Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Откуда взялись русские. Глава 1. Русское завоевание Славинии

Таким ли оно было на самом деле, это знаменитое «призвание варягов»?
Едва ли. Понятное дело, что вышеприведённая история – всего лишь попытка современной реконструкции тех событий. Именно современной – нарочито осовремененной. Явно навеянной событиями недавней российской перестройки и дальнейших реформ и «реформ».
С другой стороны, со времён появления по меньшей мере людей современного типа ничего принципиально нового в их отношениях между собою не происходит. Страх и корысть – две половинки одних качелей, на которых раскачивается вся человеческая политика. И с точки зрения побудительных мотивов различных людей, родов и племён, вызвавших ту первую российскую Смуту, и точки зрения возможных устремлений Рюрика (буде такой вообще существовал) в описанной истории ничего фантастического нет. Разве что схемы финансирования «березовского» пошиба тогда ещё не были распространены – но война всегда требовала денег, а потому Рюрик не мог их не искать. У тех же богатых торговцев с острова Готланд.
Впрочем, как ни крути, а всё это – метафизика истории. А что о начале Руси говорит её «физика»? То есть как оно всё выглядело с позиций реального содержания событий? Того, каким мы его видим сегодня из источников, из материалов археологических раскопок, лингвистических и палеолингвистических исследований – вообще из того корпуса данных, которым мы ныне располагаем?
Начнём с хрестоматийного описания варяжского пришествия, каким оно дано в основном летописном источнике – «Повести временных лет»:

В лѣто 6367. Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ. А козаре имахуть на полянех, и на сѣверехъ, и на вятичихъ, имаху по бѣлѣ и вѣверици тако от дыма.

В лѣто 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: «Поищемъ сами в собѣ князя, иже бы володѣлъ нами и рядилъ по ряду, по праву». Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу. И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Бѣлѣ озерѣ, а третѣй Труворъ въ Изборьсцѣ. И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля.
По дъвою же лѣту умре Синеусъ и братъ его Труворъ. И прия Рюрикъ власть всю одинъ, и пришед къ Ильмерю, и сруби город надъ Волховом, и прозваша и́ Новъгород, и сѣдѣ ту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити: овому Полътескъ, овому Ростовъ, другому Бѣлоозеро. И по тѣмь городомъ суть находницѣ варязи; пѣрвии населници в Новѣгородѣ словенѣ, и в Полотьскѣ кривичи, Ростовѣ меряне, Бѣлѣозерѣ весь, Муромѣ мурома. И тѣми всѣми обладаше Рюрикъ.
И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина, и та испросистася къ Цесарюграду с родом своимъ. И поидоста по Дънепру, идуче мимо и узрѣста на горѣ городокъ. И въспрошаста, ркуще: «Чий се городъ?» Они же ркоша: «Была суть три братья — Кий, Щекъ, Хоривъ, иже сдѣлаша городъ сий, и изъгыбоша, а мы сѣдимъ род ихъ, и платимы дань козаром». Асколдъ же и Диръ остаста в городе семъ, и многы варягы съвокуписта и начаста владѣти польскою землею, Рюрику же княжящу в Новѣгородѣ.


Правда, аутентичность этого отрывка давно ставится под сомнение. Ещё великий русский исследователь летописей А.А.Шахматов убедительно доказывал, что легенда о Рюрике как родоначальнике первой княжеской династии на Руси была внесена только на этапе создания третьей редакции ПВЛ. Проще говоря – во времена Владимира Мономаха. Так что строго говоря, на этот текст можно было бы и не обращать особого внимания. Если бы…
Если бы его удивительным образом не подтверждала археология!
Об этом – чуть позже, но и без того данный отрывок любопытен, даже если является отражением неких представлений о зарождении Русского государства, имевшихся у книжников и летописцев XI-XII столетий. Как, впрочем, и у позднейших учёных и исследователей. И в таком свете этому месту из русской летописи необходимо поставить памятник. В деле изучения начальной русской истории он подобен месту крупной, ожесточённой и, похоже, вечной битвы. Этакий Мамаев Курган в Сталинграде – пункт столь же решающий, сколь и переходящий из рук в руки в схватках едва ли не рукопашных.
Потому что непонятно здесь всё.
Кто такие варяги?
Варягами во времена написания первой русской летописи в XI веке, называли выходцев из Скандинавии. Что и подтверждает данный летописцем список. Свеи - шведы, урмани – норманны, то есть норвежцы, аньгляне – в те времена датчане, готы – выходцы то ли с острова Готланд, то ли из земли Гёталанд, тогда ещё не инкорпорированные в состав шведского этноса…
Тогда первый кусок понятен: приплывали некие нехорошие парни из-за моря, из Скандинавии, брали дань. Но однажды местное население на них рассердилось, дани не дало и выгнало прочь.
Но становится непонятно, что такое русь. Конечно, летопись пытается это разъяснить –

- бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си.

Но попытка явно неудачна. Ибо племени русь никто не знает. Не нашли такого народа в Скандинавии. И в других местах тоже не нашли. А письменные источники тех лет доносят до нас смутные сведения о народе норманнском, но так или иначе связанном с территорией Руси. Даже знаменитые строки из сочинения под названием «Книги стран» Ахмеда ибн-аби-Якуба ибн-Вадиха аль-Катиба, чаще называемого именем «ал-Якуби», -

- на запад от города, называемого Аль-Джазира [Альгезирас], находится город, именуемый Ишбилия [Севилья), при большой реке, которая есть река Куртубы [Кордовы]. В этот город вошли язычники [ал-Маджус], которых называют Рус [ар-Рус], в 229 [843-844] году и пленяли, и грабили, и жгли, и умерщвляли -

- которые обычно понимаются как свидетельство если не тождества, то родства русов и норманнов, на самом деле ни о чём подобном не говорят. Во-первых, ал-Якуби большею частью был связан и рассказывал о восточной части арабского мира, которая как раз с «нашими», восточными, «русскими» русами и была знакома. И название «ал-урдуманийа» - собственно употребляемое по отношению к скандинавам, - на востоке было не в ходу. А во-вторых, после весьма убедительного разъяснения этого места выдающимся востоковедом и знатоком темы А.Я.Гаркави, -

- что слова в тексте Якуби, «которых называют Рус» не вышли из-под пера египетского писаря конца IX-го века, а принадлежат копиисту, будь это Али Анмати, или другой, читавшему уже в «Золотых лугах» Масуди догадку этого писателя, и принявшему её за чистую монету. По недостатку критики копиист этот думал, что он только поясняет известие своего оригинала, но ничего не прибавляет к нему; такие случаи нередки у копиистов вообще и восточных в особенности, -

- дискутировать просто не о чем. Русов арабы узнали позже 844 года, узнали не по испанскому набегу и идентифицировали с норманнами уже позже. Когда столкнулись с ними на востоке, а не на западе.
Тем не менее эта непонятная «русь» захватила и насильственно объединила восточноевропейские славянские племена сначала в одно государство, а затем и в один народ:

В лѣто 6391. Поча Олегъ воевати на древляны, и примучивъ я, поча на них дань имать по черьнѣ кунѣ.

В лѣто 6392. Иде Олегъ на сѣвяры, и побѣди сѣверы, и възложи на нихъ дань легъку, и не дасть имъ козаромъ дани даяти, рекъ: «Азъ имъ противенъ, а вамъ не чему».

В лѣто 6393. Посла Олегъ к радимичем, ркя: «Кому дань даете?» Они же рѣша: «Козаром». И рече имъ Олегъ: «Не давайте козаромъ, но мнѣ давайте». И вдаша Олгови по щелягу, якоже и козаромъ даяху. И бѣ обладая Олегъ деревляны, полями, радимичи, а со уличи и тиверьци имѣяше рать.


В первой книге мы уже говорили об этом, но повторюсь: не странно ли, что столь важное историческое деяние совершили никому не ведомые наёмники (ибо именно так и понимался на Руси термин «варяг»)? А ведь они даже своё имя дали стране и народу! Хорошо, пусть не наёмники – но столь же не ведомое уже через двести лет после этого подвига племя, которое даже добросовестный летописец вынужден был «прописывать» в Скандинавии! Франков историю все знают, англов, болгар, аллеманнов-германцев, венгров – а русам вот как-то не повезло.
Непонятно.
Впрочем, дальше «непонятки» в летописи продолжаются. Хорошо, -

- изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти.


Понятно, что на базе этой новообретённой свободы у «революционеров» началась своя «перестройка», неизбежно результирующие из неё счёты друг к другу, как материальные, так и национальные, конфликты и войны:

И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша.


Непонятно, где всё это разворачивалось. Ибо археологически мы сегодня просто не обнаруживаем соответствующих мощных поселений на северо-западе будущей Руси, в которых могли бы разыгрываться такие страсти. Во времена 860-х годов знаем мы здесь, по сути, только два пункта, похожих на города – Ладогу и крепость почти напротив неё, которую ныне называют Любшей. Нет даже Новгорода, которому приписывают «честь» призвания варягов.
Оно, конечно, человек - животное социальное, а значит всегда найдёт повод прирезать соседа, если с этого можно будет что-то безнаказанно поиметь. Но, строго говоря, в этих местах просто нет таких социальных масс, чтобы могло вырасти нечто большее, нежели драка с поножовщиной.
Вот, например, Ладога:

Определить общую площадь поселения рассматриваемого периода крайне сложно, но ясно, что оценки ее в 12-16 га сильно завышены. Распространение лепной керамики, исчезающей в городских центрах Северо-Западной Руси к началу XI в., показывает, что застройка тяготела к прибрежной полосе р. Волхов, несколько углубляясь от него лишь вдоль левого берега р. Ладожки. Локализованные, но недостаточно исследованные курганные и грунтовые могильники определяют ее максимальные границы на севере и западе (с востока течет Волхов). Однако и на этой площади далеко не все места годились для постоянного проживания. Таким образом, суммарные размеры поселения в X в. составляли не более 6-8 га.

Для предыдущего века площадь оценивается как ещё меньшая – 2-4 га. Максимум 200 на 200 метров. Поскольку хозяйства занимали чуть больше, чем советские легедарные 6 соток, то людей тоже, соответственно, немного:

В I-III ярусах открыто от 3 до 5 относительно синхронных жилых построек. Даже если на не раскопанной площади находится такое же их количество (что маловероятно), то все равно население поселка во 2 половине VIII - начале IX вв. вряд ли превышало несколько десятков человек и максимально может быть оценено в сотню жителей. Рассматривать его в это время как крупный центр нет никаких оснований.


Никаких княжеских, боярских, вообще властных владений также не отмечается:

В 810-830-х гг. (IV ярус) застраивается вся исследованная часть площадки Земляного городища. … Никакой усадьбы в привычном понимании здесь нет. "Большой" дом IV-5 имеет очаг в центре жилого покоя, продольные ряды столбов, что сближает его интерьер с "большими" домами I яруса. … Единственная достоверно выделяющаяся усадьба открыта на участке раскопа Е.А.Рябинина. Она имела весьма небольшие размеры и состояла из "малого" дома, амбара, хозяйственной постройки неясного назначения и стеклодельной мастерской.

Где тут гражданской войне кипеть? Вокруг двух амбаров с зерном?
С другой стороны, не об одних амбарах речь идёт. Экономических основ для войны по тем временам вполне достаточно:

Найденные сотрудниками музея бусы из цветного стекла, которые оказались сплавленными в том положении, в каком были нанизаны на нитку, свидетельствуют о связях со Средиземноморьем в IX веке. … Кроме того, была найдена костяная рукоятка ножа или шила X века, плетеный узор которой рассказывает о древнерусском искусстве и его тесной связи с искусством Севера Европы.
…Ладога контролирует сложную для проезда порожистую зону Волхова длиной около 36 км и обеспечивает здесь судовождение. Ладога — лидер своей округи, которая занимает узкую каемку приречной земли вдоль р. Волхова длиной около 50 км. Эта зона опознается по цепочке поселений и сопок, суммарно относящихся к последней четверти I тыс. н.э. и, следовательно, по времени своего возникновения одновременных древнейшему археологически выявленному строительному горизонту Е2 самой Ладоги (750—890 гг.). Некоторые поселения и сопки непосредственно приурочены к местам остановок судов и перегрузок товаров возле порогов.


О том, что существовал в этих местах бизнес и посерьёзнее простой логистики, свидетельствуют скандинавские саги:

…отправились они летом на восток в Гардарики, пришли осенью в Альдейгьюборг. ... Был им дан мир для их поездки [в Хольмгард].

Магнус, сын Олава, начал после йоля свою поездку с востока из Хольмгарда вниз [т.е. к побережью] в Альдейгьюборг. Стали они снаряжать свои корабли, когда весной сошел лёд.

А весной собрался он [Харальд Сигурдарсон] в путь свой из Хольмгарда и отправился весной в Альдейгьюборг, взял себе там корабль и поплыл летом с востока.

Кальв и его люди пробыли в Хольмгарде, пока не прошел йоль. Отправились они тогда вниз [т.е. к побережью] в Альдейгьюборг и приобрели там себе корабли; отправились с востока как только весной сошел лёд.


Конечно, необходимо достаточно трезво оценивать такие свидетельства. И саги – произведения всё-таки не исторические, и «привязаны» данные высказывания к временам на сто-двести лет более поздним, нежели занимающая нас эпоха. Тем не менее, даже с поправкою на время нет необходимости отрицать, что обмен, аренда и продажа судов должны были существовать здесь едва ли не с самого основания Ладоги. Морские корабли в реках и на порогах не больно-то потаскаешь – а значит, надо договариваться с кем-то из местных, чтобы оказали содействие как в перевалке грузов, так и в замене плавсредств. И в этом наверняка был один из важнейших экономических смыслов существования Ладоги, как то и доказывают находки в ней и около корабельных заклёпок.
А поскольку разным заинтересованным лицам важно было, чтобы такое содействие оказывалось им, но не их врагам, то появлялся и военным смысл захвата Ладоги под свой контроль.
Вот и наваливается противоречие на противоречие: воевать вроде бы некому не с кем и не за что – и в то же время есть и за что, и кому, и с кем. Вот только местные роды тут оказываются не при делах. Они что – подряды на обслуживание варягов поделить не могли? После того, как выгнали?(следует)
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments