экспроприации нацеливаться. Как викинги. Примерно так, как рассказывается в «Саге об Эгиле»:

Когда Торольву исполнилось двадцать лет, он собрался в викингский поход. Квельдульв дал ему боевой корабль. Тогда же снарядились в путь сыновья Кари из Бердлы — Эйвинд и Альвир. У них была большая дружина и ещё один корабль. Летом они отправились в поход и добывали себе богатство, и при дележе каждому досталась большая доля. Так они провели в викингских походах не одно лето, а в зимнее время они жили дома с отцами. Торольв привёз домой много ценных вещей и дал их отцу и матери. Тогда легко было добыть себе богатство и славу. /436/

Но на востоке с викингским делом не очень-то и разбалуешься. Реки – не море, на них тебя поймать и прижать как угодно можно. Если ты к тому же и без найма – значит, ты без статуса. То есть, по сути, пират. А на такие фелаги, как твоя, пиратские по определению, накидываются все, кому не лень. С целью уничтожить. От греха. Чтобы зла не случилось. Таким образом, самое выгодное – и самое безопасное в тех вообще не безопасных условиях – это идти в поход по рекам со своим товаром.
Правда, при этом всё равно нужно или самому хорошо вооружиться со своей командою – то есть превратиться, по сути, в ту же обычную фелагу, - или нанять ватагу хорошо вооружённых наёмников. Ибо если же ты плывёшь с товаром и без оружия, то ты в лучшем случае – бесхозный ополоумевший купец,. Такого грех не пощипать, а то и вовсе пролечить от сумасшествия. Радикальным хирургическим методом.
Да, но что можно продать в качестве товара, чтобы выкрутить у хитрых мусульман те деньги, с которыми не было бы стыдно возвратиться домой? Чем таким особенным владели скандинавы, чтобы их товаром заинтересовались обладатели сказочных богатств Востока?
Вот тут мы как раз и переходим к главной теме данной работы – тому, на котором будет строиться всё дальнейшее расследование появления в деревне Колетино Рязанской области русского крестьянского рода со шведской генетикой. Основанием для такого расследования должно стать понимание, как и каким образом проезжие частные военные компании с этнически скандинавскими командами срастились в один народ с местным населением? И как их стремление к добыче слилось с местными природными ресурсами в экономику будущего государства.
Конечно, сразу возникает вопрос: а они – срастились? Слились?
На этот вопрос данная работа и призвана ответить. Но – дальше.
Пока же нам нужно разобраться с фундаментом этого сращивания. С экономическим фундаментом.
Поэтому для начала повторимся с условиями, которые есть доказанные факты:
а) скандинавы вывезли к себе тысячи тонн восточных монет;
б) скандинавы торговали на Востоке рабами, мехами, оружием, воском и мёдом;
в) все эти товары для продажи они могли добыть только на Руси как транзитном для скандинавов коридоре от нищей Скандинавии к серебряному Востоку.
Отсюда сама собою формулируется задача: как охотники наши за серебром эти товары добывали? Ведь, повторимся, воин-торговец, проходящий транзитом по дорогам-рекам, должен был что-то предложить местному населению, чтобы выменять у него, скажем, меха и затем обменять их на восточное серебро.
Но что он мог предложить, если, как мы установили, само экономическое положение северной его родины просто не давало таких ресурсов, чтобы наменять на них достаточного количества мехов? Разве что оружие и своё воинское умение. И то, и то, однако, большого сегмента в экспорте по разным причинам не занимало. А то, что дорого стоило, надо было где-то ещё взять. Да ещё и чтобы курс обмена был повыгоднее. В идеале – бесплатно. То есть даром.
И вот как раз – какое приятное совпадение! – на транзитной территории все экспортные статьи сами собою присутствуют! Девки, потенциальные рабыни, хороводы водят, с потенциальными рабами мужского пола самочинно милуются. Сильные мужи, коих в воины продать можно, без всякой пользы топориками по дворам своим машут да за сошками-орясинами по полям ходят. Вокруг пчёлы жужжат, мёд и воск производят, в дуплах-бортях без всякого экономического смысла складируют. А в лесах меха зря пропадают. Прыгают по деревьям, скачут по земле, норки себе копают и новые меха в них выводят.
И все, все! - ничего не понимают в товарной экономике, злостно не желая становиться ценным товаром, который прямо-таки жаждет рачительных рук проплывающих мимо честных торговцев!
Таким образом, сама логика жизни диктует путешественникам решение всё вышеозначенное каким-то образом присвоить. Не то уж больно нерационально получается – будущее серебро само по себе гуляет!
Остаётся ответить на один вопрос: а как это богатство присвоить? Небось и девки по доброй воле из хоровода в рабыни не сиганут, и мужи за свободу свою драться будут. Меха тоже по норкам-дуплам спрячутся. Да и пчёлы, в общем, негативного отношения к похищению своего мёда что норманнами, что Винни-Пухом не изменили.
И вот как их взять, эти, например, меха, проплывая мимо них по реке-дороге? Всею фелагою бегать по лесам, пытаясь подстрелить в глаз белку или горностая? Лазить по деревьям, вытаскивая из бортей мёд и отбиваясь от разозлённых таким разбоем пчёл? Глупо и скорее всего бесполезно.
К тому же сразу возникает важная проблема. И состоит она в том, что меха уже – чьи-то. Даже когда ещё на деревьях сидят. Лес-то ведь только кажется пустым. На самом деле тут уже всё поделено меж людьми и родами. Конечно, разок поохотиться можно. Даже если и увидит какой местный Чингачгук, но на ватагу из пары десятков хорошо вооружённых людей с критикой не набросится. А вот если добычу шкурок вывести на постоянный уровень, то рано или поздно критика может оказаться коллективной. А даже один костяной наконечник стрелы, обмазанный какой-нибудь отравляющей гадостью, - уже довольно большая неприятность.
Tags: Русские среди славян
Subscribe

  • Русские среди славян

    3.3. Но и их – встраивали! Уже известный нам Торольв из "Саги об Эгиле" – не совсем "транзитник". Он – сборщик дани от имени своего конунга. Но…

  • Русские среди славян

    3.2. Как налаживаются контакты… Конечно, команда среднего норманнского корабля была в состоянии захватить любую местную деревеньку, а то и городище.…

  • Русские среди славян

    А с будущей челядью как быть? Нет, безусловно, за девками с парнями, положим, поохотиться можно. И даже с успехом. Если неожиданно и изгоном.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments