Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Откуда взялись русские. Глава 2. Кто такие варяги?


Интермедия про белку и веверицу

Между прочим, -

- по бѣлѣ –

- это не по белке. Белка на древнеславянских языках – веверица. В той или иной форме написания и произношения. Белка же внятной этимологии не имеет. Объяснение, что –

- сущ. бѣла – «белка» возникло морфолого-синтаксическим способом словообразования на основе словосочетания бѣла вѣверица – «белая белка». Животное получило название по цвету шкурки очень редкой – белой – разновидности –

- следует признать примером очередного забавного кабинетного фантазёрства. Кто их видел, этих белых белок? И если даже – то каким образом, название по цвету «очень редкой» разновидности смогло переместиться на представителя одного из самых массовых видов русских лесных животных? Настолько распространённого, что в деревнях с белок начинали тренировать свои охотничьи навыки мальчишки?
На самом деле всё гораздо проще. «Белка» - такой же тотемный эвфемизм, как «медведь», «лиса», «заяц», да и «волк», пожалуй, этимологии которых при кажущейся ясности совершенно не ясны. То есть медведю повезло – очевидны два корня «мёд» и «ведать». И все знают слово «берлога». Откуда первоначальный «бер» сам на язык просится. С «зайцем» уже не столь очевидно. Хотя корень «ять», «яти» по древнерусской литературе знаком. И если вспомнить немецкого «Hase» с немецким же «haschen» - «ловить, хватать», - то смысл эвфемизма будет ясен: «хватаемый, залавливаемый». Не в том дело, конечно, что славяне у немцев этакий ловкий ход позаимствовали, дабы духов зря не гневить, а в том, что ещё в пору совместного жития народы индоевропейского языка похожим образом с этим языком и управлялись.
С «лисою» этимологи и вовсе разводят руками, но меж тем опять достаточно заглянуть в индоевропейские глубины, и мы тут же найдём немало вариаций вокруг значения «хитрить» - как, например, «lists» в готском – «хитрость, козни». Да и «волк» очень смахивает на значение, табуизацией навеянное: «волочащий, тащащий».
Так или иначе, слова -

- по бѣлѣ и вѣверици –

- традиционное кабинетное толкование превращает в бессмыслицу: «по белке и белке». Да и по факту: две белки в год (да пусть в месяц!) - не Б-г весть какая дань. Мех, что называется, холодный, носкость – два-три сезона, стоимость… прямо скажем, невелика. В XIV веке белка ценилась в одну деньгу, или 3 копейки серебром, утверждают Брокгауз и Ефрон, и нет оснований думать, что четырьмя веками ранее беличьи шкурки ценились в разы выше. Да, собственно, можно обойтись и вовсе без допущений. Имеется вполне корректное сравнение цен на меха: в конце 1400-х – начале 1500-х годов за белку давали 2 деньги, т.е. 6 копеек, куница стоила 90 копеек (5 грошей), а бобёр шёл за 16 грошей, или 2,85 рубля. И из какого тогда гуманизма хазары с подданных не бобров, а белок требовали? Зажиточно жили, не нуждались? Но хотя бы сам поход за данью окупать должны были стремиться? Иначе смысл где в такой операции?
Между прочим, судя по дошедшим до нас франкским сводам законов эпохи Каролингов Lex Ribuaria, стоимость вооружения воина соответствовала в солидах, т.е.золотых монетах –

Конь - 7
Меч с ножнами (scogilum) - 7
Куртка кожаная с металлическими бляхами (brunia, bruina – «броня») - 12
Шлем - 6
Щит с копьём - 2


Это, в общем, солидный воин – с мечом. Для чистоты сравнения уберём меч, сделаем воина середнячком. Нет, броню тоже уберём – пусть будет бедняком. Всё равно – 15 солидов. Между тем, вол в хорошем состоянии стоил 3 солида, корова – 1, кобыла – тоже 3… Вряд ли воины хазарского кагана стоили намного дешевле, чем воины сравнимой империи – Франкской. И что же, хазары собирали дань, которая не то что не окупала – она бесконечно не окупала! - содержание своей армии?
Впрочем, и франки нам не нужны. Есть примеры и поближе. Известно, что содержание одного аббасидского конника – а Аббасиды, вторая после Омейядов династия арабских халифов, полные соседи хазар и во времени (750—1258 гг.), и в пространстве (через Кавказ) – так вот, содержание этого арабского конника стоило 80 дирхемов в месяц. А дирхем к солиду обменивался по курсу 16 к 1. А солид – это 4,2 грамма золота. И получается, что такой же, как арабский – хазарский воин обходился в 60 солидов в год. 252 грамма золота. Почти полфунта.
Сколько это беличьих шкурок? Нетрудно подсчитать.
Те самые 80 дирхемов – это примерно марка серебром. Марка по весу – чуть больше 200 граммов. В товарах одна марка серебра = одна рабыня = четыре копья = 2 коровы. А в беличьих шкурках?
Известно, что из гривны серебра (204 г) чеканили 200 денег. В общем, смело можно сказать: 1 деньга = 1 грамм серебра.
Так вот, полмарки – это цена среднего качества меча. Или 100 шкурок. Или 3 солида у франков (если без ножен). Значит, конь – 230 шкурок, шлем – 200 шкурок, щит с копьём – 65 шкурок. Итого вооружение воина без меча тянет на 500 шкурок белки. И содержание его в год – ещё 2000 шкурок. Одного воина!
Веверица, т.е. белка, напомню – «от дыма»! Иначе говоря, от дома. В прошлой книге мы видели, что собою представляли «урбанистические центры» славян – в таком значительном городе как Ладога насчитывалось в синхронную эпоху… ну, пусть 300 домов. Пусть тысяча! Это неважно, ибо в землях обираемых хазарами полян, северян и вятичей мы и таких-то городов не находим. А в селищах, например, синхронной роменской культуры – 20-30 «дымов». То есть полуземлянок размером 6 на 6 метров. Ладно, будем великодушны – пусть этих жилищ насчитывается 50. Итого на вооружение и содержание одного воина необходимо обложить данью 50 славянских селищ! Или 50 тысяч для содержания всего лишь одной тысячи воинов. Коих у хазар было несколько десятков тысяч!
Интересно, у нас сегодня по всей России 50 тысяч деревень наберётся?..
Всё-таки интересно, отчего это кабинетным историкам не приходит в голову проверить свои домыслы простою математикой? Нет, понятно, что Хазарский каганат не одними славянскими данями богател. Но нелепость передаваемого из одного кабинетного поколения в другое понимания летописного известия в духе дани беличьими шкурками от этого меньше не становится.
Да, но тогда… чем? Если не шкурками – то чем отдавали «налоги» хазарам северяне, вятичи и иже с ними?
Но я не спорю по поводу именно вевериц. В другом месте ПВЛ мы видим известие, что дань бралась и в щелягах. В шиллингах, как толкуют это иные. Спорить не буду – факт, что у нумизматов щеляг считается названием солида в славянских землях. Что уже больше похоже на правду жизни в том, чтобы данью окупать хотя бы сам процесс её сбора.
Кстати, это же место в летописи прямо-таки яростно нам сигнализирует, что ни о каких белках в хазарской дани речь не шла. Вот что спрашивает русский князь Олег, победив неких радимичей:

Посла Олегъ к радимичем, ркя: «Кому дань даете?»

Как выяснилось, хазарам. Олег, естественно, распорядился:

«Не давайте козаромъ, но мнѣ давайте».

И дальше – самое важное:

И вдаша Олгови по щелягу, якоже и козаромъ даяху.

По щелягу. То есть по аналогу солида. Три с половиной грамма золота. И какое у нас, кроме кабинетных фантазий, основание полагать, что с радимичей хазары брали на порядок более тяжёлую дань, нежели с вятичей или вообще соседних им, открытым всем степным натискам, северян?
И мы знаем, что и веверица, векша, мордка – суть тоже расчётно-денежные единицы на Древней Руси, точную стоимость которых определить затруднительно. Точнее, слишком много вариантов. Скажем: ¼ или 1/6 куны – и довольно.
А вот –

- бѣля –


- это куда интереснее.
Дело в том, что есть не очень известные этнографические данные. Они говорят, что в ряде брянских, орловских, воронежских – то есть как раз в интересующем нас пространстве – говоров зафиксировано понятие «беля», «бель», иногда «побель» в смысле «девушка», «девственница». Вот чем хазары дань брали – девицами юными! Это тебе не беличья шкурка, коих бунтами считают! Такая страшная дань вполне может претендовать на то, чтобы остаться в памяти народной и до летописи дойти!
И цена такой добыче была уже другою. Напомню: рабыня стоила тогда марку серебра. Как раз на месячное содержание воина. Или четыре копья. Или две коровы. Или 80 дирхемов. А в Европе её приравнивали к жеребцу. Во всяком случае, в таможенном законодательстве, как о том свидетельствует так называемый Раффельштеттенский устав, который регулировал пошлины в Баварской восточной марке между 904 и 906 годами:

Славяне же, отправляющиеся для торговли от ругов или богемов, если расположатся для торговли где-либо на берегу Дуная…, с каждого вьюка воска платят две меры стоимостью в один скот каждая; с груза одного носильщика – одну меру той же стоимости; если же пожелают продать рабов или лошадей, то за каждую рабыню платят по одному тремиссу, столько же за жеребца, за раба – одну сайгу, столько же за кобылу.

Надо полагать, и варяги, приходящие «из-за моря», брали сравнимую по ценности подать. Вряд ли это было меньше, нежели позднее накладывал на своих подданных князь Олег:

Поча Олегъ воевати на древляны, и примучивъ я, поча на них дань имать по черьнѣ кунѣ.

Опять же не будем, подобно кабинетным фантазёрам, понимать это так, будто Олег брал дань чёрными куницами. Куница – это сегодня редкий зверь. А тогда они вроде хорьков были – разве что по головам не прыгали. И цена им была соответствующая.
А вот куна как денежная единица - это что-то другое. Скажем, проход на корабле от Новгорода до Ладоги стоил три марки кун или пол окорока, проезд вниз по Неве и обратно – 5 кун или окорок. Включая таможенное мыто. Так что «чёрная куна» здесь – снова какая-то денежная единица Древней Руси, к нашему времени уже забытая. И, судя по всему, немалая, раз позднее князь Владимир обещал варягам –

- пождѣте . даже въı кунъı сберуть за мс̑ць –


- и те действительно месяц ждали. Что означает - считали такой срок сбора по куне вполне нормальным. Это не то, значит, что можно прямо так вот вытащить из княжьей сокровищницы и выдать на руки. Не исключено – по контексту судя, - что это вообще месячный доход, скажем, среднего данника.
В общем, было отчего взбелениться славным ладожанам. И прогнать варягов за море.
Tags: Откуда взялись русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments